Понятие и структура знака. модели фреге и де соссюра. примеры использования моделей.

Соссюр. Совершил строгое разграничение между речью (продукт языка при личной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой совокупностью и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в обращение. Язык – универсален, а обращение – лична. Обращение к сущности языкового символа, Соссюр фокусирует внимание на сотрудничестве знаков и знаков. совокупностей др. с втором. Языковой символ – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. символ. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Символ: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, суть). Форма, в кот. сущ. символ, в соответствии с Сосюру, это его знакообозначение, наименование, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи символа догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой символ носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание символа, т.е. психологическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. символа в лингвистике именуется понятием, а в логике – концептом.

Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя символ, человек интересуется не знаком как таковым, а прежде всего его смыслом либо значением. Концепт (десигнат) – это неспециализированное представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного символа, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость символа с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а иначе от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.

Билет

структура и Понятие символа. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры применения моделей.

Символ – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое воображает/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, который связан с понятием смысла и значения. Вследствие этого они внесли предложение собств. модель символа, продолжая модель Фреге. Значение значения. Изучение влияния языка на научный символизм и мышление. Отличие: символ – единство плана выражения и плана содержания (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение символа как комбинацию 3х категорий: 1. этот в ощущения объект окружающего мира. Денотат символа/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие либо концепт/суть. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, знак. Эта модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.

Билет

структура и Понятие символа. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.

Чарльз Пирс, разбирая знаковую деят-ть человека, сделал вывод, что реципиент не просто обрабатывает данные, а порождает собственное познание сообщения. Это связано с культурой, знаковыми особенностями и опытом человека, т. е. его знаковой совокупностью. Символ по Пирсу – это что-то, воображающее что-то перед кем-то в некоем отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он именуется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Символ О (объективный символ) – это некот. принятое в данном общ-ве либо сообщ-ве обозначение объекта О. Когда конвенция по отношению символа О достигнута, данный символ получает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а символ S – это так называемый субъективный символ субъекта S для обозначения объекта О. Символ S образуется в следствии взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а иначе опосредованно через объективный символ О. В следствии этого взаимодействующий символ S может различаться от символа О. Символ S – это что-то. воображающее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некоем отношении (символ О). Символы О определяют поведение. Любой человек взаимодействует с двумя действительностями – действительностью объектов О и действительностью знаков О. Принимая ответ, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Дабы манипулировать аудиторией необходимо разрывать сообщение S с объектом О.

Билет

Свойства и черта знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности символа, полифункциональности символа, системно-исторической обусловленности символа, асимметричной дуальной динамики символа.

1. св-ва принципиальной арбитрарности знаков. (Суть: 1. сущ-ет некот. объективная трансцендентальное отношение между замыслом содерж. и замыслом выраж. символа. Символ – явл. природы, обозначение – ест.-научн. открытие нек. з-нов природы. 2. Символ релятивен (относителен), конвенциален. Он – рез-т произв. Договорённости между людьми. В совр. господствует 2я теория. Из неё направляться, что символ арбитрарен, появляется на основании произв. семантич. взаимоотношений. В базе образлв. Символа – каждая из сторон замысла содержания.). 2. св-ва (принцип) системно – ист. обусл. знаков (Закономерности происхождения, трансформации любого символа опред. 2мя группами событий: а) символ – эл-т знаковой совокупности, в кот. он существует. Законы данной совокупности опред. собств. динамика этого символа. (Jeep=джип). б) Динамика символа обусл. исторически. Его трансформация и развитие связ. с трансформацией объект. Действительности, кот. данный символ признан отражать. (пример: исторические праздничные дни)

Билет

характеристики и Свойства знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики символа, принцип двоичной оппозиции элементарных знаковых совокупностей, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых совокупностей, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

-ва ассиметрич. дуализма знаков (план выражения и План содержания, образ.символ, соедин. В качестве знаковыражени только историч. огранич. Краткий период. В условии отн-й замыслы независимы и имеют любой собственную собств. историч. динамику. (пример: символ свастики)). 4. св-ва огранич. семиотич. совокупности (Наблюдатель наход. в языка, замкнутом либо отн. замкнутой семиотической совокупности, разглядывает сложившиеся в нём отношения между замыслами содерж. и замыслами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как скемиот. Совокупность для тех субъектов, кот. им пользуются, имеется элемент внешней объективной среды существ. В случае если же наблюд. наход. вне семиот. совокупности, для него условностей и правила условий данной совокупности станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что в совокупности явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне совокупности выступает в качестве промежут . семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе). 5. Принцип многоуровневости семиозиса. Семиозис – это процесс, в рез-те которого что-то начин. функционировать в качестве символа (Процесс формирования символа ни при каких обстоятельствах не носит окончат. хар-ра. Связь между означаемым и означающим в стр-ре символа также не носит окончат. хар-ра. Замысел выр-я – только форма знакв. Но по мере развитие семиотич. совокупностей новые этапы семиозиса происходят не на основании мира фактов, настоящих вещей, а на основании знакового мира. Врезте символ, образ. На прошл. этапе сем.ю может стать означаемым нового означающего. Для обозн. одного и того же предмета сущ.пара знаков и сам факт выбора одного из них представляет собой сеиотич. процесс. Это факт образования нового символа, нового семиотич. уровня. Как раз так появляется семиотика. (происходит формирование вторичной подобной семиотической совокупности).

Билет

Урок 3. Запрещающие символы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: