Понятие и трактовки социальной общности.

Главные взоры на сущность общности: 1) с позиции социального реализма, к которой близки марксистская и функционалистская трактовки – это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая независимым субъектом социального действия, поведения; 2) с позиций феноменологии и символического интеракционизма – это не какое-либо новое, особенное телесное образование (социальный субъект), а в некотором роде организованный комплекс социальных взаимодействий и действий отдельных людей, реализующих солидарные ожидания, ориентации на то, что совместно им удастся действеннее решать те либо иные задачи; общность существует только так, как мы поймём ее.

Согласно точки зрения П. Бурдье (4.3), реально существуют относительно немногочисленные общности (малые группы), громадные же общности (классы, нации и т.п.) – это искусственно созданные (вымышленные) в основном политиками и в политических целях образования, действительность существования которых зависит от степени укорененности в публичном сознании (другими словами от того, как мы их идентифицируем (поймём, соотносим с определенными личностями, партиями, группами, нормами и ценностями) и как поступаем в соответствии с данной идентификацией).

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая независимым субъектом социального действия, поведения. В данном определении направляться выделить последовательность моментов. Во-первых, что социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа публичной судьбе либо экспериментальными неестественными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование возможно эмпирически зафиксировать и проверить. Во-вторых, социальные общности — это не сумма индивидов, социальных групп либо иных социальных образований, а целостность с вытекающими чертями целостных совокупностей. В-третьих, социальные общности являются объектами социального сотрудничества. Это значит, что они сами являются источником собственного развития, самодвижения. Массовые общности характеризуются следующими показателями: 1) являются структурно-нерасчлененные аморфные образования с достаточно раздвинутыми границами, с неизвестным качественным и количественным составом, не имеют совершенно верно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный метод существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той либо другой конкретной деятельности, неосуществимы вне ее, и исходя из этого оказываются неустойчивыми, изменяющимися от случая к случаю образованиями; 3) им свойственна разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) благодаря собственного аморфного образования они не могут выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Обычным примером массовых общностей являются участники широких политических либо экологических перемещений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения внешней среды и т. д.), поклонники звезд эстрады, болельщики команд , члены любительских ассоциаций по заинтересованностям (филателисты и т. д.).

Наиболее значимым условием происхождения социальных общностей есть солидарность – единодушие, осознание общности с заинтересованностями вторых людей. Наряду с этим уровень солидарности в различных типах общностей, как мы заметим ниже, может проявляться по-различному.

3. Свойства и типы социальных общностей.

Свойства социальных общностей: 1) наличие неспециализированной цели либо совпадение целей людей, составляющих общность; 2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм; 3) солидарные социальные сотрудничества партнеров, обусловленные наличием совпадающих единых норм и целей.

Типология социальных общностей:

1. В зависимости от уровня солидарности: 1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии обоюдных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.). Формы множеств: а) категории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные показатели): студенты, дети, дамы, новые русские и т.д.; б) агрегации (объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, визитёры одного супермаркета и т.д.; в) веса (характеризуются сходными (однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от настоящей либо вымышленной угрозы (сходное воздействие – паника); люди, стремящиеся носить однообразную одежду (сходное воздействие – следование моде) и т.д.; 2) контактные общности, в которых воплощается настоящая, но, в большинстве случаев, краткосрочная солидарность. Их формы: а) аудитории – одноразовые, довольно краткосрочные (от нескольких мин. до нескольких ча-сов) сотрудничества лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей; б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники)); в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся совместно для удовлетворения собственных социальных потребностей (в общении, заботе о вторых, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги часто становятся базой для создания групповых общностей); 3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долгосрочная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и какое количество.п.) солидарность (5.2).

2. По численности: 1) диады (сотрудничество двух человек); 2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек); 3) громадные общности (от сотен до тысяч людей); 4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.

3. По времени существования: 1) краткосрочные (существуют от нескольких мин. до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса); 2) долгие (существуют от нескольких суток до нескольких лет: коллективы фирм, воинские подразделения); 3) долгосрочные (существуют от многих лет до тысячелетий и веков: территориальные, этнические общности, нации (6)).

4. По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные (организации (7)); 2) аморфные образования (болельщики ФК, любители пива).

5. По базисному системному показателю: 1) территориальные (дальневосточная общность), 2) этнические (русские) (6), 3) демографические (молодежь, дамы), 4) культурные (субкультурные) (9.2) и т.д.

В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось еще одно познание социальных общностей. самые известные представители данного направления – Г. Тард и Г. Лебон – утверждают, что все объединения людей возможно обозначить понятием масса людей. Согласно их точке зрения, масса людей – это не только стихийное, неорганизованное скопление индивидов, но и структурированное в той либо другой степени, организованное объединение людей. Г. Лебон выделяет следующие типы толп: 1) разнородные, а также а) неизвестные (уличная масса людей) и б) неанонимные (парламентское собрание); 2) однородные, а также а) секты (политическая, религиозная) и б) касты (армейские, рабочие); 3) классы (буржуазия, купечество).

Так, существуют разные трактовки понятия многообразные типы и социальная общность общностей. В социологии самый глубоко изучен тип групповых общностей (социальных групп), и это не просто так.

3.1 Что такое социальные университеты? — Александр Гофман


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: