Понятие как основная форма рационального познания.

При рассмотрении чувственного познания, другими словами познания, включенного в материально-предметную деятельность, была продемонстрирована его зависимость от языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются? В самом неспециализированном виде ответ таков.

На протяжении физического действия на явления и конкретные предметы, на протяжении их преобразования и использования, в ходе изменения и создания публичных взаимоотношений человечество получает многообразные знания об отношениях. Выявляются отношения между видами и различными типами материальных объектов и процессов, между разными особенностями объектов и т.д. Отношения вещей, явлений, процессов многообразны и соответственно многоразличны знания об отношениях. Это смогут быть, к примеру, знания об отношениях между особенностями железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это смогут быть и более сложные знания взаимоотношений между ускорением тела и массой, взаимоотношений между элементарными частицами в атома и т.п.

Потому, что знание направлено на обнаружение взаимоотношений между особенностями предметов, между процессами и самими предметами, в каковые они включены, эти отношения становятся объектами познания. Но что это указывает для понимания процесса познания, и в частности для понимания их возникновения роли и механизмов понятий в познании?

Уже в обыденной практической жизни мы всегда имеем дело с отдельными конкретными предметами, каковые существуют реально и смогут быть конкретно восприняты при помощи зрения, слуха, осязания. Но наряду с этим мы в обязательном порядке выявляем отношения между предметами, и фиксируем отечественное отношение к ним, что, к примеру, видно в следующих несложных фразах: Это дом, данный дом красив, роза красная и т.д. Слова дом, прекрасный, красная смогут быть отнесены не только к данному конкретному отдельному объекту, что мы конкретно имеем в виду. Слово дом возможно отнесено ко всем очень непохожим друг на друга строениям, служащим человеку в качестве жилья. Слова прекрасный, красный также будут быть отнесены к самым разным предметам, разным классам объектов: так как прекрасны не только дома, красны не только розы.

Эти слова уже высказывают и отражают отношения между явлениями и конкретными предметами, причем отражают их в обобщенной форме. В то время, когда мы их используем, мы имеем в виду кое-какие определенные неспециализированные особенности, характерные показатели разных предметов и явлении, во многих вторых измерениях очень хороших друг от друга. Как раз объективная общность особенностей делается главным объектом познания. Наряду с этим процесс познания развертывается следующим образом: в первую очередь мы опираемся на изучение настоящих, конкретных предметов как материальных объектов, их настоящих, объективно признаков и существующих качеств. Но в один момент происходит деятельный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставляет различные предметы, каковые отнюдь не всегда конкретно воздействуют друг на друга. Делая определенное воздействие с данными объектами и преследуя ту либо иную практическую цель, человек сравнивает их, уподобляет друг другу в каком-либо определенном отношении, оставляя в стороне связи и те отношения, каковые его сейчас и в данном нюансе не интересуют. Человек как бы рассекает мыслью настоящую целостность конкретного предмета, что неизменно включен в самые разные отношения с другими предметами и признаками и потому возможно является совокупностью самых признаков и разнообразных свойств.

Человек при помощи собственной мысли выделяет, как бы обособляет от целостных конкретных предметов такие отношения, каковые объективно, сами по себе, и в качестве каких-то особенных предметов не существуют. Но они выясняются серьёзными для жизни и человечества и деятельности человека, а исходя из этого становятся особыми объектами его познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком, выражаются и фиксируются в словах-понятиях, аналогичных словам дом, человек, красное, красота и т.д.

К примеру, красная красная и роза ткань — предметы во многих отношениях разные. Но в то время, когда человека интересует их цвет, он отвлекается от вторых особенностей данных предметов. Он сравнивает эти предметы с позиций их цвета (наряду с этим он часто отвлекается и от оттенков цвета, каковые также смогут быть очень разными). Объективные связи, отношения данных предметов, воплощенные в общность их цвета, фиксируются и отражаются в слове-понятии красное.

Процессы, на протяжении которых неспешно и последовательно образуются понятия, отражающие неспециализированные особенности явлений и предметов окружающего мира, измеряются многими столетиями и уходят в глубь столетий. Перед тем как знание о тех либо иных отношениях получает обобщенную форму и именно поэтому получает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществляться процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного рассечения и физического метаморфозы объектов. Должны остаться в стороне все моменты, несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В ходе людской деятельности знания должны быть отпущены и от чисто личных, личных моментов (эмоции, переживания конкретных субъектов, их сугубо личные цели). Знание должно купить обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны отыскать выражение неспециализированные объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно купить объективное значение для множества людей. В этом случае результатами практической деятельности становятся не только явления и конкретные предметы, снова созданные либо преобразованные, вместе с тем и понятия, появившиеся на протяжении этого процесса и от него на данной стадии неотделимые. После этого созданные на протяжении практической деятельности понятия становятся формой и важным компонентом данной деятельности. В последующих процессах применения они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря постоянному сопоставлению с отношениями и конкретными объектами, принадлежащими к данному типу.

В то время, когда мы говорим о конкретном человеке либо группах, общностях людей, мы привычно и конечно используем слово человек. Как правило (более осознанно либо менее осознанно) мы связываем это слово с каким-либо знанием неспециализированных особенностей всех человеческих существ, их отличия от вторых объектов природы, от животных и т. д. В то время, когда слово выступает в единстве с таким (более полным либо менее полным, более расчлененным либо менее расчлененным) знанием, оно именно и фигурирует как понятие. Понятия — такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, каковые выделяют и фиксируют неспециализированные значительные особенности, явлений и отношения предметов, а именно поэтому в один момент суммируют наиболее значимые знания о методах действия с данными группами явлений и предметов. Без понятий человеческое познание было бы нереально. Если бы на протяжении долгого исторического процесса людской познания не выработались и не закрепились такие обобщенные формы мысли, то любой человек — в каждом поколении — должен был бы снова и снова обрисовывать, сопоставлять и высказывать отдельным словом каждую конкретную вещь, факт, явление. Пользуясь словами-понятиями, мы в сокращенной форме аккумулируем и используем итоги многовекового практического опыта человечества.

До сих пор мы говорили в основном о таких понятиях, каковые фиксируют неспециализированные особенности материальных объектов. Красное — это понятие, отражающее неспециализированное свойство некоторых чувственно-замечаемых вещей и их отличие от вторых, в противном случае окрашенных материальных предметов. В то время, когда же мы, потом, фиксируем не только различие красных, зеленых, желтых и т.п. предметов, но и их тождество, сходство, то на первый замысел выступает их объективное свойство быть так или иначе окрашенными, другими словами свойство цвета. Формируется (наровне с понятиями красного, зеленого) кроме этого понятие цвета, имеющее еще более характер, отражающее еще более неспециализированную сообщение. Для его образования, разумеется, нужно уже так или иначе осознавать различие и связь между красным красными и конкретными предметами по большому счету, другими словами связь и различие между отдельным и неспециализированным. Понятие цвета учитывает не только неспециализированные особенности всех окрашенных вещей, но устанавливает отношения между ними и между словами-понятиями, фиксирующими отношения различных цветов: красного, зеленого, желтого и т.п. Для того чтобы рода слова-понятия фиксируют неспециализированные отношения вещей и явлений, но сами они уже являются не конкретными материальными, а совершенными, обобщенными объектами познания; наряду с этим уровень либо степень отвлечения от конкретности материальных предметов и их чувственно замечаемых особенностей смогут быть разными.

И все же применительно к тем понятиям, каковые появляются и употребляются как раз в ярком ходе материально-практической деятельности, нужно снова выделить их сообщение с чувственным познанием, наблюдением, чувственно-образным отражением действительности. Образные формы отражения особенностей предметного мира сами уже заключают в себе формы обобщения и первые этапы. К примеру, в случае если мы имеем в сознании образ собаки, то данный последний уже есть достаточно сложным результатом чувственного опыта — в нем так или иначе синтезированы черты различных псов, которых мы имели возможность замечать. Образную форму постоянно имеют и отечественные более неспециализированные, отвлеченные и целостные представления (о отчизне, о том либо другом городе, стране и т.д.). При помощи понятий процесс обобщения не только длится: сообщение понятия со всей совокупностью в полной мере определенных предметов данного класса делается более опосредованной. Понятия собака, дерево, стул, в отличие от соответствующих образов, смогут быть лишены линия конкретности. И все же понятием (а не несложным словом, несложной совокупностью звуков) оно есть лишь за счет того, что с его помощью мы снова и снова осваиваем, используем, обозначаем (соответственно, показываем для других людей) соответствующие их отношения и объекты. В понятии (другими словами в слове, которое тесно связано с совокупностью знаний) уже обобщаются и фиксируются такие знания, каковые разрешают нам фактически функционировать с предметами соответствующего класса. Понятия как бы дают правила, некую сокращенную схему чувственно-практического действия. В этом — своеобразная изюминка понятий, каковые формируются на протяжении чувственно-предметной деятельности.

Обратим особенное внимание на те действия, каковые имеют место в ходе образования понятий для того чтобы рода. Строго взаимосвязанные действия отвлечения, сопоставления и сравнения, выделения того неспециализированного свойства, которое свойственно целым и необозримому множеству предметов классам предметов, в философии именуются абстрагированием, а результаты познания, приобретаемые в итоге, именуются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, настоящих особенностей объектов и явлений и из их настоящих взаимоотношений друг к другу; фиксируется их настоящее, независимо от сознания существующее единство. Но наряду с этим объединения и деятельность отвлечения, синтезирования говорит о активности и мощи людской познания, о происхождении особенного типа деятельности, особенного типа познания, направленного на фиксирование взаимоотношений. Нужно еще и еще раз выделить, что установление взаимоотношений, их познание, усовершенствование таких знаний и их применение в практике — дело очень привычное и повседневное. Это процесс, что каждый день и ежечасно реализовывают люди в собственной жизни и что ведет к крайне важным не только материальным, но и совершенным итогам. Мы воздействуем при помощи одних предметов на другие, по причине того, что уже знаем либо можем предположить, а после этого совершенно верно определить, в каком отношении они находятся между собой.

Старый человек был окружен в принципе теми же материалами природы, что и современный человек. Ему, к примеру, попадались куски железа. Но человек не сходу осознал, что из того материала, что содержится в этих кусках, возможно сделать топор. Только по окончании многих разрозненных, довольно часто случайных действий люди поняли, что данный материал — железо — в силу особенных особенностей пригоден для обработки вторых предметов. Так, изготовление орудий свидетельствует осознание и установление прочных взаимоотношений между применяемыми для орудия материалами и некоторыми вторыми объектами материального мира. Человек применяет эти материалы для постройки дома вследствие того что он уже знает отношение между нужными для постройки результатом и материалами — выстроенным домом.

Найти, раскрыть эти отношения человеку оказывает помощь практический процесс активного применения одних предметов для действия на другие. В один момент это процесс повторения, воспроизведения определенных действий, обнаружения некоторых прочных, устойчивых, повторяющихся взаимоотношений. Такие отношения определяются как значительные либо закономерные связи и объективные отношения.

В ходе исторического развития деятельность по использованию и образованию понятий, первоначально включенная в яркую практическую деятельность и существовавшая лишь в этом виде, получает более сложные формы, а после этого выделяется — весьма медлительно и неспешно — в независимую деятельность.

Заберём, например, процесс познания количественных взаимоотношений. Сейчас он достиг крайне важных научных и практических результатов: математизация знания имеется одна из основных объективных тенденций наук в эру научно-технической революции. Вместе с тем многие представления и понятия о количественных отношениях купили отвлечённость и такую абстрактность, что время от времени истолковываются как совсем свободные и произвольные творения людской ума. Но нельзя забывать, что познание количественных взаимоотношений с давних времен было вплетено в практическую предметную деятельность человека и до сих пор развивается кроме этого и в данной форме.

На протяжении этого процесса люди с давних времен сперва обучились сопоставлять, измерять определенные материальные объекты, позже уловили общность между собственными действиями, направленными на пересчёт и измерение разных объектов, и, подвергнув анализу эти действия, установили количественные отношения между самими материальными объектами. В их сознании сформировались знания о количественных отношениях, каковые купили обобщенную форму, стали и знаковое выражение наиболее значимым причиной предстоящей практической деятельности. Только потом выделились особенные группы людей, каковые стали носителями знания о количественных отношениях и накопили особые навыки работы с числами. Эти люди сперва занимались измерением земельных участков, подсчетом предметов и вещей, предназначенных для распределения между участниками общины либо для обмена и торговли; от данной деятельности только на относительно позднем этапе развития обособился тип деятельности, ярким и главным объектом которой стали сами числовые и геометрические отношения, разглядываемые и изучаемые уже раздельно от исчисляемых и измеряемых предметов. Так появилась математика, старейшая из наук. И сейчас деятельность по использованию и образованию понятий о количественных отношениях существует в двух формах.

Во-первых, познавая объективные количественные характеристики материальных тел, предметов, общества развития и процессов природы, человек и сейчас привычно употребляет такие слова, как меньше, больше, равны и т.д. Человек повседневно пользуется числами. Как раз в следствии миллионы раз повторявшегося сотрудничества с разными материальными объектами человек выделил, познал количественные их соотношения и характеристики, обозначил их особенными языковыми символами (символы чисел 1, 3, 5…, операций больше, меньше, равны и т.д.). И сейчас он употребляет, применяет на практике и уточняет количественные понятия.

Что же касается математики, то она уже имеет дело с разными результатами человеческого познавательного процесса, другими словами со знаниями. Потому, что она применяет знания, представления о количественных отношениях в ходе последующего, более глубокого осознания этих взаимоотношений, потому, что она выясняет, как соотносятся между собой сами числа, — происходит превращение количественных понятий, другими словами обобщенных знаний об отношениях объектов, в особенные объекты познания. Создав математику, человек может трудиться конкретно с числами как с объектами, на каковые направлено его познание; он может — в следствии работы с числами — приобретать новые формулы, выявлять определенные математические закономерности, другими словами покупать новые знания.

В пределах же гносеологии нужно, во-первых, выделить значение и функционирования процесса понятий и специфику образования и, во-вторых, учитывать, что на протяжении развития истории неспешно складывается особенная деятельность, цель которой — формирование, изменение знаний, другими словами изменение и формирование понятий, идей, теоретических концепций. Следовательно, в ходе публичного разделения труда появляется особенный тип деятельности, что в конечном итоге связан с задачей применения на практике, общества мира и изменения природы, но что собственной основной и яркой целью имеет производство теоретического знания (и хранение, накопление, передачу, распространение знаний, обучение знанию). Это и имеется особая деятельность по созданию неспециализированных понятий, идей, правил, которая в масштабах общества так или иначе организована в особенный процесс.

ЕГЭ НА СОТКУ. Познание. ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: