Понятие и природа отношений. модель отношений

В социально-психотерапевтической литературе высказываются разные мнения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, в первую очередь относительно системы публичных взаимоотношений. Время от времени их разглядывают в одном последовательности с публичными отношениями, в основании их, либо, наоборот, на самом верхнем уровне, в других случаях — как отражение в сознании публичных взаимоотношений и т.д.

При таком понимании делается ясным, из-за чего межличностные отношения как бы “опосредствуют” действие на личность более широкого социального целого. В конечном итоге межличностные отношения обусловлены объективными публичными отношениями, но как раз в конечном итоге. Фактически оба последовательности взаимоотношений даны совместно, и недооценка второго последовательности мешает подлинно глубокому анализу первого ряда и отношений. Существование взаимоотношений в разных форм публичных взаимоотношений имеется реализация безличных взаимоотношений в деятельности личностей, в актах их взаимодействия и общения.

Вместе с тем на протяжении данной реализации отношения между людьми (а также публичные) снова воспроизводятся. Иными словами, это указывает, что в объективной ткани публичных взаимоотношений присутствуют моменты, исходящие из особых целей и сознательной воли индивидов. Как раз тут и сталкиваются конкретно социальное и психотерапевтическое. Исходя из этого для социальной психологиипостановка неприятности имеет ответственное значение.

Предложенная структура взаимоотношений порождает наиболее значимое следствие. Для каждого участника межличностных взаимоотношений эти отношения смогут представляться единственной действительностью по большому счету каких бы то ни было взаимоотношений. Не смотря на то, что в конечном итоге содержанием межличностных взаимоотношений в конечном итоге есть тот либо другой вид публичных взаимоотношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Не обращая внимания на то что в ходе межличностных, соответственно, и публичных взаимоотношений люди обмениваются мыслями, сознают собственные отношения, это осознание довольно часто не идет потом знания того, что люди вступили в отношения.

Отдельные моменты публичных взаимоотношений представляются их участникам только как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “не добрый учитель”, как “умный торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без особого теоретического анализа дело обстоит как раз так. Исходя из этого и мотивы поведения довольно часто разъясняются данной, данной на поверхности, картиной взаимоотношений, а вовсе не настоящими объективными отношениями, стоящими за данной картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения имеется настоящая действительность публичных взаимоотношений: вне их нет где-то “чистых” публичных взаимоотношений.

Исходя из этого фактически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в совокупности публичных взаимоотношений, а в совокупности только групповых связей, причем не на базе его объективного места в данной совокупности, а на базе личных психотерапевтических изюминок личности. Примеры таких межличностных ролей прекрасно известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “собственный в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных линия в стиле выполнения социальной роли вызывает в других участниках группы ответные реакции, и, так, в группе появляется целая совокупность межличностных взаимоотношений.

Природа межличностных взаимоотношений значительно отличается от природы публичных взаимоотношений: их наиболее значимая своеобразная черта — эмоциональная база. Исходя из этого межличностные отношения возможно разглядывать как фактор психотерапевтического “климата” группы. Эмоциональная база межличностных взаимоотношений свидетельствует, что они появляются и складываются на базе определенных эмоций, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, либо уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, чувства и эмоции. Эмоциональная база межличностных взаимоотношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Модели взаимоотношений

Самый распространённой моделью взаимоотношений есть «Родитель – Ребёнок». На практике это отношения, к примеру, где дама вся такая не сильный, трепетная, требующая защиты и опеки. Либо же – в то время, когда мужчина ленивый, лежит себе на диване и ни на работу, ни по дому. И в том и другом случае замечаем совсем детское поведение. Причём детей мелких, около трёх-пяти лет.

Откуда такая модель берётся, весьма ясно: если не каждый был родителем, то уж ребёнком-то каждому совершенно верно удалось побывать. И весьма ясно как это – в то время, когда ты ребёнок, а она (он) – родитель. К тому, же большинство собственных своих родителей видело, общалось, знает, как те себя ведут — так что земля удобрена, имеется что воспроизводить.

Нужно подчернуть, что модель «Родитель – Ребёнок» весьма устойчива. Вероятнее, по причине того, что сценарий поведения в таких отношениях известен заблаговременно, из собственного детства. Удостоверимся в надежности:

Родитель обязан делать ребёнку подарки. Ребёнок может делать Родителю подарки, но они смогут быть в разы дешевле (основное, дабы сделаны собственными руками). — Да?

Родитель не имеет возможности обижаться на Ребёнка и обязан его забыть обиду. Ребёнок может обижаться на родителя и сказать, что тот ему всю жизнь сломал. — У вас так?

Родитель обязан принимать решения и общаться с социумом, а Ребёнок – нет. Родитель может наказать Ребёнка, а Ребёнок может лишь отомстить…

Узнаваемо, не смотря на то, что не все в этих отношениях нравится.

Имеется и вторая модель: «Взрослый – Взрослый», основанная на диалоге, равенстве и партнёрстве. Она радостнее, но видится значительно реже. Из-за чего? Ответ таков: модели «Взрослый – Взрослый» распространена так скудно вследствие того что её сложно заметить, а, следовательно, сложно перенять и усвоить.

Такая модель чаще появляется у пар, каковые прожили между собой продолжительно. Продолжительно – это лет сорок, пятьдесят. Вот на закате собственной жизни люди в таких парах и приходят к отношениям «Равный – Равный». Не все, само собой разумеется, но кое-какие да. Но таких пар не довольно много, их не весьма видно, и модель – хорошую, здоровую модель – мало кто перенимает.

О природе взаимоотношений — Садхгуру


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: