Понятие и структура социальной роли.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта методом включения в воспроизведения системы и социальную среду социальных отношений и связей .

Социализация — это двусторонний процесс, потому, что:

1) характеризуется единством целенаправленного и стихийного влияния на формирование и развитие личности;

2) включает в себя усвоение индивидом социального опыта методом вхождения в социальную среду, совокупность социальных связей и процесс активного воспроизводства индивидом совокупности социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду; человек понимается в один момент как субъект и объект публичных взаимоотношений;

Социализация по собственному содержанию является процессом становления личности. В содержании процесса социализации выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Неспециализированной чёртом всех этих трех сфер есть процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Функция социализации.

Под социализацией понимается включение индивидов в публичную судьбу, усвоение ими социального опыта, знаний, сокровищ, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации разрешает личности стать полноценным участником общества. Данный процесс нужен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм судьбы. Культура определяет содержание, средства и методы социализации. Социализация начинается в юные годы. Огромную роль тут играется и семья, пример своих родителей, сверстников, преподавателей и др. В предстоящей жизни ключевую роль играются: школа, другие учебные заведения, СМИ, трудовые коллективы, неформальные группы. Большое значение имеет и самовоспитание.

Социализация имеет своеобразие в разных исторических и национальных культурных контекстах (русских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психологической разрядки (рекреативная и компенсаторная функции культуры): праздничные дни, игры, спорт, массовое мастерство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Не считая названных, в литературе отмечаются и другие функции культуры более частного характера: обеспечение целостности публичной совокупности, обеспечения перехода от одной публичной совокупности к второй, разрешение противоречий между природой и обществом, гармонизация взаимоотношений между ними, преемственность поколений, функция самовыражения, саморазвития и самоутверждения личности и др.

К механизмам социализации возможно отнести следующие.

  1. Классический механизм социализации является усвоением человеком норм, эталонов поведения, взоров, стереотипов, каковые свойственны для его ближайшего окружения и семьи.
  2. Институциональный механизм социализации функционирует в ходе сотрудничества человека с различными организациями и институтами общества, как намерено созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со собственными главными функциями (производственные, публичные, клубные и другие структуры, конечно средства массовой коммуникации).
  3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психотерапевтических линия и поведенческих проявлений, обычных для людей определенного возраста либо определенного опытного либо культурного слоя, что в целом формирует мышления и определённый стиль поведения той либо другой возрастной, опытной либо социальной группы.
  4. Межличностный механизм социализации функционирует в ходе сотрудничества человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него смогут быть родители (в любом возрасте), любой глубокоуважаемый взрослый, приятель-сверстник собственного либо противоположного пола. Но нередки случаи, в то время, когда общение со значимыми людьми в группах либо организациях может оказывать на человека влияние не аналогичное тому, какое оказывает на него сама несколько либо организация.

структура и Понятие социальной роли.

Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет собственную направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

Поведение человека в группе людей, занятых какой-то совместной деятельностью, связано с положением его в данной группе. Групповое воздействие образуется из частных вкладов отдельных людей-участников данной группы. Те вклады, каковые ожидаются и требуются от участников конкретной группы, именуются ролями.

Человек формирует собственную картину мира в общении с другими людьми, делая наряду с этим определенные социальные роли. Исходя из этого осознать личность возможно только через раскрытие этих ролей.

Любой человек за годы собственной жизни делает множество ролей: школьника, студента, брата, мужа, мастера и т.д. Из списка этих ролей можно понять, что все они связаны с определенным положением человека в классе, в студенческой группе, в семье, в трудовом коллективе.

Социальная роль — это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это публично требуемый пример поведения, модель поведения.

Роль формирует не отдельный человек — исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится. И по отношению к конкретному лицу роль объективна. Она не зависит от желаний и интересов человека. К примеру, роль мастера может выполнять Иванов, Петров, Сидоров…

Однако любой человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Уровень качества исполнения роли — дело сугубо личное. Исходя из этого возможно сказать, что роли безличны, но ответственность за уровень качества их исполнения неизменно персональна, поскольку любая роль имеет собственного исполнителя.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.

Поступая на работу, человек тем самым добровольно подчиняет себя, собственный поведение функционально-ролевым предписаниям, каковые вытекают из структуры и целей организации, и из обстановки, в которой организация находится.

Необходимость кем-то быть, играться определенные роли (маски) есть неотъемлемым элементом людской бытия. Без этого не имеет возможности функционировать публичный организм, без этого неосуществима и самореализация индивидуума.

Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации необходимо иметь четкие модели ролей. Осознать личность возможно только через раскрытие ее социальных ролей.

Социальная структура придает отечественному групповому опыту организованность и целенаправленность. Благодаря социальной структуре мы связываем в собственном сознании определенные факты отечественного опыта, именуя их, к примеру, “семья”, “церковь”, “квартал” (в смысле района проживания). Практически так же, как структуры, мы принимаем физические нюансы отечественного опыта – части, сведенные в целое, а не как изолированные элементы. К примеру, в то время, когда мы наблюдаем на какое-то строение, мы не просто видим кровлю, кирпичи, стекло и другие стройматериалы – мы видим дом; в то время, когда мы наблюдаем на бесхвостое земноводное, мы не просто видим выпученные глаза, ровную пятнистую кожу и долгие задние лапы, а лягушку. Наряду с этим мы соотносим приобретённый опыт с другим опытом в рамках более широкого контекста.

Социальная структура дает чувство того, что жизнь организована и стабильна Социологи разглядывают социальную структуру как социальный факт из тех, каковые обрисовывал Э. Дюркгейм. Мы принимаем социальный факт как что-то существующее вне нас, как свободную действительность, которая есть частью отечественного окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают отечественное поведение и направляют отечественные действия в определенное русло.

Социология семьи.

Социология семьи отрасль социологии, объектом изучения которой помогает семья как социальный университет и как малая несколько. Осн. неприятности, изучаемые С. с., – это функции и структура семьи, тенденции ее развития в совр. обществе, ее место в социальной структуре, межличностные отношения в семье, подготовка к семейной жизни и браку и т.д.

С. с. разделяется на теоретическую и прикладную

Семья имеет двойственный темперамент: с одной стороны — социальный университет, с другой — малая несколько, которая начинается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных взаимоотношений.

Семья — социально разрешённое и довольно постоянное объединение людей, связанных родством, браком либо усыновлением, живущих совместно и экономически зависящих друг от друга.

Семья подразумевает реализацию последовательности социальных функций (к примеру, воспитание детей), включает совокупность неспециализированных сокровищ, являющихся переплетением ролей и статусов.

Социология семьи есть одной из старейших социальных дисциплин. И это ясно. Так как ее объект изучения — социальный институт брака — в истории играется ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе обрисовывающие и растолковывающие формы публичной судьбе, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные базы жизнедеятельности и образует базисные предусловия функционирования социума методом физического и социокультурного замещения поколений благодаря поддержанию существования и рождению детей всех участников семьи. Без социализации потомства и этого воспроизводства населения нереально восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной судьбе.

К тому же, реализация главных функций семьи не есть следствие каких — или биологических регуляторов либо механизмов, а является результатом своеобразных социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, которые связаны с физиологическими процессами, с психотерапевтической динамикой взаимоотношений, с ценностями и нормами культуры, с экономическими условиями производства и рынка, с демографическими трансформациями, с университетами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими изменениями в целом.

#128218;роли и Социальные статусы#127891; Обществознание 8 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: