Понятие культуры. формы и разновидности культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления публичной судьбе:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной судьбы общества;
  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной судьбы общества;
  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих сокровищ в отношениях и делах людей.
    2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс неизменно обновляющихся во всех сферах публичной судьбе форм, правил, результатов и способов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, на протяжении которой создаются, распределяются и потребляются духовные сокровища.
    3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым сокровищами):
  • материальная – освоения предметов и результат производства и явлений материального мира
  • духовная – совокупность творческой деятельности и духовных ценностей по их производству, применению и освоению.

Это деление условно.
4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная действительность присутствует в самом человеке, есть неотъемлемым элементом его личности: знания, вера, эмоции, переживания, потребности, способности, цели и стремления.
6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная совершенная действительность, совокупность смысложизненных сокровищ, присутствующая в человеке и определяющая содержание, направленность и качество социального и личного бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, мастерство, религия, право.
7. Элементами духовной судьбы общества принято вычислять кроме этого:

— духовные потребности;
— духовную производство и деятельность (наука, мастерство, религия – воспроизводство публичного сознания);
— духовные сокровища (идеи, теории, образы, ценности);
— духовное потребление (общий темперамент потребления, т.к. духовные блага – общее достояние);
— духовные отношения (духовные публичные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они являются эталоном и идеалом для всех людей.
8. разновидности и Формы культуры. Типология культур:

  • национальная – мировая;
  • светская – религиозная;
  • восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
  • классическая – индустриальная – постиндустриальная;
  • сельская – городская;
  • обыденная – специальная;
  • высокая (элитарная) – массовая – народная
    9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии Массовая (поп-культура, китч, «мастерство антиусталости») Элитарная Народная
Авторы Опытные творцы (стандартизация культуры) Опытные творцы, создающие культурные каноны Неизвестные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Темперамент Коммерческий (нереально без СМИ) Некоммерческий Некоммерческий
Уровень сложности Низкий Большой (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение)
Аудитория Массовая Узкая Широкая
Сотрудничество Тесное сотрудничество и взаимодополнение

1. Экранная культура– вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (фильмы, клипы, телепрограммы и телесериалы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление
2. Субкультура – часть неспециализированной культуры, система ценностей, свойственных многочисленной социальной группе (молодежная, женская, опытная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, образ и стиль судьбы, социальные университеты как совокупность норм, навыки, умения, методы осуществления, способы; статусы и социальные роли; склонности и потребности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся значительно чаще на базе стилей в музыке и одежде. Обстоятельства:

  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все ноновые и выя рынки продукции, нацеленные в первую очередь на молодежь;
  • возрастание значения и роли свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается кроме этого в основном на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные опыты с образом судьбы, поиск иных, хороших от культуры взрослых, культурных оснований собственного существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной воздухе современного общества (или официальной культуре; андеграунд как контркультур

1.10. Культура. разновидности и Формы культуры


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: