Положение 6: процесс изменений

Процесс трансформаций для всех однообразен и включает пара стадий.

Годами замечая за тем, как изменяются ее больные, Сатир пришла к выводу, что процесс трансформаций подразделяется на пара стадий. Первую стадию она выяснила как «статус кво»: человек поймёт необходимость изменений, но позиция «пускай остается все как имеется, по причине того, что так привычней» побеждает рвение к переменам.

Сатир полагала, что вторая стадия наступает, в то время, когда некий «чужеродный элемент» извне попадает вовнутрь совокупности и нарушает ее баланс. Таким элементом возможно новый член семьи, смерть, заключение в тюрьме, развод, уход одного либо нескольких участников из семьи либо кроме того классный начальник, что информирует родителям о некрасивом поведении их ребенка. С приходом чужеродного элемента наступает третья стадия, названная Сатир «хаос», по причине того, что

Заискивание Обвинение Сверхрасчетливость Сбивание с толку

Рис. 2.9. Позы обороны по Сатир

для людей и в самом деле наступает настоящий хаос, они эмоцииют, как земля уходит из под ног, они растерянны, напуганы и не знают, что им делать. Но, как утверждала Сатир, именно на данной стадии появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть какое количество-нибудь поменять совокупность.

Сатир определяет четвертую стадию как «новые возможности», по причине того, что для людей наступает время, в то время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых стиповедения и лей мышления. Последнюю стадию Сатир называет «практика», место для отработки «новых вероятностей» с целью их закрепления. На рис. 2.10 продемонстрировано, как примерно выглядит процесс трансформаций.

Сатир вычисляла серьёзным и нужным применение стадий, составляющих процесс трансформации, для увеличения личностконгруэнтности и ной самооценки. Высокая самооценка видна по уровню энергии в человеке, его выражению лица, позе, которую он принимает, его настроению, поведению и осанке.

Бранден (Branden, 1994) дал достаточно подробное описание человека, чья самооценка находится на высоком уровне, начав с его наружности: «глаза живые, броские, с огонькомв наше время;, лицо спокойное, естественного оттенка, со здоровой, ровной кожей (кроме, конечно, случаи кожных болезней);

Рис. 2.10. Процесс трансформаций

подбородок держится прямо и конечно, нижняя челюсть не напряжена» (р. 44). Продолжая это описание, Бранден упоминал, что высокая самооценка выражается в способности принять себя, т. е. с легкостью сказать не только о собственных удачах, но и промахах, мочь высказывать и откликаться на искренние, благодарность и нежные чувства. Помимо этого, высокая самооценка выражается в открытости человека новым проектам и идеям, в его способности подмечать забавные эпизоды нашей жизни, в способности сознаваться себе самому, что ты напуган и растерян, и умении справляться с подобны-

ми чувствами, а также в умении «сохранять хладнокровие и достоинство кроме того в условиях стресса» (р. 44).

Важные трансформации ведут к увеличению конгруэнтности. В начале собственной психотерапевтической деятельности Сатир определяла конгруэнтность как свойство быть в согласии с собственными эмоциями, принимать их, осознавать и руководить ими. Но, по мере того как ее познание вопроса углублялось, она додавала к этому определению такие ответственные моменты, как целостность, внутренняя твердость, гармония с собой и, наконец, сообщение с «всепроникающей жизненной силой, которая творит, поддерживает и дает рост человеку и всему живому на Земле» (Satir et al., 1991, p. 68-69). Наглядно процесс изменения возможно изобразить так, как это сделано на рис. 2.11.

Рождение. Зажатость «я». Освобождение «я» Восстановленное «я».
Целостность Доступ к ресурсам свобода и
Свободное использование «я». заблокирован. внутренних ресурсов.
Вольный доступ Косность. Струящаяся энергия.
к внутренним Упадок сил Продуктивность.
ресурсам. Творчество.
Гибкость Гибкость

Рис. 2.11. Процесс изменения «я»

Роль психотерапевта

Сатир вычисляла так: основное, что обязан сделать психотерапевт, — это оказать помощь человеку понять собственный творческий потенциал. И первым инструментом в этом деле есть, согласно ее точке зрения, личность самого психотерапевта.

По убеждению Сатир, личность психотерапевта есть тем центральным элементом, что запускает целый механизм психотерапевтической работы. Она была уверена, что тот, кто живет в согласии со своим «я», способен глубже осознавать других, помогая психологически уязвимым людям получить чувство уверенности в себе, готовности и защищенности к переменам. «В то время, когда я живу в полном согласии с собой, со чувствами и своими мыслями, с тем, что вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования. Я становлюсь конгруэнтным и целостным человеком, помимо этого, я открыта к общению с другими» — вот строки из книги Сатир «Психотерапия Сатир ход за шагом» (Satir Baldwin, 1983, p. 23).

Сатир показывала, что главным принципом настоящего психотерапевта должен быть гуманизм, наряду с этим принципиально важно, чтобы психотерапевт пришел к этому совсем сознательно. Она настоятельно рекомендовала психотерапевтам четко определиться со собственными убеждениями, дабы до конца осознавать собственные действия как психотерапевта. Шваб в работе «Путеводитель по концепции Сатир» цитировала такое высказывание Сатир: «Тот, кто решил помогать людям, может только предлагать собственные услуги, но никак не настаивать, дабы их тут же приняли … ваша задача как психотерапевта — помогать людям применять полученный ими жизненный опыт для их личностного совершенствования, выявляя их внутренний потенциал» (Schwab, 1990, р. 17).

Шваб попыталась дать краткое описание представлений Сатир о роли психотерапевта:

«На уровне общения психотерапевт:

—поддерживает конгруэнтное общение;

—подталкивает человека к поиску новых способов решения неприятностей;

— формирует условия для упрочнения эмоции самоценности;

—пытается добиться эмоциональной включенности. В работе над увеличением самооценки психотерапевт:

—обучает человека глубже осознавать себя и других;

—старается быть терпеливым и реально наблюдать на вещи;

—сводит воедино прошедший опыт человека и реальность сегодняшнего дня;

—уделяет внимание каждому в отдельности, проводя с ним психотерапевтическую работу;

—выявит подлинные эмоции и приводит человека в согласие с ними;

— относится с доверием и уважением к каждому.
При работе с я человека психотерапевт:

—моделирует обстановке, понуждающие человека идти на риск и обнажать собственную сущность;

—заряжает энергией;

—формирует все условия чтобы подтолкнуть человека к внутренним трансформациям;

—умело применяет шутку, юмор, метафору, образы;

—грамотно применяет психотерапевтические техники;

—может в необходимый момент обратиться к жизненному опыту человека;

—скоро схватывает главенствует жизненных событий и находит причину эмоций человека, дабы затем наметить направление коренных личностных изменений;

—получает понимания и осмысления, а совсем не обязательно полного согласия;

—разбирается в истории, политике, литературе, театральном мастерстве, психологии, биологии, юриспруденции, медицине, экономике, социологии, физиологии, антропологии и может использовать по необходимости собственные знания;

—владеет познаниями в области теорий о домашней совокупности, совершенствовании навыков личности и развитии общения;

—легко принимает новые знания» (Schwab, 1990, р. 17-18).

Психотерапевтический

процесс

по методике Сатир

Оценка граждан и политического положения Путина СССР. Cлабонервным не наблюдать! [06.03.2019]


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: