Помогите животным найти свой дом

Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить верно применять слова с различной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.

Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.

Речевой материал: заглавия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите отыскать дорогу. Где живет корова (заяц…)?

Движение игрыУ педагога на столе различные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям разглядеть и назвать животных, имитировать их действия (заяц и лиса прыгают, волк бегает, корова ест траву), после этого информирует: «Уже поздно, мрачно. Животным необходимо идти к себе. Помогите им отыскать дорогу». Он говорит о макете сарая и леса (лучше, в случае если макеты находятся на различных финишах стола либо на двух партах). Педагог предлагает детям забрать различных животных и оказать помощь им отыскать дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит либо прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае либо в лесу, уточняя, где они живут.

По окончании того как все животные нашли собственный дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как именуются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».

Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?

Цели: уточнять познание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.

Оборудование: картины с изображениями птицы, рыбы, лягушки, бабочки, осы, жука, белки, змеи, мышки и др.

Речевой материал: Кто летает, ползает, плавает, бегает, прыгает? Птица летает, белка прыгает… и т.д.

Движение игрыИгра проводится на занятии по теме «Животные», в то время, когда дети познакомились со методами передвижения разных животных. Педагог раздает детям по паре картин с изображением животных, они отвечают на вопрос «Кто у тебя?» и именуют животных. На доске прикреплены таблички со словами: «летает, ползает, плавает, бегает, прыгает», каковые прочитываются. Педагог приводит к ребЁнку и предлагает ему разместить картины под соответствующими табличками. Ребенок прикрепляет картину под соответствующим словом и говорит: «Рыба плавает». Дети оценивают правильность исполнения задания, ребенок приобретает фишки по количеству верно расположенных картин. Так размещаются все картины. После этого педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Кто летает?» Дети отвечают: «Птичка, бабочка, оса летает». Таким же образом проводится работа и с остальными глаголами. Возможно задавать и провоцирующие вопросы: «Рыба летает?», учить отвечать, применяя конструкции с отрицанием либо противопоставлением: «Нет, рыба плавает. (Рыба не летает, а плавает)».

Четвертый лишний

Цели: развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, применять сложные предложения с альянсом «по причине того, что».

Оборудование: четыре комплекта картин с предметами различных тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Речевой материал: что лишнее? (Что не подходит?), конструкции типа: «тарелка лишняя, по причине того, что это не мебель». Для чего необходимы эти предметы?

Движение игрыПедагог размещает в наборном полотне либо на фланелеграфе комплекты картин, в которых три картины относятся к одной тематической группе, а одна — к второй. К примеру, в одном комплекте находятся картины с изображением стола, стула, тарелки и шкафа, в другом — помидора, сливы, моркови, лука. По такому же принципу подбираются и другие комплекты картин. Педагог предлагает детям пристально разглядеть картины и заявить, что лишнее (что не подходит). В то время, когда ребенок назвал предмет, педагог требует ребенка растолковать, из-за чего он так вычисляет. Взрослый оказывает помощь ребенку верно выстроить сложное предложение. Возможно записать предложение на доске в качестве примера. В случае если дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, педагог на примере одного комплекта картин уточняет, к какой группе относится любой предмет. Таким же образом проходит работа и с другими комплектами картин. Педагог не должен торопиться помогать детям, сперва необходимо выслушать все объяснения детей, и если они не правильны, оказать помощь детям установить верные причинно-следственные связи.

В то время, когда дети обучатся верно выделять четвертый лишний предмет, относящийся к второй тематической группе, возможно предложить картины с предметами, более родными по функциональному показателю, к примеру, дикие животные и домашние, чайная и столовая посуда, летняя и зимняя одежда, бельё и верхняя одежда и т.д.

Обрисуй предмет

Цели: учить применять вопросный и символический замыслы при описании предметов, составлять описание в определенной последовательности.

Оборудование: настоящие предметы либо муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки-знаки либо схема, на которой последовательно представлены знаки, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные знаки (где растет, где живет, где приобрели).

Речевой материал: заглавия предметов, обрисуй предмет. Что это? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по форме? Где живет? Где растет? Для чего нужен? Где приобрели?

Движение игрыДетям предлагается обрисовать привычный предмет, к примеру овощ. На первых занятиях описание предмета строится в виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по вкусу? Где растет? Для чего нужен? Где приобрели?» Составленное описание прочитывается детьми. В то время, когда у них будет накоплен опыт описания предметов по вопросному замыслу, педагог может применять одновременно и вопросный, и символический замысел. Для этого рядом с вопросом размещается карточка-знак, уточняется значение знаков (предмет возможно громадный либо мелкий, круглый, квадратный, различного цвета и т.д.).

С детьми старшего дошкольного возраста возможно применять символический замысел. Педагог предлагает обрисовать предмет, уточняя по схеме карточек-знаков последовательность описания (о чем необходимо сообщить сперва, о чем позже). При необходимости вводятся новые знаки, значение которых уточняется. К примеру, при описании одежды вводится карточка с знаками различных магазинов, при описании животных — карточка с знаками дома, леса, гнезда.

Посылка

Цель: учить обрисовывать предметы и выяснять их по описанию, закреплять навыки чтения.

Оборудование: коробка, в которой в бумажных пакетах лежат фрукты и овощи (по одному в пакете). Смогут употребляться предметы вторых групп (игрушки, одежда и др.).

Речевой материал: Почтальон принес посылку: овощи, фрукты, обрисуй, назови, предугадай, и слова, обозначающие особенности фруктов и овощей (форму, величину, цвет, вкус).

Движение игрыПедагог показывает детям коробку и информирует, что рано утром почтальон принес посылку. В том месте фрукты и овощи. Педагог дает двум детям по пакету, предлагает посмотреть в них, а после этого, не именуя, что в том месте, поведать детям о предмете, что они взяли в посылке. При затруднений педагог оказывает помощь ребенку посредством наводящих вопросов: «Какого именно цвета фрукт? Он громадный либо мелкий?» и т.д. Ответы ребенка записываются на доску. В то время, когда ребенок поведает все о фрукте либо овоще в посылке, дети просматривают описание именуют его. Отгаданные предметы кладутся на стол.

В конце игры дети, взявшие посылки, угощают вторых детей фруктами либо овощами.

Кому что нужно?

Цели: уточнять представления детей о профессиях, о трудовых действиях и занятиях людей, учить именовать свойства и функции предметов.

Оборудование: шапочка доктора (с красным крестом), колпак повара, элементы костюмов представителей вторых профессий (по усмотрению педагога); коробка с игрушечными вещами — атрибутами разных профессий (шприц, лекарство, термометр, половник, ложка и др.).

Речевой материал: повар, доктор, кто ты? кому что нужно? Для чего необходимо? Передай доктору (повару). Термометр нужен доктору. Что нужно доктору (повару)?

Движение игрыПедагог вызывает двух детей, на одного надевает шапочку доктора, на другого — колпак повара. Уточняет заглавия профессий, занятия доктора, повара. Детей усаживают за стол лицом к вторым детям. После этого педагог приглашает одного ребенка, предлагает ему дотянуться из коробки вещь, назвать ее, поведать, для чего она нужна, и передать ее по назначению. К примеру: «Это лекарство. Доктор дает лекарство детям» либо «Это нож. Ножом режут овощи, мясо. Нож нужен повару». Состав участников игры изменяется. Возможно ввести другие профессии: парикмахер, строитель, учительница и др.

Магазин

Цель: учить детей пользоваться побудительными конструкциями, обрисовывать предметы, согласовывать слова в роде, числе, падеже; применять слова с обобщающим значением «одежда», «обувь», «игрушки».

Оборудование: «магазин» с отделами «Одежда», «Обувь», «Игрушки». В каждом отделе «продается» по пять-шесть игрушечных вещей. Нужно иметь в каждом отделе пара однообразных вещей, отличающихся по цвету, размеру, к примеру, платья либо ботинки различного цвета. Машина, в которую складывают приобретённые вещи.

Речевой материал: Что Вы желаете взглянуть? Что вам продемонстрировать? Продемонстрируйте мне, прошу вас, красное платье ( светло синий рубаху, тёмные ботинки…, зеленый мяч…). Одежда, обувь, игрушки. Я приобрел(а) тёмные сапоги… Сапоги — это обувь.

Движение игрыПедагог продавец информирует детям, что открылся новый магазин, и что они смогут приобрести в магазине одежду, обувь, игрушки для кукол. Он вместе с детьми разглядывает предметы в каждом отделе, уточняет, из-за чего этот предмет продается в этом отделе, вместе с детьми именует цвет, размер предметов.

После этого педагог предлагает детям что-нибудь приобрести, задаёт вопросы: «Что Вам продемонстрировать?» Клиент отвечает: «Продемонстрируйте мне, прошу вас, красное платье в полосу». ответы и Вопросы смогут быть записаны на табличках либо на доске. По окончании рассматривания вещи продавец задаёт вопросы: «Вы желаете приобрести платье?»

Приобретённые вещи продавец кладет в отдельные бумажные пакеты, на которых пишет имя и фамилию клиента. Все пакеты с приобретёнными вещами складываются в машину. В конце игры машина с приобретениями приезжает к детям. Педагог предлагает детям прочесть имя, фамилию клиента, задаёт вопросы, что он приобрел. Возможно задать вопрос, в каком отделе приобретена вещь либо к какой группе предметов относится вещь («платье — это одежда»). После этого приобретения раздаются клиентам.

Чудесная корзина

Цели: учить составлять описание животных по замыслу, расширять словарь по теме «Животные».

Оборудование: картины с изображением диких и домашних животных, маски животных, конверты по числу детей, корзина, салфетка, написанный на громадном листе бумаги вопросный замысел.

Речевой материал: вопросы замысла, описания животных. Кто это? Поведай о волке (собаке…). Я говорил о волке…

Движение игрыПедагог показывает детям громадную корзину, накрытую салфеткой, и предлагает взглянуть, что в том месте. В корзине лежат конверты по числу детей, маски животных, лист бумаги, свернутый в трубочку и перевязанный ленточкой. Педагог добывает конверты и раздает их детям. Любой ребенок вынимает из собственного конверта картину с изображением домашнего либо зверя. Педагог добывает из корзины лист бумаги, разворачивает его и закрепляет на доске. На листе бумаги написаны вопросы. Педагог информирует детям: «По этим вопросам вам необходимо поведать о собственном животном».

Замысел

1. Кто это?

2. Домашнее либо дикое животное?

3. Где он живет? Как именуется его дом?

4. Какие конкретно части тела имеется у него?

5. Чем питается? (Что ест?)

6. Как именуют детей (детенышей)?

Один ребенок обрисовывает животное, изображенное на его картине, согласно этому плану. Педагог может записать описание на доске. По окончании составления описания ребенок закрепляет собственную картину в наборном полотне, описание прочитывается.

По окончании того, как все либо пара детей обрисовали по замыслу собственных животных, педагог добывает из корзины маски. Он показывает одну маску и задаёт вопросы: «Кто это? Кто говорил о волке?» При верного ответа ребенок обрисовывавший волка, приобретает маску. В то время, когда все дети ответят на вопрос и возьмут маски, педагог организует с ними игру в хоровод.

На следующем занятии возможно применять составленные детьми описания животных и записанные на доске либо на табличках с целью проведения игры «Предугадай, кто это». Педагог раздает детям в случайном порядке картины с изображением животных, которых дети обрисовывали на прошлом занятии. После этого он предлагает детям прочесть описание животного и предугадать, кто это. Педагог заблаговременно закрывает в тексте описания наименование животного. Дети просматривают описание, именуют животное и подкладывают картину с его изображением.

В качестве одного из вариантов игры на следующем занятии возможно применять рисование животного по описанию. Дети просматривают описание, именуют животное и в соответствии с представлением рисуют.

Аналогии

Цели: учить строить предложения по аналогии, пользуясь примером; применять альянсы при построении сложного предложения.

Оборудование: картины, на которых изображены их детёныши и животные. К примеру, на картине-примере в верхней части изображена корова, а под ней внизу (либо рядом) теленок. Подбираются соответствующие пары картин (жеребёнок и лошадь, поросёнок и свинья, мышонок и мышка козлёнок и коза и т.д.). Возможно применять готовое пособие «Аналогии», в котором даны карточки с картинами.

Речевой материал: заглавия животных, их детенышей предложения типа: «У коровы теленок. У лошади жеребенок», «У коровы теленок, а у лошади…»

Движение игры

1-й вариант. Педагог раздает детям карточки, в верхней части которых находится изображение животного (козы, свиньи, кошки и др.). Картины с изображениями детенышей выставлены в наборном полотне либо лежат на столе. Педагог показывает первую картину, на которой изображена корова, и подкладывает к ней картину с изображением теленка. По данной паре картин педагог образовывает предложение-пример, к примеру: «У коровы теленок». После этого предъявляет карточку с изображением лошади, требует подобрать соответствующую картину с изображением жеребенка, задает вопрос: «Кто у лошади?». По аналогии составляется предложение « У лошади жеребенок».

2-й вариант. Для детей с более большим уровнем речевого развития игра возможно усложнена. Педагог предъявляет сходу две пары картин и задает вопрос: «У коровы теленок, а кто у лошади?» Совместно составляется пример предложения: «У коровы теленок, а у лошади жеребенок». После этого детям раздаются по две карточки с картинами, на одной из которых имеется изображение детёныша и животного, а на второй лишь изображение животного. Ребенку нужно подобрать соответствующее изображение детеныша и составить предложение по примеру.

3-й вариант. Детям предлагается дополнить написанные на доске предложения: «Бабочка летает, а жук…», «Лягушка прыгает, а волк…» «Змея ползает, а белка…»

Подбери пару

Цели: учить детей осознавать функции предметов, применять слова в верной грамматической форме.

Оборудование: картины с изображением предметов, каковые смогут употребляться в одной ситуации (тетрадь и карандаш, гвоздь и молоток, пуговица и иголка, продукты и нож питания, суп и ложка и др.).

Речевой материал: что это? Подбери пару. Для чего нужен (необходимы)? Заглавия предметов. Образцы предложений: «Карандашом рисуют в тетради», «Ложкой едят суп»…

Движение игрыКаждому ребенку дается картина с изображением одного предмета. Педагог демонстрирует одну из картин (к примеру, с изображением карандаша), задаёт вопросы у детей, что это, и предлагает подобрать другую картину («Что подходит?»). Картины с изображением парных предметов находятся на столе педагога либо в комплект, ном полотне. Дети подбирают к изображению карандаша картину с изображением альбома. Составляется предложение: «Карандашом рисуют в альбоме». После этого любой ребенок обязан подобрать картину с изображением со. ответствующего парного предмета и сообщить, для чего она необходимы. Педагог оказывает помощь детям составить предложения: «Ножом режут колбасу», «Иголкой пришивают пуговицу» и др.

КАК ОТЫСКАТЬ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЯЗЫК СО СВОИМ КОТОМ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: