Понятие метода и методологии. методы научного исследования

Способ – совокупность правил, приемов, операций практического либо теоретического освоения действительности. Он помогает обоснованию и получению объективно подлинного знания.

Темперамент способа определяется многими факторами: предметом изучения, степенью общности задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Способы, подходящие для одной области научных изучений, выясняются негодными с целью достижения целей в других областях. В также время многие выдающиеся успехи в науке – использования методов и следствия переноса, прекрасно зарекомендовавших себя в других областях изучения. Так, на базе используемых способов происходят интеграции наук и противоположные процессы дифференциации.

Учение о способах – методика. Она пытается упорядочить, систематизировать способы, установить пригодность применения их в различных областях, ответить на вопрос о том, какого именно рода условия, средства и действия являются нужными и достаточными для реализации определенных научных целей.

Многообразие видов людской деятельности обуславливает применение разных способов, каковые смогут быть классифицированы по самым разным основаниям. В научном познании используют способы неспециализированные и своеобразные, эмпирические и теоретические, качественные и количественные и т.д.

Методика науки разрабатывает многоуровневую концепцию методологического знания, распределяющую все способы научного познания по сфере действия и степени общности. При таком подходе возможно выделить 5 главных групп способов:

-философские способы (являются предельно неспециализированными, т.е. не только общенаучными, в собственном применении выходят за пределы науки, имеют направляющий темперамент, значительно влияют на выбор предмета изучения, его правил и средств. Так, философские способы делают роль общеметодологических регулятивов, носят ориентирующий, но не предписывающий темперамент. Совокупность философских регулятивов выступает действенным средством, если она опосредована вторыми более конкретными способами. Философские регулятивы транслируются в научные изучения через общенаучные и конкретно-научные способы. Методологическая сокровище философии находится в прямой зависимости от того, в какой мере она опирается на познание общих значительных связей объективного мира. К числу философских способов относится, к примеру, диалектический: формы мышления должны быть подвижны и эластичны подобно переменчивости и подвижности окружающего нас мира. Наиболее значимые правила диалектики – историзм (рассмотрение предмета в его историческом развитии), всесторонность рассмотрения объекта, детерминизм и т.д.).

Научная картина мира

Основания научного знания. Значительно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только теми связями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, о которых уже говорилось. Дело в том, что структура научного знания не ограничивается этими уровнями — она включает кроме этого да и то, что принято именовать основаниями научного знания. Кроме того, что благодаря этим основаниям достигается целостность предметной области, они определяют кроме этого стратегию научного поиска и во многом снабжают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эры. Как раз в ходе формирования, функционирования и перестройки оснований самый четко прослеживается социокультурная размерность научного познания. Основания каждой конкретной науки, со своей стороны, имеют достаточно сложную структуру. Возможно выделить как минимум три основных составляющих блока оснований науки: нормы и идеалы познания, научную философские основания и картину мира.

нормы и Идеалы научного познания. Как и любая деятельность, научное познание регулируется нормами и определёнными идеалами, каковые высказывают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего необходимы те либо иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть взят в следствии их осуществления и каким методом взять это знание. Данный блок включает нормы и идеалы, во-первых, обоснования и доказательности знания, во-вторых, описания и объяснения, в-третьих, организации и построения знания.

Научная картина мира. Второй блок оснований науки образовывает научная картина мира. Она складывается в следствии синтеза знаний, приобретаемых в разных науках, и содержит неспециализированные представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют неспециализированной научной картиной мира, которая включает представления, как о природе, так и о жизни общества. Нюанс неспециализированной научной картины мира, что соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято именовать естественнонаучной картиной мира.

Философские основания науки. Третий блок оснований науки образуют принципы и философские идеи, каковые обосновывают как нормы и идеалы науки, так и содержательные представления научной картины мира, и снабжают включение научного знания в культуру. Каждая идея, дабы стать или постулатом картины мира, или принципом, высказывающим норматив и новый идеал научного познания, обязана пройти через процедуру философского обоснования. К примеру, в то время, когда М. Фарадей нашёл в опытах электрические и магнитные силовые линии и постарался на данной базе ввести в научную картину мира представления об электрическом и магнитном поле, то он сразу же столкнулся с необходимостью обосновать эти идеи.
Мы видели, что философские основания науки разнородны.

5 Познание мира — это обязательный атрибут людской существования, потому что сама жизнь — постоянный процесс познания. Человек живет, наблюдает на данный мир (зрит) и у него по необходимости появляется мировоззрение. Мы не знаем общества без мировоззрения, наличие такового нелепо по определению. Самые древние стоянки человека, раскопанные археологами, имеют погребения, т.е. фактически, по наличию погребений и определяется, что это стоянка человека. Погребение говорит о наличии религиозных воззрений, в частности — веру в загробную судьбу. Религиозное же мировоззрение — это итог познания мира в свете иррациональных побудительных обстоятельств. Наровне с религией на такой причине основаны — мифология, все виды мастерства: изобразительное, музыкальное, литература и пр. и творчество, как таковое. По большому счету, к иррациональному возможно отнести все находящееся за пределами разума, нелогичность либо неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением, либо кроме того противоречащее ему. Иррационалистическими по собственному исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения.

Строго говоря, совершить твёрдую демаркационную линию между иррациональным и рациональным нереально. Любой, кроме того полностью личный мистический опыт обязан с необходимостью стать достоянием общества. Он должен быть выражен в словах и донесен до слушателя (зрителя, читателя и т.д.), соответственно, должен быть подвергнут рационализации, систематизации и пр., в противном случае в этом опыте ненужно, и человек, имеющий данный опыт, и не опубликовавший его исчезает из истории, из культуры, как небывший. И напротив, вся рациональная схема мироустройства и как вершина ее — научная картина мира соткана из гипотез и теорий, каковые появились в следствии акта интуиции либо озарения, что есть по собственной сути совсем иррациональной установкой. Но для анализа понятий размежевание все-таки нужно, т.к. иррациональные составляющие людской жизни подвергаются иногда дискриминации со стороны общества, живущего на базе системы ценностей, выстроенной на рационалистическом мировоззрении.

Односторонняя ориентация на рационализм в культуре с неизбежностью ведет к ошибочным расчетам, и в итоге к катастрофическим последствиям. Но не любая культурная традиция тяготеет к рационализму. Для России феномен иррационального воображает наиболее значимую составляющую мировоззрения и духовной культуры, являясь основой формирования религиозных совокупностей, художественного восприятия творчества, выработки гармоничных совокупностей сокровищ.

Ненаучные методы познания

Кроме разума и чувств, признанных наукой в качестве главных свойств человека, разрешающих взять новое знание, выделяют иненаучные методы познания:

§ интуицию;

§ остроумие;

§ веру;

§ мистическое озарение.

Интуиция — свойство взять новое знание «по наитию», «в озарении». В большинстве случаев ее связывают с бессознательным.

Это указывает, что процесс ответа ответственной неприятности может проходить и не на осознаваемом уровне. К примеру, как при с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), что во сне заметил принцип построения Периодической совокупности элементов. Однако решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на базе прошлого опыта и в ходе напряженных размышлений над проблемой. Разумеется, что человек, без шуток не занимающийся проблемой, ни при каких обстоятельствах не примет решение ее методом «озарения». Исходя из этого интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие — творческая свойство подмечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом ответе. Большинство теорий (как и научных изобретений) основана именно на узких и остроумных ответах. Остроумие по своим механизмам принадлежит к методам художественного познания мира.

Вера есть в религии методом познания «собственной души» и истинного мира. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между истиной и человеком. Более того, сами «знаки веры» в любой религии будут считаться непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную диагностику. «Верю, дабы знать», — сказал средневековый схоласт Ансельм Кенгерберийский (1033-1109).

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к подлинному познанию, прорыв из «колонии» окружающей человека действительности в сверхприродное, подлинное бытие. В мистических учениях существуют бессчётные духовные практики (медитации, мистерии), каковые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

методология и Философия науки. Лекция 3. Способы научного познания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: