Понимание вопросов и изменчивость ответов

Еще одно препятствие на пути к признанию достоверности тех результатов, кото- рые мы приобретаем посредством личностных опросников, — изменчивость ответов.Имеющиеся в литературе эти говорят о том, что от 11 до 35 % испы-

5.2. Неприятность достоверности личностных опросников… 26 3

туемых изменяют собственные ответы при повторном изучении. Столь большой показатель изменчивости, как мы знаем, считается показателем недостаточной на- дежности (в этом случае речь заходит о ретестовой надежности) психодиагности- ческой методики1. Что же ведет к трансформации результатов при повторном те- стировании?

Одним из первых изучений, обращенных к анализу изменчивости ответов, была работа Л. Голдберга (Goldberg, 1963). Он создал теоретическую модель, опи- сывающую процессы, происходящие при ответе испытуемого на вопросы. Модель связывает изменчивость ответов с неясностью вопроса и предоставляет возмож- ность выяснить степень данной неясности. Главный элемент модели — личност- ная черта, образующая некий психотерапевтический континуум. Наряду с этим допус- кается, что любой человек имеет собственный место на континууме черты. Модель по- строена по отношению к так называемым монотонным вопросам2, касающимся данной черты.

Предполагается, что испытуемый, отвечая на вопрос:

1) воображает континуум черты, т. е. признает существование разной интенсивности, степени выраженности той либо другой черты у различных людей;

2) осознаёт так именуемую границу вопроса на континууме черты, т. е. ис- пытуемый определяет такую точку на континууме, что направо от нее рас- надеется ответ «да», налево — «нет»;

3) отдает себе отчет в том, какое место он занимает на континууме, т. е. подра- зумевается, что испытуемый осознаёт, в какой степени он как личность владеет определенной психотерапевтической чёртом;

4) отвечает «да», в то время, когда определяет собственный место на континууме вправо от грани- цы вопроса, и «нет» — в противоположном случае.

Последнее, 4-е условие высказывает практический, рабочий суть первых трех. Оно обрисовывает, каков ответ испытуемого в зависимости от того, где он выяснив- ет границу вопроса (2-е условие) и на каком месте континуума он видит себя (3-е условие). Для вывода количественного показателя неясности допускается, что распределение черты в популяции есть обычным с вариацией, равной 1.

Изменчивость ответа свидетельствует, что не удовлетворяется одно из указанных выше условий, самые существенные из которых — 2-е и 3-е, потому что 2-е условие соответ- ствует в модели понятию неясности вопроса, а 3-е — трудности вопроса.

Неясность вопроса, психологически выступающая в виде неуверенности, со- мнения, определяется в модели Голдберга через широту так называемой полосы неясности. Поясним это. Различные испытуемые смогут выбрать разные места на континууме черты в качестве границы вопроса. Появляется некое распределе-

Тут не имеются в виду те случаи, в то время, когда изменчивость обусловлена трансформацией личности, поскольку

ретестовая надежность определяется корреляцией между изучениями, совершёнными с незна- чительным промежутком.

Под монотонностью понимается, во-первых, то, что вопрос допускает как хороший, так и отрицательный ответ, во-вторых, возможность утвердительного вопроса возрастает по мере усиле- ния выраженности данной черты и напротив.

26 4 Глава 5. Личностные опросники

ние таких границ. Выбранные точки и образуют «полосу нерешительности», не- способности принять однозначное ответ. Эта область отождествляется с поло- сой неясности, определяемой точками границ вопроса при повторном исследова- нии. Широта данной полосы именуется показателем неясности, либо амбдекс — по терминологии Голдберга. Ясно, что чем шире полоса, тем более неясен вопрос.

Трудность вопроса понимается как сложность оценки себя (собственной личности) по отношению к предполагаемой психотерапевтической линии. По терминологии моде- ли, трудность выражается в том, что чем ближе к собственному месту на континууме черты испытуемый усматривает границу вопроса, тем тяжелее для него ответить на данный вопрос.

трудности вопроса и Понятия неясности по сути эмпирически неразличимы, поскольку при повторном обследовании одной и той же группы лиц мы приобретаем лишь два свободных параметра: процентную величину ответов «да» и процент трансформации ответов с «да» на «нет» (либо напротив). Так, в собственной моде- ли Голдберг сосредоточивает внимание на проблеме неясности вопроса и исполь- зует два параметра для описания положения полосы неясности. Один из них опи- сывает место среднего участка данной полосы, второй — ее ширину.

Показатель неясности (амбдекс) связывает эмпирические эти, предстаю- щие в виде: процента ответов «да» в двух изучениях и процента трансформаций ответов. Процент ответов «да» (средний для двух изучений) разрешает опре- дробить на континууме черты приблизительное положение центрального участка полосы неясности. Располагая этими данными и величиной процента трансформаций ответов, можем выяснить широту полосы неясности. Она будет равна ширине

5.2. Неприятность достоверности личностных опросников… 26 5

отрезка с уже известным центром, над которым поле под обычной кривой рав- но проценту лиц, поменявших собственные ответы. Геометрическое представление моде- ли Голдберга отражает рис. 5.3.

Так, стабильность ответов, в соответствии с модели, будет связана: с выбо- ром испытуемым на континууме черты места, далекого от определенной им гра- ницы вопроса; с определением границы вопроса на краях континуума черты. Из- менчивость ответов соответственно связана:

• с неясностью вопроса;

• с трудностью вопроса;

• с нерешительностью испытуемого (нерешительность понимается как отсут- ствие четкого, однозначного мнения по определению границы вопроса, тем самым связывается с неясностью его содержания для испытуемого).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — ВАШ ПОТЕНЦИАЛ. понимание и Метод вашего сверх \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: