Политика демонополизации.

Политика демонополизации направлена на понижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее действенное проведение в рамках переходной экономики предполагает:

  • Разработку совокупности ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к значительному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках запрещает соглашения между соперничающими компаниями, занимающими в совокупности главное положение на рынке, в случае если их результатом возможно значительное ограничение борьбы. В соответствии с русскому антимонопольному законодательству положение компаний возможно признано доминирующим, лишь в случае если их часть на рынке соответствующих товаров превышает 35 % . Согласно точке зрения ряда специалистов, данный критерий для определения главного положения на рынке чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации. Практически закон предоставляет возможность очевидно монополистическим структурам, концентрирующим в собственных руках до трети рынка соответствующего товара, беспрепятственно выполнять действия (слияния, соглашения и т. п.), направленные на ограничение борьбы. Отметим, для сравнения, антимонопольное американское законодательство запрещает соглашения и слияния об установлении стоимостей компаниям, совокупная рыночная часть которых превышает 15 %. Вертикальные слияния компаний не допускаются, в случае если часть хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.
  • Проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий. Антимонопольному комитету РФ дана возможность принимать решения о принудительном разделении фирм, входящих в состав предпринимательских монополий.
  • Содействие борьбы в монополизированных отраслях. Ее проявление содержится в стимулировании создания новых фирм в этих отраслях, в поощрении действующих фирм вторых отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении зарубежным компаниям доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия борьбы являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование фирм, в первый раз вступающих на монополизированные рынки.

В переход ной экономике используется кроме этого ценовое регулирование продукции монополистов. Оно осуществляется различными способами:

  • при помощи установления жёстких фиксированных стоимостей, либо так называемых предельных стоимостей, в то время, когда предприятию установлен большой уровень, до которого оно может повышать цену;
  • централизованное установление нормативов трансформации стоимостей, в то время, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, либо нормативы рентабельности в цене товара.

На первых этапах реформы для фирм, занимающих монопольное положение на рынке какого-либо товара, в большинстве случаев, устанавливались предельные нормативы рентабельности в цене этого товара. В короткосрочном периоде таковой подход способен мешать монополистическим тенденциям к сокращению предложения и повышению цен товаров. Но в долгосрочном периоде появляются отрицательные черты разглядываемого способа ценового регулирования. В связи с тем, что предельный норматив рентабельности устанавливает прямую пропорциональную зависимость между себестоимостью товара и прибылью, монополист заинтересован не в понижении, а, напротив, в росте издержек на собственную продукцию с целью повышения прибыли. Это отрицательно отражается на эффективности производства и может привести к столь большому росту себестоимости, а соответственно и товарных стоимостей, что они превысят тот уровень стоимостей, что сложился бы без ценового регулирования.

Учитывая негативное влияние способа предельных нормативов рентабельности на динамику предложения, цен и издержек, целесообразно применять иные способы ценового регулирования. Отметим, но, что какие конкретно бы способы мы не использовали, централизованное регулирование стоимостей блокирует воздействие конкурентного ценового механизма, мешая обычной работе рынка. Исходя из этого при переходе к рынку не нужно применять ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно возможно только в весьма ограниченном секторе экономики, а именно там, где отмечается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью вторыми средствами антимонопольной политики.

Так, антимонопольная программа обязана содействовать формированию борьбы и рыночных отношений. Ее главные направления:

1) полный демонтаж административно-командной совокупности, тех ее звеньев, каковые содействуют сохранению и воспроизводству монополистических взаимоотношений;

2) изменение производственной структуры на базе раздиверсификации и укрупнения существующих производств;

3) формирование организационного и преодоления проявлений и правового механизма выявления монополизма в экономике.

Успех мероприятий по ограничению монополизма во многом зависит от формирования рыночной инфраструктуры, тесно связан с этими процессами, как оздоровление финансово — денежной совокупности, формирование новой совокупности ценообразования и либерализации стоимостей, создание денежного рынка. Вместе с тем уже с первых шагов программы реформ серьёзна реализация комплекса монопольных мер.

Демонополизация относится к разряду постоянных функций страны в рыночной экономике, сравнимых с перераспределением доходов либо антиинфляционным регулированием. Задача страны вырисовывается достаточно четко: сделать так, дабы в народном хозяйстве остались лишь естественные монополии. Монополизм нехорош не сам по себе, а только тогда, в то время, когда делается избыточным, преобразовывается в сверхмонополизм.

Антимонопольная политика не должна, следовательно, направляться против монополизма по большому счету, формироваться как орудие его тотального разрушения. Она будет по-настоящему действенной, в случае если предварительно совершить основательную опись рынков, разграничить их на конкурентные и в принципе неконкурентные, определиться с территорией «естественного» монополизма и отладить механизмы его регулирования.

Демонополизация Жебривского


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: