Политическая система общества, ее структура.

Политика как деятельность, ее объекты, субъекты, средства и цели

Слово «политика» случилось от греческого слова politike, что свидетельствует в переводе на русский язык национальные дела. Среди обстоятельств — поляризация общества, появление социальных конфликтов и противоречий, нуждающихся в разрешении, и возросший значимости управления и уровень сложности обществом, потребовавший формирования особенных, отделенных от народа властей.

а) Политика — это отношения между странами, классами, социальными группами, нациями, появляющиеся по поводу захвата, осуществлении и удержания политической власти в обществе, и отношения между странами.

б) Политика — это деятельность национальных органов, политическихпартий, публичных объединений в сфере взаимоотношений (классами, нациями, странами), направленная на интеграцию их совместных усилий с целью упрочения политической власти либо ее завоевания.

в) Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, страны, которая связана с реализацией общезначимых заинтересованностей посредством политической власти.

Под функциями политики знают совокупность процессов, высказывающих ее назначение в обществе.

Функции политики:

а) выражение значимых заинтересованностей всех слоёв и групп общества;

б) интеграцию разных социальных слоев, поддержание целостности общества;

в) обеспечение предстоящего развития общества;

г) руководство и управление публичными процессами, разрешение противоречий и конфликтов) политическую социализацию личности.

По масштабам проведения различают

1) локальную

2)региональную

3) общенациональную

4) интернациональную политику

По срокам осуществления

1) текущую

2) долгосрочную

3) перспективную.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо либо косвенно участвующие в ходе реализации политической власти либо влияния на нее.

Субъектами политики смогут быть:

а) социальные общности (классы, нации и др.);

б) объединения государства и различные (организации, партии, перемещения, церковь и т. д.);

в) политические элиты (привилегированные группы);

г) отдельные личности (среди них и политические фавориты).

границы и Степень политической деятельности субъектов политики зависят:

1) от существующей в стране политической совокупности, которая опредёляет нормы и пределы политической активности;

2) от социальной структуры общества, наличия либо отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и других ограничений);

3) от публичного положения того либо иного слоя, личности, социального университета;

4) от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.);

5) от внутреней политической обстановки и последовательности вторых событий

Объекты политики разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, появляющиеся по поводу осуществления политической власти в общества, а внешняя политика — отношения между странами в мире. Со своей стороны в зависимости от объектов, на каковые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

Цели политики: смогут быть долговременными, текущими, актуальными и неактуальными, peaльными и нереальными. Цели той либо другой политики зависят oт субъектов осуществления политики, от их заинтересованностей, от назревших социальных потребностей, от се стояния общества. В политическом практике остро стоит вопрос о соотношении средств и целей политической деятельности. Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали морали и нерасторжимость политики, главенство моральных норм в политике (Аристотель. И. Кант). Но таковой подход ведет к отрыву политики от действительности. Второй подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали («Цель оправдывает средства»).

Применение неправедных средств с целью достижения «высоких» совершенств не только безнравственно, но и довольно часто ведет к итогам, заметно отличающимся от заблаговременно поставленных целей. Разумеется, нужна целая совокупность публичного контроля за деятельностью политиков, основанных на общечеловеческих сокровищах (в первую очередь свободах и правах человека).

Политическая совокупность общества, ее структура.

Под политической совокупностью общества знают совокупность разных политических университетов, социально-политических общностей, взаимоотношений и форм взаимодействий между ними, которых реализуется политическая власть.

Функции политической совокупности:

1) определение целей, задач, дорог развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределениематериальных идуховных ресурсов;

4) согласование разнообразных заинтересованностей субъектов политического процесса;

5) внедрение и разработка в общество разных норм поведения;

6)безопасности общества и обеспечение стабильности;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за исполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических системвыступает, в большинстве случаев, политический режим, способ и характер сотрудничества власти, общества и личности. По этому критерию все политические совокупности смогут быть поделены на:

1. тоталитарные,

2. авторитарные

3. демократические.

Политическая наука выделяет четыре главных элемента политической совокупности, именуемых так же системами:

1) институциональную,

2) коммуникативную,

3) нормативную,

4) культурно-идеологическую.

К институциональной системе относятся:

1. политические организации (университеты)- государство, политические партии и публично-политические движения, т.е.организации, яркой целью существования которых есть осуществление власти либо действие на нее;

2. несобственно политические — профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п, т.е. организации, осуществляющие собственную деятельность в экономической, социальной, культурной сферах судьбы общества. Они не ставят перед собой независимых политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической совокупности, а исходя из этого подобные организации должны принимать участие в политике общества, отстаивая собственные корпоративные интересы, получая их реализации и учёта в политике.

3. клубы по заинтересованностям, спортивные общества — организации, имеющие в собственной деятельности только незначительный политический нюанс. Они появляются и функционируют для реализации личных склонностей и интересов какого-либо слоя людей. Политический оттенок они покупают как объекты действия со стороны страны и других фактически политических университетов. Сами же они не являются активными субъектами политических взаимоотношений.

Коммуникативная система политике общества — это совокупность форм и отношений сотрудничества, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.
Политические отношения результат бессчётных и разнообразных связей субъектов политики в ходе политической деятельности. Вступать в них людей и политические университеты побуждают их личные потребности и политические интересы. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения.

1. первичные — формы сотрудничества между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), и в них;

2. вторичные — отношения между странами, партиями, вторыми политическими университетами, отражающими в собственной деятельности интересы определенных социальных слоев либо всего общества.

Политические отношения строятся на базе определенных правил (норм). традиции и Политические нормы:

1. правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других публичных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

2. традиции и неписаные обычаи. Имеют громадное значение во многих государствах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наровне с писаными политическими нормами:

3. этико-моральные нормы в которых закреплены представления всего общества либо его отдельных слоев о зле и добре, правде справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая система политической совокупностей является совокупностью разных по собственному содержанию политических идей, взоров, представлений, эмоций участников политике.

Политически сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях

1. теоретическом (политическая идеология) — взоры, лозунги, идеи, концепции, теории

2. эмпирическом (политическая психология) — эмоции, эмоции, настроения, предрассудки, традиции

Но в политике общества они равноправны.

В идеологической пол совокупности особенное место занимаем политическая культура — комплекс обычных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый, много поколений опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «социальных поведения групп и модели человека.

Лекция 5.2 | Политическая совокупность | Марина Арканникова | Лекториум


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: