Понятие элиты. основные теории элит

Из самой сущности политической власти направляться разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующих групп в политологии употребляются разные понятия (к примеру, правящие круги, высшее политическое управление и др.), среди которых самый точным и, в один момент, емким есть понятие «политическая элита».

Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII в., он начал употребляться для именования «избранных людей», в первую очередь высшей знати. Но в политической науке он деятельно начал использоваться с конца XIX века. В отечественной политологии этот термин взял права гражданства только в начале 90-х гг.

Идеи элитизма появились еще в глубокой древности. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Ф. Ницше и другие. Фактически «хорошая» теория элит появилась в конце XIX – начале ХХ века благодаря трудам В. Парето, Г. Моска и Р. Михельса. Наряду с этим разные авторы по-своему определяли понятие элиты (а также, политической):

§ В. Парето: лица, владеющие высшими показателями (результативностью) в собственной области деятельности.

§ Г. Моска: самые активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества.

§ Г. Лассуэл: лица, взявшие в обществе громаднейший престиж, статус.

§ Ж. Боден: лица, владеющие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к собственному статусу.

§ Р. Уильямс: лица, занимающие высшие места в обществе благодаря собственному биологическому и генетическому происхождению.

§ Дж. Бернхейнм: лица, приобретающие материальные и нематериальные сокровища в большом размере.

В случае если суммировать разные мнения по вопросу о содержании понятия «элита», возможно констатировать, что этим понятием обозначается, в большинстве случаев, привилегированное меньшинство общества, в большей либо меньшей степени владеющее выдающимися качествами, имеющее высокое положение, богатство и власть, и активное в политической и иных сферах деятельности.

Тем самым, в определении понятия элиты авторы применяли разные подходы, среди которых возможно выделить два определяющих: 1) ценностный (аксиологический), делающий упор на превосходящих качествах элиты; 2) структурно-функциональный (статусный), подчеркивающий ту роль, которую делают элиты благодаря собственному месту в социальной иерархии. Эти подходы легли в базу ее теории модификаций и развития элиты.

Неспециализированным для хороших теорий элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) есть следующее:

§ любому обществу свойственна элитарность, в базе которой лежат естественные различия людей;

§ элита владеет особенными качествами, внутренне сплочена;

§ веса признают право элиты на власть, другими словами ее легитимность;

§ элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, потому, что власть никто добровольно не уступает.

Для современных теорий демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) свойственны следующие положения:

§ элиты нужны как поручитель большого качественного состава начальников;

§ элиты, в отличие от радикально настроенных весов, являются поборниками либерально-демократических сокровищ;

§ элиты способны нейтрализовать свойственный весам иррационализм.

В рамках ценностных теорий (Х. Ортега-и-Гасет) утверждается следующее:

§ элита – самый ценный элемент социальной совокупности;

§ элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит народовластии;

§ элита не господствует над весами, а руководит ими на базе собственного авторитета и добровольного согласия.

Концепции плюрализма элит (Д. Рисмен) являются самый распространенными в современной политической мысли. В их основе лежат следующие положения:

§ элита неоднородна и ни одна из ее групп не может в один момент господствовать во всех областях судьбы;

§ в современном обществе власть рассредоточена между разными группами элит;

§ борьба между элитами делает вероятным контроль за ними со стороны граждан;

§ границы между массами и элитами достаточно условны.

Собственного рода идейным антиподом теории плюрализма элит выступают разные леволиберальные теории элиты, в частности теория властвующей элиты (Р. Миллс):

§ главная функция элиты – обеспечение собственного господства;

§ рекрутирование элиты осуществляется только из собственной среды;

§ реально проконтролировать элиту со стороны демократических университетов нереально.

Как видно, фактически все рассмотренные теории элит не вписываются в главный постулат народовластия о том, что правительство контролируется народом. Иначе, элитарность современного общества очевидна. Исходя из этого для народовластия первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования самая результативной и нужной для обществ политической элиты.

#Политическая элита ЕГЭ | #Функции политической элиты | #Гарантии против деградации элиты…


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: