Понятие конкурентноспособности

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность территории рассматривается на данный момент в зарубежной литературе как одна из наиболее значимых тем в экономике. Вместе с тем кое-какие исследователи, в частности П. Кругман, относятся к современному «увлечению конкурентоспособностью» критично, считают, что конкурентоспособность — «атрибут компаний». Но многие ученые соглашаются, что окружающая среда оказывает заметное влияние на конкурентную позицию компаний. Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое возможно выяснено в разных качествах в зависимости от решаемых задач и применено как к товару либо услуге, так и предприятию, стране и др. На данный момент особенный интерес воображает конкурентоспособность территории. Ее возможно выяснить как свойство территории создавать продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, и в один момент поддерживать большой и стабильный уровень доходов собственного населения. В широком определении конкурентоспособность – это возможность страны (региона) в условиях интернациональной борьбе снабжать относительно уровень занятости и высокие доходы населения.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

Конкурентоспособность — свойство определённого объекта либо субъекта превзойти соперников в заданных условиях.

Объекты, владеющие конкурентоспособностью, возможно разбить на четыре группы:

  • товары,
  • предприятия (как производители товаров),
  • отрасли (как совокупности фирм, предлагающий товары либо услуги),
  • регионы (районы, области, страны либо их группы).

Вследствие этого принято сказать о таких её видах как:

  • Национальная конкурентоспособность
  • Конкурентоспособность товара
  • Конкурентоспособность предприятия

Помимо этого, принципиально возможно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех либо иных объектов:

  • потребители,
  • производители,
  • инвесторы,
  • государство.

Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с позиций потребностей и полноты их удовлетворения. Владея ограниченными возможностями (не только денежными, потому, что сам процесс потребления обусловлен некоей «разработкой», а следовательно — и «производительностью»), потребитель пытается максимизировать степень собственной неспециализированной удовлетворенности.

Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с позиций положения предприятия на рынке (известное / малоизвестное; в далеком прошлом ли трудится; какую долю рынка занимает; какие конкретно гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие конкретно отзывы о качестве его продукции).

Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с позиций приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, взяв годовую премию, у потребителя (частное лицо) может появиться выбор, что приобрести на эти средства — новую мебель на кухню, новую стиральную машину либо путевку в экзотическую страну: сейчас отмечается межотраслевая борьба. Когда потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, борьба с позиций потребителя переходит в плоскость борьбы фирм, а после этого и товаров. В разных экономических условиях (уровень доходов, уровень стоимостей, ожидания и т. п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при других равных) окажется разным. Проявится это в первую очередь в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) разных отраслей.

Конкурентоспособность страны с позиций потребителя оценивается как уровень качества судьбы, что обеспечивается потребителю.Так, потребитель оценивает конкурентоспособность любых объектов с позиций степени удовлетворения потребностей и уровня их значимости (более значимые потребности должны быть удовлетворены раньше, чем менее значимые).

Производитель оценивает товар с позиций суммы прибыли, которую тот может принести. С одной стороны, это рентабельность, но в отраслях с стремительной оборачиваемостью активов (к примеру — торговля) возможно взять значительно солидную прибыль за счет понижения рентабельности продаж, но повышения оборачиваемости товаров. Предприятия производитель квалифицирует как собственных соперников, исходя из этого наиболее значимыми чертями для него являются качества и соотношение цены производимой продукции, соответствие последней техническим, экологическим и другим стандартам и нормам. Отрасль производитель оценивает с позиций рамочных своего положения и условий на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли либо выхода из неё. Страну производитель оценивает с позиций наличия нужных ему ресурсов, их доступности и качества (физической и экономической).

Инвестор оценивает эффективность собственных вложений (как свершившихся, так и потенциальных), исходя из этого наиболее значимыми чертями товара с позиций инвестора являются его востребованность и уровень рентабельности продаж (инвестора интересуют не столько единичные сделки с высокодоходными товарами, сколько массовые продажи, приносящие доход больше той суммы, которую инвестор имел возможность бы взять, инвестировав в второе производство). Конкурентоспособность предприятия свидетельствует для инвестора не только рентабельность предприятия как цельной совокупности, но и его экономическое положение, денежная устойчивость (большой уровень рентабельности возможно достигнут методом совершения высокодоходных, но спекулятивных сделок, имеющий недопустимо большой уровень риска). Соответственно, страну либо регион инвестор квалифицирует как площадку, на которой возможно (либо не следует) строить собственный бизнес; наиболее значимым показателем конкурентоспособности страны (региона) есть инвестиционный климат.

Государство оценивает конкурентоспособность товара с позиций его востребованности и социальной значимости. В случае если отечественный товар есть социально значимым, но он стоит существенно дороже импортного, государство может оказать влияние на эту обстановку, применив или дотации и субсидии отечественному производителю, или квоты и таможенные преграды к зарубежным поставщикам. Фирмы оцениваются страной с позиций их роли в экономике: как продукция предприятия пользуется спросом и значима, каковы количества продаж. Чем выше уровень этих показателей, тем предприятие с позиций страны более конкурентоспособно. Отрасль оценивается страной кроме этого с позиций востребованности создаваемой ей продукции, значимости и объёмов продаж для отрасли и экономики продукции в целом. Конкурентоспособность страны возможно оценена страной с позиций эффективности применения ресурсов (с учетом их качества), и с позиции показателей платежного баланса страны: в случае если баланс хороший, то страна (а следовательно — отрасли, предприятия, продукция) конкурентоспособна, в противном случае — нет.

Сущность понятия “амортизация”, ее назначение, виды и величина. Экономика предприятия. Урок 13


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: