Понятие диагностики в теории и практике современной социальной работы

Диагностика как социальная практика взяла распространение и признание в конце XIX – начале XX вв., неспешно поменяв ранее существовавшие способы анализа и обобщения информации о социальной действительности. Характерной изюминкой периода становления социальной диагностики было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный темперамент; её источниками, в большинстве случаев, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие методы личного накопления социальных знаний, информации и опыта об объекте изучения. Исходя из этого результаты диагностики были неконкретны и оставляли большой простор для авторской интерпретации.

Термин «социальная диагностика» взял распространение в конце 20-х — начале 30-х годов XX века, а к концу ХХ века социальная диагностика утвердилась как наиболее значимое направление в социальной работе.

Термин диагноз (от греч. «diagnosis» – «распознание») пришёл в социологию из области медицины, где нужно верное распознание той либо другой болезни по ее внешним проявлениям для выбора оптимальных способов лечения.

Кроме социологии, данный термин используется на данный момент в физике (напр., в разработке диагностики плазмы как совокупности способов измерения черт плазмы), в технических науках, в инженерной практике (напр., для изучения и установления показателей, характеризующих наличие недостатков в автомобилях, устройствах, их узлах и т.д.).

В социологии первоначально термин социальная диагностика кроме этого в основном употреблялся при изучении тех либо иных социальных заболеваний, изучении девиаций и отклоняющегося поведения в целом. В истории социологии имеется богатый опыт применения социальной диагностики в социологических изучениях. Так, еще в XVIII-XIX вв. во Франции, Англии, вторых государствах проводились социологические обследования с целью изучения обстоятельств бедности, изнуренности трудящихся работой и т.п. Диагностические способы применял Ф. Энгельс при изучении положения рабочего класса в Англии. В двадцатом веке они употреблялись представителями Чикагской школы социологии Робертом Уильямом и Парком Обгорном, каковые в собственной деятельности пользовались, в первую очередь, методикой анализа личности.

Значение диагностики в области социальных процессов и отношений подобно «обнаружению» характера заболевания в медицине: в случае если своевременно и верно выяснены причины и признаки происхождения заболевания, то возможно сохранять надежду на успешный положительные результаты и ход лечения. Неверный диагноз не только обесценивает упрочнения докторов, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сообщённое в области соматического (телесного) здоровья относится и к психологическому здоровью, и духовному здоровью, а потому диагностика в социальной работе – очень ответственная деятельность, требующая технологичности и высокой квалификации.

Объектами социальной диагностики смогут являться отдельные личности, социальные группы и слои, другие социальные общности, те либо иные объединения (к примеру, органы управления), и социальные отношения и социальные процессы.

Процедура диагностирования удачно употребляется в регионах социологии права, семьи, труда, образования и др. В эру горбачевской перестройки термин социальная диагностика обширно употреблялся для обнаружения социальных, политических, экономических обстоятельств замедления темпов перерождения социализма и развития общества в национально-бюрократический строй, и для чёрта сложившейся консервативной совокупности публичных взаимоотношений. В постсоветское время сфера применения понятия социальная диагностика снова пара сузилась – в основном до конкретных объектов социологического изучения в рамках особых теорий.

Крайне важно понимать, что понятие «диагностика и» социальная «диагностика в социальной работе» имеют принципиальные отличия. Социальная диагностика есть более масштабным, более содержательным понятием.

Лишним примером этому помогает анализ синонимического определения «публичная диагностика». Она является процессом сущностной характеристики и определения социальных явлений и процессов, что выступает как нужная первая ступень для разбора. Тогда как диагностика в социальной работе ставит целью подметить и осмыслить обстоятельства, возможные последствия и содержание неприятностей, тревожащих клиента. Она входит в совокупность социальной диагностики, есть её компонентом на уровне деятельности работника социальной работы.

Социальный диагноз — не есть самоцелью. Он должен быть основанием для ответа, а также планового, прогнозного и других. Социальная диагностика разрешает, с одной стороны, направить упрочнения общества на борьбу не только с отдельными симптомами той либо другой социальной болезни, но и с ее обстоятельствами, с другой — обнаружить ростки нового в социальной судьбе. Социальная диагностика нужна при создании любого социально-экономического проекта (прогноза) как одно из условий выбора адекватных способов, средств рациональной практической деятельности.

Социальные заключения возможно классифицировать по различным основаниям:

— по объекту — распространяемые на все общество, регионы, на социальные общности, в т. ч. локальные;

— по времени определения — долгие (неизменно определяемые и перманентные), среднесрочные и кратковременные своевременные;

— по формообразованию — социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психотерапевтические, морально-этические;

— по сферообразованию — в сфере труда, образования, науки, культуры, искусства, быта, досуга и т.д.;

— по диапазону охвата — всесторонние (комплексные), корреляционные, односторонние;

— по детерминации — объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

— по методическому обоснованию — аналитические, гипотетические, статистические, экспериментальные.

Заключения социальных явлений (и хорошие, и негативные) нереально устанавливать без детерминантного анализа, без зависимостей прямых и установления – связей и косвенных, ярких и опосредованных, внутренних и внешних (по отношению к объекту).

Социальная диагностика, опираясь на результаты конкретных социологических изучений, а также выраженные и в количественных, и в качественных показателях, не ограничивается ими. Приобретаемые обобщающие показатели – лишь база для содержательного анализа совокупной социологической информации. Предстоящий анализ раскрывает связи статистических показателей с настоящими социальными процессами (к примеру, дисциплины и усиление порядка в связи с расширением борьбы с коррупцией и преступностью и т.д.).

Социальная диагностика обязана опираться на эти не только конкретных социологических изучений, но и национальной статистики, промышленной статистики, своевременной местной статистики и т.п. Вольный доступ учёных к социальной статистике, оперирование её данными при социальной диагностике разрешает сосредоточить внимание на решении и выявлении самые сложных вопросов, знакомить с ними общественность и т.д. Закрытость же информации быстро ограничивает возможности в обнаружении отрицательных тенденций, в отыскивании адекватных средств их преодоления.

Как мы знаем, что в научно-практическом замысле социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, исходя из этого сущность социальной диагностики сводится к получению точных знаний об изучаемом объекте либо социальном ходе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские нюансы.

Сущность социального диагноза содержится в правильном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями судьбы клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о условиях и клиентах их жизнедеятельности, и ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его влияния и возможных изменений на другие социальные объекты, и выработка рекомендаций для принятия организационных ответов, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Постановка социального диагноза – это процесс творческий, но имеющий определенный метод, предусматривающий применение определенных средств и процедур решения проблемы.

Как мы знаем, человек является единством биологического, духовного и социального во всей сложности их взаимоотношений и связей, в рамках единого целого, исходя из этого в социальной диагностике учитываются как внешние, так и внутренние факторы жизнедеятельности. Основная задача пребывает в том, дабы дать целостную чёрта объекта с учетом всех его параметров.

К тому же, социальная диагностика – сверхсложный и важный вид деятельности экспертов социальной работы. Она требует соответствующего опытного мастерства, потому, что затрагивает судьбы людей, разных социальных групп. На базе социального диагноза выделяются приоритеты, и осуществляется выбор в оказании той либо другой социальной помощи. Исходя из вышесказанного, возможно вывести комплексное определение социальной диагностики, учитывая наряду с этим все многообразие смыслов этого термина.

Социальная диагностика:

1) это деятельность по анализу и распознаванию социальных проблем и патологий;

2) процесс для того чтобы анализа с выведением обоснованного заключения о предмете рассмотрения;

3) отрасль социальных наук, посвященная способам получения для того чтобы знания.

Потому, что в самом понятии заключено такое многослойное содержание, то, говоря о социальной диагностике, мы имеем в виду или единичный акт изучения социальной обстановке клиента, которому обязан оказать помощь социальный работник, или нужный этан всякого действия в социальной работе, технологический императив социального обслуживания, или совокупность научных способов, обосновывающих правильность взятой информации. Соответственно, данной деятельностью занимаются эксперты разных учреждений и органов, с применением многих способов.

Обратившийся с просьбой о помощи в социальную работу человек с самого начала общения со экспертом чувствует заботу, участие, помощь. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента наступления у него успешного состояния и является технологией , в базе которой — активизация резервных возможностей и потенциала клиента его окружения. На начальной стадии работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика — это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью обнаружения неприятностей их функционирования, сущность социальной диагностики сводится к получению точных знаний об изучаемом объекте либо социальном ходе во всех его многообразии и сложностях, включая и медицинские нюансы.

Ежедневная практическая деятельность эксперта по социальной работе содействует улучшению судьбы конкретного человека посредством способов, отдельных техник, каковые разрабатываются в соответствии с личными изюминками клиента и основываются на специфике тяжёлой жизненной обстановке клиента. Социальная диагностика — интегративная разработка, она включает в себя совокупность приёмов и методов и предполагает свойство эксперта по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности окружения, снабжающие независимое достижение удач в отношениях с людьми, самореализации в разных сфер (опытной, межличностном общении и какое количество.д.) как при благоприятных условиях, так и при происхождении непростых обстановок. Потенциал социального окружения клиента содействует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и снабжает социальное признание.

Так, социальная диагностика изучает поведение и деятельность клиента в повседневной судьбе и выявляет трансформации в ней на протяжении оказания социальной помощи. Предмет социальной диагностики – изюминки развития тяжёлой жизненной обстановке.

Эксперт по социальной работе изучает обстоятельства происхождения тяжёлой жизненной обстановке, и положение личности, которая подверглась действию негативных факторов. На протяжении проведения социальной диагностики нужно учитывать объективную сторону обстановки – связи клиента с окружающими и субъективную – отражение этих взаимоотношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений. Тяжёлая жизненная обстановка – потеря личностью независимости в реализации потребностей под действием субъективных и объективных факторов.

К объективным факторам возможно отнести: негативные экономические условия проживания; конфликты и военные действия; смерть одного из родных родственников; потеря здоровья; последствия экстремальных обстановок (принуждение, пожар, теракты); низкий уровень материальной обеспеченности семьи.

Диагностировать особенности поведения человека в ситуации выбора из четко определенных альтернатив поведения разрешает теория, созданная в середине 1950-х гг. Дж. Роттером. В соответствии с данной теории, у человека имеется личностный «стержень», названный локусом контроля личности, — склонность видеть источник управления собственной судьбой во внешней среде или в себе самом. Следовательно, в ситуации неудач человек может в первом случае ориентироваться лишь на окружающую социальную среду, а во втором – мобилизовать собственные ресурсы для сопротивления трудностям и поиска выхода из непростой обстановки.

Потому, что диагностика строится на комплексном изучении деятельности клиента, главными объектами социальной диагностики будут:

— деятельность и поведение клиента;

— резервные возможности семьи;

— потенциал объединений.

Проводя социальную диагностику, эксперт по социальной работе делается не специалистом, что предлагает клиенту интерпретацию его неприятности с позиции «консультант неизменно прав», а партнером, исследующим вместе с клиентом обстоятельства происхождения тяжёлой жизненной обстановке, изучающим личные изюминки клиента, каковые смогут оказать помощь ему в будущем совладать с данной проблемой. Информация, полученная посредством диагностических способов, обязана трудиться на трансформацию начального состояния клиента и снабжать улучшение его самочувствия, хорошее восприятие судьбы, помогать его социальной адаптированности.

Особенное внимание эксперт уделяет направленности личности, поскольку это – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив есть побуждением к деятельности и содействует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента.

Во-первых, способы социальной диагностики должны определять приоритетность внутренних либо внешних мотивов. Преобладание внешних мотивов (желание своих родителей, интересы жены и т.д.) и неразвитость внутренней мотивации приводят к достижению определенных результатов без упрочнений воли человека, а при происхождении трудностей – к отсутствию жажды преодолевать их самостоятельно. Основное в социальной работе – развитие внутренней мотивации, благодаря которой человек осознанно принимает решение по поводу собственной профессиональной деятельности, жизненных возможностей. Лишь в этом случае, как отмечают К.М. Гуревич и А.М. Раевский, покажутся пути преодоления неизбежно поднимающихся перед человеком препятствий.

Во-вторых, эксперт по социальной работе должен иметь представление о потребностях клиента. Способности личности предопределяют формирование ее направленности. Взаимодействуя с клиентом, эксперт диагностирует самые развитые свойства, формирует условия для их совершенствования и применения в ходе социальной реабилитации. Следовательно, в-третьих, осуществляется социальная диагностика свойств клиента.

В-четвертых, эксперт по социальной работе должен иметь представление об отношении клиента к собственной деятельности, о его внутренней позиции, убеждениях, ожиданиях.

На основании этих составляющих реализуется социальная диагностика личности клиента.

Объектом социальной диагностики есть не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения.

На современном этапе развития социальной работы для оценки состояния клиента субъекты оказания помощи применяют в собственной деятельности определённую совокупность способов. Среди неспециализированных требований, которым должны отвечать способы социальной диагностики, направляться назвать валидность (уровень достоверности), надёжность, точность и однозначность. Имеется последовательность и дополнительных, особых требований, предъявляемых к выбору диагностических способов в социальной работе.

Во-первых, предпочтителен способ самый простой из всех вероятных и наименее трудоемкий из тех, что разрешают взять требуемый итог. Несложная опросная методика время от времени возможно результативнее сложного теста.

Во-вторых, способ должен быть дешёвым не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психотерапевтических условий, нужных для его проведения.

В-третьих, разработка применения способов (инструкция, программа осуществления диагностического изучения) должна быть ясной и понятной. Она обязана настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее происхождение побочных мотивов, талантливых отрицательно оказать влияние на результаты.

В-четвертых, условия и обстановка проведения диагностики не должны отвлекать клиента от сотрудничества в диагностике.

Существует множество способов диагностики, каковые используются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник постоянно стоит перед выбором, какому способу дать предпочтение в конкретной обстановке? Выбор зависит от многих событий и от того, задачи и какие цели преследуются, какой контингент есть объектом диагностики, каков темперамент клиента и т.д.

В случае если социальный работник желает осознать поступки клиента, он начинает с обнаружения обстоятельств соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в базе которых значительно чаще лежат потребности.

Неудовлетворенные потребности порождают социальные неприятности. Это может выражаться в недостатке материальных средств, в отсутствии опыта и знаний, в деформации личности либо психологических болезнях, расхождениях между ожиданиями других людей и клиента, между рамками и личностными запросами социальной роли, в расхождениях, обусловленных трансформацией образа судьбы либо противоречивостью статусных ролей.

Среди способов диагностирования личности направляться выделить следующие: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, биографический способ как разновидность способа анализа документов, экспертная оценка, социометрия, мониторинг, и тестирование и историко-генетические способы.

Эти способы более детально будут раскрыты в третьем разделе дипломной работы.

Социальный диагноз не имеет возможности принимать во внимание окончательным, пока эксперт трудится с клиентом. Быть может, что в ходе сотрудничества всплывут факты, каковые вынудят скорректировать сделанное заключение. Исходя из этого социальная диагностика как контроль состояния обстановки клиента и отслеживание трансформаций в ней осуществляется в течении всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту. Кроме этого возможно заявить, что подобные методики употребляются по окончании процесса изменения личности либо ситуации клиента , если его события нуждаются в социальном надзоре.

Такими образом, социальная диагностика – особенная, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая особой подготовки. Это деятельность по анализу и распознаванию социальных проблем и патологий клиента. Совокупность всех знаний, навыков и умений, которыми обязан обладать специалист в данной области, так широка, а сами знания, умения и навыки так сложны, что социальную диагностику нужно разглядывать как особенную разработку в деятельности социального работника.

Без знания диагностических разработок профессионализм социального работника вызывающ большие сомнения, потому, что не свободен от субъективности оценки.

Основной целью диагностики есть определение социальной неприятности клиента и нахождение верных средства для ее разрешения.

Наряду с этим объектом социальной диагностики есть не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения.

Соционика и Психософия. Что это? О чём это? Коротко


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: