Понятие и сущность правовой информации

До 70-х годов термин "правовая информация" в юридической литературе не употреблялся. Авторы предпочитали, рассматривая информационные проблемы права, пользоваться предметной терминологией: "источники права", "правовые источники", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т. п.

Появление кибернетических методов в исследовании правовых проблем повлекло необходимость обобщения конкретных правовых терминов в информационном аспекте в единое понятие — правовой информации.

Наиболее верен комплексный подход к изучению понятия правовой информации. Во-первых, правовой информацией является информационно-смысловое содержание правовых норм.

Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.

***СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СХЕМА)

Комплексный подход к исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.

Источники правовой информации подразделяются в научной литературе на официальные и неофициальные.

К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Под неофициальными источниками правовой информации следует рассматривать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования.

По виду правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.

Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К недокументальной информации относится та, которая либо материально не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).

По форме документы в информатике классифицируют на: текстовые (книги, журналы, отдельные страницы и т. п.); графические (чертежи, схемы, планы и т. п.); аудиовизуальные (звукозаписи, кинопленки и т. п.).

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса — правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитныхносителях дисках, дискетах, лентах и т. п.. Появились специфические виды бумажных носителей (перфокарты, распечатки и т. п.).

Правовая информация может закрепляться и храниться на пленках для последующего ее размножения на фотокопиях. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Выделяют и фактографическую информацию. Ее представляют сведения о фактах. Иначе говоря, это — информационное отражение определенного факта без интерпретации или пояснения. (например, относятся названия и наименования конкретных учреждений, организаций, предприятий, населенных пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных сооружений, марок оборудования; номера объектов; их числовые характеристики).

По источнику возникновения правовые документы делятся также на первичные и вторичные.

Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования, копирования, микрофильмирования и т. п. К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).

Вторичнаяправовая информация является результатом апалитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов. например, библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.

Основные направления ПИ:

1. Создание правовых информационных систем;

2. создание экспертных ПС (искусственный интеллект);

3. Создание компьютерных обучающих систем;

4. Создание систем поддержки правоохранительных органов, иных государственных органов и юридических служб;

5. использование электронных коммуникаций и средств защиты информации (системы шифрования и аутентификации).

Экспертными системами (или системами, основанными на знаниях) называются программы, которые не только содержат массивы определенных данных и предоставляют средства поиска нужных фрагментов в этих массивах, но обладают "искусственным интеллектом". Такая система обычно состоит из программы — "инструментальных средств" — и "базы знаний". "База знаний", в свою очередь, состоит из фактов и правил. Факты — это сведения об изучаемой предметной области, правила — это умозаключения.

В работе по созданию экспертной системы участвуют не только программисты — разработчики оболочки, но и специалисты в данной предметной области знаний — в нашем случае, юристы.

Существующие экспертные системы ориентированы не на независимое достижение результата — решение проблемы, а поиск такого решения в диалоге с пользователем. При этом происходит сложение потенциалов двух интеллектов — искусственного и человеческого. Сильной стороной компьютера является возможность хранения большого объема фактических знаний, которые человеку не всегда легко запомнить (например, не только законов, но и таблиц, иных характеристик).

Человек же способен давать оценку применимости тех или иных правил к исследуемой ситуации, придавая направленность работе компьютера по отбору "относящихся к делу норм" и оценке конечного результата. Последнее слово всегда остается за человеком. Решение принимает он, а не машина, которая служит лишь интеллектуальной справочной системой и позволяет видеть цепочку умозаключений, путем которых человек пришел к данному выводу.

Экспертные системы успешно применяются в медицине (постановка диагнозов), производстве (управление технологическими процессами), образовании. В области права пока нет широко применяемых экспертных систем.

Системы поддержки деятельности правоохранительных органов и юридических служб.

Такие системы можно подразделить на:

§ компьютеризированные банки данных правоохранительных органов (картотеки подозреваемых, решение иных задач криминалистического учета);

§ системы поддержки принятия решений (подобные описанным выше консультационным системам для расследования преступлений);

§ системы учета документов юридических фирм, включая системы поддержки судебных процессов, обеспечивающих систематизацию и хранение всей структуры процессуальных документов;

§ системы поддержки законотворческой деятельности.

Системы правовой информации:

1. Информационные системы общего назначения (электронные библиотеки).

2. Специализированные системы правовой информации двух типов — сетевые системы и автономно работающие системы на основе компакт-дисков.

Для принятия адекватных решений нужно обладать информацией, причем оперативной, полной и достоверной. В большей или меньшей степени эту задачу помогают решить автоматизированные правовые информационные системы, вполне доступные рядовому предпринимателю. При работе с такими системами отпадают проблемы, связанные с поиском и сбором нормативных документов, отслеживанием изменений в законодательстве.

Базы данных по законодательству появились на рынке программного обеспечения России в начале 90-х годов, и с тех пор их популярность неуклонно растет. В настоящее время в нашей стране существует целый ряд справочных правовых систем (СПС). Наиболее распространены три из них: Гарант, разработанная НПП "Гарант-Сервис", КонсультантПлюс, созданная АО "КонсультантПлюс" и Кодекс Центра компьютерных разработок при мэрии С.- Петербурга. Среди прочих правовых систем следует отметить такие, как ЮСИС юридического агентства "Intralex", Эталон Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции России, Юрисконсульт АО "Информационные системы и технологии"

Рандомно подобранные статьи с сайта:

”Публичные центры правовой информации“


Похожие статьи:

admin