Положение 1: влияние родительской семьи на человека

Семья, в которой мы выросли, во многом определяет установки и наше поведение.

В собственной книге «Психотерапия в семье» Сатир поясняет собственную идею о влиянии семьи:

«По сути дела, родители — это те же дети, они живут рядом со собственными родителями (сейчас бабушками и дедушками), каковые так же, как и прежде учат их, как жить.

Я воображаю своих родителей необычными строителями. Сознательно и бессознательно они привносят в собственную новую семью то, что усвоили у собственных своих родителей, и из этого материала они строят каркас для собственной будущей семьи» (Satir, 1987, р. 145).

В книге «Совокупность Сатир» (The Satir Model), которая увидела свет уже по окончании смерти самой Сатир и написана ею в соавторстве с Джоном Банменом, Джейн Гербер и Марией Го-мори, Сатир так пишет о влиянии семьи:

«Родители оказывают помощь нам осознать, что имеется что в нашем мире, разделяя всю землю на серьёзное и не серьёзное. Именно в эту нору мы обучаемся угадывать, как поведут себя другие, как вести себя с людьми, чего мы можем ожидать от самих себя и какими нас желают видеть окружающие…

Родители, волнуясь о отечественной безопасности, с детства внушают нам правила поведения. Показавшись на свет, ребенок попадает в собственную первую домашнюю триаду: мать — папа — дитя, и тут усваивает начальные правила личной безопасности, исследует тела собственных своих родителей, перенимает их свойство к симпатии и любви. Родители позволяют понять, а часто и прямо говорят своим детям о том, какими они должны быть, одобряя одни их поступки и строго наказывая за другие. База самоидентификации закладывается в ребенке именно во время общения в его первой триаде…

Младенец, чье выживание всецело зависело от других, вырастает в ребенка, чья самоидентификация покоится на оценках окружающих… В итоге свод семейных правил делается для человека мерилом личной значимости; в то время, когда он направляться этим законам, он чувствует себя вправе рассчитывать на любовь и уважение. Продолжая в подобном духе, он культивирует одни и ограничивает другие нюансы собственной неповторимой личности» (р. 20-21).

Сатир подмечала, что в течении многих столетий семья была очень иерархичной по собственной сути, это порождало неравенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности человека как личности. В совокупностях с твёрдой иерархией:

1) кто-то один захватывает всю власть и навязывает единственно верный метод «как жить», что все обязаны брать за пример;

2) в тяжёлый момент необходимо отыскать человека, которого возможно обвинить во всех грехах;

3) перемены недопустимы.

Подобная система и в грош не ставит неповторимую индивидуальность человека с его оттенками темперамента, талантами, заинтересованностями, мыслями, потребностями и чувствами. При таком положении дел теряется индивидуальность, потому что все члены совокупности, и «правитель» а также, должны принести частичку самобытности в жертву совокупности.

Сатир показывала, что в совокупностях, где отношения строятся на безоговорочном доминировании одного человека и полном подчинении остальных либо же в то время, когда налицо превосходство кого-то одного над вторыми, неизбежна узурпация власти, что может повлечь за собой нарушения совокупности. В этом случае совсем не имеет значения хорошие отношения между людьми либо нехорошие. К примеру, отношения между женой и мужем, ребёнком и родителем, пациентом и врачом, учителем и учеником смогут быть в полной мере теплыми и, однако, порождать узурпацию власти, в случае если предполагается, что кто-то ответственнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в малоизвестном для него мире, конечно же, не сильный собственных родителей, а потому он весьма болезненно реагирует на то, в то время, когда другие вычисляют его не сильный. Особенно в случае если родители просто не знают, как разрешить ребёнку понять, что они уважают его чувства, мнения и желания.

Жестко иерархичная совокупность полностью не считается с уникальностью человека и индивидуальными различиями. Члены данной совокупности не вольны честно высказывать собственные чувства, но, дабы не стать изгоями, обязаны подчиняться

авторитетам. В книге «Психотерапия в семье» Сатир называет такие совокупности закрытыми:

«Закрытой совокупностью есть та, члены которой выражают собственные эмоции с крайней опаской. Золотое правило таких совокупностей диктует всем ее участникам придерживаться одного мнения, эмоций, иметь однообразные цели, кроме того в том случае, в то время, когда все основано на лжи. В закрытых совокупностях искреннее самовыражение недопустимо, а вдруг уж такое произошло, человека, разрешившего себе подобное, остальные вычисляют отщепенцем, больным, психом.

Каждые отклонения от установленного порядка воспринимаются как угроза, как предвестник того, что некоторым нужно будет покинуть совокупность и появляться ненужными никому, кроме того самим себе. То, что в подобной системе повсеместные запреты тормозят личностный рост и ухудшают здоровье, не вызывает сомнений, но сейчас я совершенно верно знаю: беспокойство на поведенческом и эмоциональном уровнях — верный показатель того, что этот индивид есть членом семьи закрытого типа» (Satir, 1983, р. 237-238).

В жестко иерархической совокупности причинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события имеется лишь одна обстоятельство. Так, ребенок в семье подчас делается причиной якобы всех домашних неурядиц.

Вторая отличительная черта жестко иерархичных систем — неприятие изменений. Перемены тут недопустимы, считается, что они содержит скрытую угрозу и смогут навлечь громадные проблемы. Совокупность опирается на должностилат, что путь обеспечить себе безопасность — это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых изменений и сопротивляясь им. А потому, что в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители постоянно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и жёсткими.

Михаил Лабковский — Как отношения с родителями воздействуют на нашу жизнь.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: