Понимание клиента психологом

Познание — это приз для дураков. ЭСТ-афоризм

Непонимание со стороны другого человека — это неприятность, с которой любой из нас сталкивался в жизни. Частенько в разговоре мы слышим: «Он (она) меня не осознаёт…» За этими словами смогут находиться боль, печаль, злость, разочарование. В случае если же человек говорит: «Никто меня не осознаёт»,— это, возможно, ощущение тотального одиночества, тоски, способное привести к депрессии. Познание — база людских взаимоотношений. Не напрасно существует маленькое и емкое выражение: «Счастье — это в то время, когда тебя знают».

Потребность в понимании рассматривается как одна из базовых людских потребностей (Э. Гуссерль, 1993; В. Франкл, 1990; М. Хайдеггер, 1993 и др.). Для психолога-консультанта, одной из основных опытных задач которого есть понимание другого человека, эта неприятность получает особенное значение. Большая часть направлений помощи психолога рассматривает познание как главное фактор и условие хороших личностного развития и изменений клиента на протяжении консультативного сотрудничества.

Познание клиента психологом — сверхсложный процесс, включающий глубокое изучение неприятностей клиента, его картины мира. Главная функция этого изучения — перевод страдания на другой язык, реконструкция взаимоотношений клиента с собой и миром, изменение его отношения к проблеме. Познание клиента зависит от психотерапевтического знания. С одной стороны, это знание может мешать пониманию, снижая психотерапевтическую чувствительность (как пример возможно привести ортодоксальных психоаналитиков, каковые в любой проблеме видят стоящие за ней отцовскую (материнскую) фигуры, эдипальный конфликт и т.п.). Иначе, психотерапевтическое знание — это знание субъективное, строящееся, в первую очередь, на опыте психолога (К. Роджерс, М. Кан, Р. Мей и др.). Так, познание, строящееся на психотерапевтическом знании, характеризуется избирательностью, интенциональностью. Оно опосредуется целями и ценностями консультанта, его субъективной картиной мира, что проесть в выборе их интерпретаций и фокуса проблем, предпочитаемом комплекте «маркеров» (сигналов, сигнифаеров) нарушений и характером работы с ними.

77

В одних психотерапевтических подходах перед психологом ставится задача стремиться к пониманию клиента, в других, наоборот, к непониманию клиента, его неприятностей, к сознательному игнорированию знаний о клиенте (конфузионные техники, фруст-рационные техники). Данный подход обширно практикуется как один из этапов в ряде направлений и предполагает приведение в состояние замешательства самого клиента. Освоение стратегии непонимания нацелено на снятие психотерапевтических защит клиента, преодоление обыденных, стереотипных и поспешных способов понимания другого человека, развитие свойства переносить неопределенность. «Простой» консультант отказывается от объективного и аналитического понимания человека.

Последовательность опытных исследователей и консультантов психотерапии — К. Роджерс, Дж. Энрайт, И.Д. Ялом — отмечают, что в конечном итоге полное познание субъективной действительности нереально. Но лишь немногие школы психотерапии фактически не пробуют осознать обстоятельства, породившие неприятности клиента. В соответствии с взорам П. Вацлавка, человеческие неприятности сравнимы с обстановками в шахматной партии. Обстоятельства, приведшие к безвыходной обстановке, не серьёзны, потому, что задача играющего — планировать будущее, а не разбирать прошлое.

Стратегии понимания клиента психологом были детально проанализированы М.Р. Минигалиевой. Их возможно поделить на три группы:

1. Познание как обнаружение, выделение уже существующего, свойственного ситуации смысла-значения (объяснение). Критерий понимания — объективная «правда» бытия клиента. Психолог достраивает малоизвестную ему данные на базе стандартных, повторяющихся схем обыденного понимания. Главными изюминками данной стратегии понимания клиента есть концентрация консультанта на собственных опыте и представлениях. Консультант выступает по отношению к клиенту как «специалист-преподаватель» либо «методолог здравомыслия». Методы понимания клиента, неспециализированные установки взаимодействия и общения и конкретные процессы воздействия с клиентом близки «непсихологическим», обыденным. Эту стратегию возможно назвать стратегией объяснения. Она характеризуется нетворческой позицией консультанта, стремящейся к «объективности», направленной на подтверждение картины мира и собственных представлений, время от времени — на решение собственных неприятностей консультанта. Самый целостной чёртом, разрешающей обрисовать консультантов данной группы, есть следующая: они довольно часто не слушают клиента.

2. Познание как создание смысла, не заданного изначально (интерпретация). Критерий понимания — субъективная «истина» людской бытия. Консультант восполняет нехватающую данные, трансформируя (переформулируя) обстановку, изменяя ее структурный центр на базе профзнаний и психотерапевтического мифа. Консультантов, реализующих вторую стратегию понимания клиента, возможно охарактеризовать как специалистов, стремящихся переформулировать запрос клиента и трансформировать его восприятие сущности проблемной ситуации, самого себя. Эта несколько консультантов достаточно довольно часто апеллирует к оценке собственной опытной компетентности, опирается на нормы и требования разделяемого ими психотерапевтического мифа. Существуют большие различия в содержательных чертях понимания ими клиента, связанные как с изюминками их психотерапевтического мифа, так и с половозрастными изюминками консультантов. Стратегия интерпретации в целом возможно обрисована как стратегия индоктрина-ции, которая связана с поиском некой «подлинной» сущности происходящего с клиентом. Консультант выявляет «истину», отражающую особенности субъективного мира клиента и формулирующуюся в терминах разделяемого консультантом «объективного» психотерапевтического мифа.

3. Познание как происхождение смысла в ходе диалога (диалогическое познание), построение неспециализированного смыслового пространства, «неспециализированного языка» с клиентом. Критерий понимания — «честность» переживаний человека. Главным методом заполнения «смысловых пробелов» между высказываниями клиента выступает интеграция дешёвых консультанту данных и организация совместного дискуссии взятых «интегрирующих впечатлений» с клиентом. Стратегия диалогического понимания характеризуется рвением консультанта к занятию позиции фа-силитатора. Психолог вместе с клиентом исследует сущность и возможные цели и варианты преобразования проблемной обстановке, ориентируясь на сотрудничество с клиентом, помощь его стремления к диалогу. Психолог сам пытается быть аутентичным и время от времени может настойчиво попросить от клиента искренних реакций и проявлений. Он применяет техники самораскрытия, открыто предъявляя особенности собственной ценностно-смысловой позиции. Эта стратегия довольно часто оказывается самая адекватной ответу задач профессиональной деятельности психолога-консультанта (М.Р. Ми-нигалиева).

Любая из обрисованных стратегий понимания клиента характеризуется ограничениями и специфическими возможностями в организации продуктивного диалога с клиентом.

Для психологов. Какие конкретно типы клиентов бывают? Кого стоит беспокоиться?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: