Понятие о методе. классификация методов научного исследования

Неспециализированная ПСИХОЛОГИЯ

Психология

Лекция 1. Психология как наука.

Задачи курса.

Традиционно задачами обучения психологии являются следующие:

1) освоение совокупности понятий, составляющих содержание психотерапевтических знаний;

2) освоение главных неприятностей психологии;

3) освоение совокупности психотерапевтических фактов;

4) освоение способов психотерапевтического изучения;

5) ознакомление с выдающимися психологами.

Объект психологии.

Слово психология имеет два значения:

1. Психология – это черта психики конкретного человека, в частности его характера, темперамента, личности, интеллекта.

2. Психология – это наука. Наука — это сфера людской деятельности, направленная на систематизацию и получение объективных знаний о действительности. Базой данной деятельности есть сбор фактов, их систематизация, синтез новых и критический анализ знаний в форме обобщений, обрисовывающих изучаемые явления и дающих им причинные объяснения. Наука в целом складывается из отдельных наук либо отраслей науки.

Любая наука характеризуется предметом и объектом изучения.

Объект науки – это некий фрагмент настоящей действительности, что изучается данной наукой. Объект психологии ясен из заглавия самой науки. Слово «психология» в переводе на русский язык практически свидетельствует «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «слово», «учение»). В наши дни вместо слова «душа» употребляется понятие «психика», которым обозначается совокупность душевных либо психологических явлений. Из этого психология определяется как наука, которая изучает психику.

Классификация психологических явлений производится по последовательности оснований.

К.К. Платонов дробит психологические явления по их длительности на три главных класса: психологические процессы, психические свойства и психические состояния личности.

Психологические процессы в большинстве случаев имеют продолжительность от долей секунд до нескольких мин.. Психологические процессы имеют определенное начало, конец и течение. На базе психологических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, навыков и умений. Со своей стороны, психологические процессы смогут быть поделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

1. К познавательным психологическим процессамотносятся психологические процессы, которые связаны с переработкой и восприятием информации. В их число входят чувство, восприятие, представление, память, воображение, мышление, внимание и речь. Благодаря данным процессам человек приобретает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психологические процессыотражают значимость для человека познаваемых им объектов и явлений. В рамках данной группы психологических процессов разглядывают такие психологические явления, как аффекты, эмоции, эмоции, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психологические процессысвязанны с принятием ответов, управлением своим поведением в обстановках, требующих преодоления трудностей с целью достижения поставленных целей.

2. Психологические процессы различаются по осознаваемости и делятся на осознаваемые и неосознаваемые.

1. Осознаваемые психологические процессы отличаются тем, что человек отдает себе отчет в ходе их протекания и смогут в той либо другой степени регулировать данный процесс. Основное свойство осознаваемых психологических явлений – их яркая представленность субъекту. Это указывает, что мы не только видим, ощущаем, мыслим, вспоминаем, хотим, но и знаем, что видим, ощущаем, мыслим.

2. Неосознаваемые психологические процессы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в их протекании и не имеет возможности осуществлять контроль их протекание. Все неосознаваемые процессы возможно разбить на три громадных класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) «надсознательные» процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания громадного горя либо громадных жизненных событий, кризисы эмоций, личностные кризисы).

Психологические состоянияхарактеризуют состояние психики в целом и продолжаются в большинстве случаев от нескольких мин. до нескольких часов (к примеру, состояние тревоги либо страха). В патологических случаях продолжаются пара месяцев (к примеру, затянувшаяся депрессия). Тут требуется лечение. Психологические состояния смогут относиться к познавательной сфере (сомнение, сосредоточенность, рассеянность), эмоциональной сфере (ужас, уныние), волевой сфере (уверенность, неуверенность). Они, как и психологические процессы, имеют собственную динамику, но владеют большей устойчивостью и длительностью. Психологические состояния воздействуют на результат и течение психологических процессов и возможно помогут либо мешать осуществлению деятельности.

Психологические особенности личности — характеризуется большей большим постоянством и устойчивостью. Под психологическими свойствамиличности принято осознавать самые существенные изюминки личности, снабжающие определенный количественный и поведения человека и качественный уровень деятельности. Они смогут быть врожденными и купленными. Врожденные особенности передаются по наследству либо формируются во время внутриутробного развития и свойственны человеку в течение всей жизни (темперамент). Купленные особенности формируются в течение судьбы человека и изменяются со временем (свойства и темперамент). Уровень развития особенностей личности, и особенности развития психологических процессов и самые характерные для человека психологические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

3. Психологические явления смогут быть не только личными, но и групповыми, другими словами связанными с жизнедеятельностью коллективов и групп. Эти явления изучаются в рамках социальной психологии. Все групповые психологические явления смогут быть кроме этого поделены на психологические процессы, психические свойства и психические состояния.

К коллективным психологическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива либо группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психологическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психотерапевтический климат, открытость либо закрытость группы, паника и др. К числу важнейших психологических особенностей группы относят организованность, стиль управления, эффективность деятельности.

Так, объектом психологии выступают психологические явления как одного конкретного человека, так и замечаемые в коллективах и группах.

Предмет психологии

Предмет науки – та сторона объекта, которая интересует данную науку. Предмет науки определяется тем понятием об объекте, которое сложилось в науке.

В современной отечественной психологии психика как объект изучения рассматривается следующим образом.

1. Психика – это субъективный образ объективного мира.

Отражающийся мир двойной и включает в себя:

1) объективный мир (изучается естественными науками),

2) мое отражение (изучается психологией).

Объективный мир включает в себя окружающий субъекта мир и субъекта как часть его.

Высшей формой психики есть сознание. Сознание – представление субъекта о своём месте и мире в нем, связанное со свойством давать отчет о собственном внутреннем опыте и нужное для разумной регуляции совместной деятельности с другими людьми.

2. Психика это особенное – функциональное свойство высокоорганизованной материи – мозга. Психика результат функционирования мозга. Это событие придает психике совершенный темперамент.

3. Психика – итог развития материи. Она появляется только на ступени живой природы — у живых организмов, владеющих нервной совокупностью.

4. Психика делает в поведении животных и деятельности человека две функции – отражательную и регулирующую. Отражая окружающий мир в форме психологического образа человек либо животное реализовывают регуляцию собственного сотрудничества с этим миром.

5. Психика представляет собой внутреннюю активность, которая имеет собственный строение, собственные механизмы фактически психотерапевтические и мозговые механизмы.

В соответствии с этим понятием о психике, предмет психологии составляют следующие стороны психики.

1. Сущность отдельных психологических явлений.В большинстве случаев при определении сути психологического явления исходят из того, что отражает данное психологическое явление и в чем содержится регулирующая функция данного психологического явления.

2. Мозговые либо физиологические механизмы, лежащие в базе тех либо иных психологических явлений.

3. развитие и Возникновение психики и отдельных психологических явлений. Наряду с этим различают два нюанса развития психики:

1) развитие психики в онтогенезе , т.е. от рождения до смерти отдельной особи;

2) развитие психики в филогенезе, т.е. на протяжении развития данного вида животного (развитие человека от первобытного состояния до отечественного времени).

4. Психотерапевтические механизмы отдельных психологических явлений. К примеру, в то время, когда ладони находятся на различном расстоянии от глаз, их проекции на сетчатке не однообразны по размеру, но нам они все равно кажутся однообразными. Это константность восприятия. Появляется вопрос о психотерапевтическом механизме данной константности.

Так возможно дать следующее определение психологии. Психология – это наука изучающая факты, закономерности и механизмы происхождения, функционирования и развития психики в деятельности человека и поведении животных.

Отрасли психологии

На данный момент психология представляет собой очень разветвленную совокупность наук. В ней выделяется большое количество отраслей, воображающих собой довольно самостоятельно развивающиеся направления научных изучений. Наряду с этим совокупность психотерапевтических наук продолжает деятельно развиваться за счет появления новых направлений.

Отрасли психологии возможно поделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные отрасли психологии – это такие отрасли психологии, каковые изучают психологические явления при отсутствии намерения применять полученные знания на практике. Они имеют неспециализированное значение для понимания и поведения людей и объяснения психологии независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. В силу таковой универсальности эти знания время от времени объединяют термином «неспециализированная психология». Прикладными именуют отрасли психологии, успехи которых употребляются для ответа практических задач.

В качестве основания классификации отраслей психологии возможно избрана психотерапевтическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как деятельности и субъекта развития) к обществу (в котором осуществляется его развитие и деятельность).

В случае если принимать первое основание классификации, то возможно выделить последовательность отраслей психологии, изучающих психотерапевтические неприятности конкретных видов людской деятельности.

Психология труда изучает психотерапевтические изюминки трудовой деятельности человека, психотерапевтические нюансы научной организации труда. В задачу психологии труда входит изучение опытных изюминок человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, расположения и конструкции устройств и станков, средств сигнализации и т.п.

Психология труда имеет последовательность разделов, каковые являются вместе с тем независимыми, не смотря на то, что и тесно связанными между собой отраслями психотерапевтической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая в основном деятельность оператора в автоматизированных совокупностях управления, решающая согласования функций и проблему распределения между машиной и человеком и др.; авиационная психология, исследующая психотерапевтические закономерности деятельности человека в ходе выполнения полётов и лётного обучения; космическая психология, исследующая психотерапевтические изюминки деятельности человека в пространственной дезориентации и условиях невесомости, при происхождении особенных состояний, которые связаны с жадно-психологическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психотерапевтических воспитания человека и закономерностей обучения. Она исследует формирование у обучающихся мышления, изучает неприятности управления процессом навыков и усвоения приёмов интеллектуальной деятельности, выясняет психотерапевтические факторы, воздействующие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между учеником и педагогом и отношения в ученическом коллективе, лично-психотерапевтические различия обучающихся, психотерапевтические изюминки учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психологическом развитии, психотерапевтическую специфику работы со взрослыми в ходе их обучения и т.д. К разделам либо узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения (психотерапевтические базы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.); психология воспитания (психотерапевтические базы методики воспитания, психология ученического коллектива, психотерапевтические базы исправительно-трудовой педагогики); психология преподавателя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает поведения больного деятельности и психологические аспекты врача. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психологических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психологическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и применяющую средства психологического действия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих совокупность мероприятий для обеспечения психологического здоровья людей.

Юридическая психология разглядывает психотерапевтические вопросы, которые связаны с реализацией совокупности права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психологические изюминки поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психотерапевтические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психотерапевтическими проблемами формирования и поведения либо деформации личности преступника, мотивами правонарушения и т.д.; пенитенциарную, либо исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного в исправительной колонии, психотерапевтические неприятности воспитания способами убеждения и принужцения и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в условиях военных действий, психотерапевтические стороны взаимоотношений глав и подчиненных, способы психотерапевтической контрпропаганды и пропаганды, психотерапевтические неприятности управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта разглядывает деятельности спортсменов и психологические особенности личности, средства и условия их психотерапевтической подготовки, психотерапевтические параметры мобилизационной готовности и тренированности спортсмена, психотерапевтические факторы,- связанные с проведением и организацией соревнований.

Психология торговли выясняет психотерапевтические условия действия рекламы, личные, возрастные и другие особенности спроса, психотерапевтические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

Сейчас началась разработка неприятностей психологии научного творчества (изюминки творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Необычный раздел психологии научного творчества образовывает эвристика, к задачам которой относится не только изучение закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка способов управления эвристическими процессами.

Наконец, направляться назвать психологию художественного творчества (в области искусства и литературы) и эстетического восприятия — область, значение которой не приводит к, но пока еще очень слабо изученную.

В случае если за базу классификации ветвей психологии принять психотерапевтические нюансы развития, то перед нами выступит последовательность ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез разных психологических психологических качеств и процессов личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию ребёнка, психологию молодости, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные изюминки психологических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных неприятностей возрастной психологии — неприятность умственного развития и обучения и их взаимозависимость обширно обсуждается психологами, каковые заняты отыскиванием надежных параметров умственного развития и определением условий, при которых достигается действенное умственное развитие в ходе обучения.

Психология аномального развития, либо особая психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в ходе развития психики, распад психики при разных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию — науку о патологии психологического развития, связанную с врожденными недостатками мозга; сурдопсихологию — психологию формирования ребенка при важных недостатках слуха, впредь до полной глухоты; тифлопсихологию — психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология— отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психологической судьбе. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление человека и психики животных, устанавливается причины и характер существующих различий и сходств в их поведении. Разделом сравнительной психологии есть зоопсихология, которая изучает психику животных, которыми владел к разным систематическим группам (видам, родам, семействам), механизмы поведения и важнейшие формы. К хорошим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, псам лошадям, мартышкам) на данный момент присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект особого изучения в относительно психологии этологии и новой отрасли — биологии.

В случае если классифицировать ветви психологии с позиций психотерапевтических общества отношений и аспектов личности, то вычленяется еще один последовательность отраслей психотерапевтической науки, объединяемых понятием социальная психология.

Социальная психология изучает психологические явления, каковые появляются в ходе сотрудничества людей в разных организованных и неорганизованных публичных группах. В структуру социальной психологии на данный момент входят следующие три круга неприятностей.

Социально-психотерапевтические явления в многочисленных группах (в макросреде). Ко мне относятся неприятности массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), эффективность и механизмы действия средств массовой коммуникации на разные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, публичных настроений, неприятности психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психотерапевтические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Ко мне относятся неприятности психотерапевтической совместимости в замкнутых группах, межличностных взаимоотношений в группах, групповой воздуха, ведомых и положения лидера в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, причин и степени сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. В случае если иметь в виду, к примеру, семью как малую группу, то к числу серьёзных неприятностей возможно отнесена динамика взаимоотношений между детьми и родителями, неприятность сохранения авторитета старших и т.д.

Социально-психотерапевтические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека есть объектом социальной психологии. Наряду с этим разглядывают, как личность соответствует социальным ожиданиям в многочисленных и малых группах, как она принимает действие этих групп, как она усваивает ценностные ориентации групп, какова связь самооценки между оценки и личности ею группы, в которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся неприятности, которые связаны с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения и самочувствия, внушаемости и устойчивости личности, индивидуализма и коллективизма, вопросы, которые связаны с изучением установок личности, их динамики, возможностей личности.

Понятие о способе. Классификация способов научного изучения

Способ в переводе с греческого свидетельствует путь либо метод достижения цели.

Научный способ– метод получения новых знаний. Новые научные знания должны отвечать критерию истинности, исходя из этого в науке исключаются такие способы знаний, как откровение, здравый суть, интуиция и др. Научный способ предполагает необходимое сотрудничество ученого с изучаемым объектом, его изучение.

Существует два уровня научного познания:

1. Эмпирическое (умелое) познание. На этом уровне объект познается на уровне явления, т.е. на уровне тех особенностей, каковые дешёвы органам эмоций. Результатом эмпирического познания есть описание объекта изучения. На этом уровне получаются знания в форме фактов, закономерностей и эмпирических обобщений.

2. Теоретический уровень познания предполагает познание сущности изучаемых явлений, объяснение взятых фактов, закономерностей и эмпирических обобщений.

В соответствии с этими уровнями познания выделяют способы эмпирического и исследования.

К эмпирическим относятся следующие способы.

1. Организационные способы:

А) лонгитюдный способ, что пребывает в долгом изучении одного индивида либо группы индивидов;

Б) сравнительный способ, что пребывает в измерении одного и того же психологического явления у двух групп испытуемых с целью обнаружения сходства либо различий между ними;

В) комплексный способ, сочетает в себе первые два способа.

2.Эмпирические способы:

А) наблюдение;

Б) опыт;

В) тестирование;

Г) опрос.

3.Способы обработки данных :

А) способы статистической обработки данных;

Б) способы графического представления данных.

4. интерпретации и Методы анализа данных:

А) структурный способ, что предполагает анализ структуры либо строения изучаемого явления;

Б) функциональный способ, что направлен на обнаружение функций изучаемого явления;

В) генетический способ, что направлен на исследование развития изучаемого явления.

К теоретическим способам относятся те, каковые снабжают сотрудничество исследователя с теоретическими моделями изучаемого объекта, каковые в большинстве случаев имеют знаковый символический темперамент (слова, формулы, схемы).

Ко мне относится:

А) индуктивный способ, что предполагает вывод от частного к неспециализированному;

Б) дедуктивный способ, что предполагает вывод от общего к частному;

В) способ аналогии, что предполагает вывод от частного к частному.

Наблюдение

Наблюдение – способ научного познания, что пребывает в целенаправленном, систематическом и фиксации поведения и планомерном наблюдении изучаемого объекта в естественных условиях его существования.

Наблюдение начинается с определения цели наблюдения, после этого определяются предмет и объект наблюдения. Объектом возможно отдельный испытуемый либо несколько. Предметом являются изюминке вербального и невербального наблюдения.

Чтобы наблюдение было действенным, оно должно быть систематическим и планомерным.

Наблюдение возможно ярким и опосредованным. При опосредованном наблюдении для фиксации и восприятия объекта его результатов употребляются технические средства. Яркое наблюдение производится без применения таких средств.

Наблюдениеимеет пара вариантов. Внешнее наблюдение — это метод сбора информации о психологии и поведении человека методом прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдениеили интроспекция — это изучение методом самонаблюдения психологических явлений в том виде, в каком они конкретно представлены в сознании субъекта. Интроспекция пребывает в наблюдении за собственными образами, эмоциями, мыслями, переживаниями. Самонаблюдение может осуществлять как сам психолог, так и другие люди.

Свободное наблюдение не имеет заблаговременно установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может поменять предмет либо объект наблюдения, его темперамент на протяжении самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, наоборот, заблаговременно выяснено и четко ограничено в плане того, что отмечается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго направляться ей, независимо от того, что происходит в ходе наблюдения с объектом либо самим наблюдателем.

При подключенном наблюдении (оно в большинстве случаев употребляется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве яркого участника той группы людей за которой ведется наблюдение. К примеру, исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с замечаемыми людьми, не переставая одновременно с этим следить за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том ходе, что он изучает.

Любой из названных видов наблюдения имеет собственные особенности и используется в том месте, где он может дать самые достоверные результаты. Внешнее наблюдение, к примеру, менее субъективно, чем самонаблюдение, и в большинстве случаев используется в том месте, где показатели, за которыми нужно замечать, легко смогут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и довольно часто выступает как единственно дешёвый способ сбора психотерапевтических данных в тех случаях, в то время, когда отсутствуют качественные внешние показатели интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, в то время, когда нереально определить, что направляться замечать, в то время, когда показатели изучаемого явления и его возможный движение заблаговременно не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, наоборот, лучше применять тогда, в то время, когда у исследователя имеется правильный и достаточно полный список показателей, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, в то время, когда психолог может дать верную оценку явлению, только прочувствовав его на самом себе. Но в случае если под влиянием личного участия исследователя его понимание и восприятие события возможно искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, использование которого разрешает более объективно делать выводы о замечаемом.

Ответственной проблемой наблюдения есть сохранение естественности условий жизнедеятельности испытуемых. Как мы знаем, что люди меняют собственный поведение, в то время, когда знают, что за ними замечают. Это преодолевается скрытым наблюдением.

Главный недочёт этого способа – субъективизм, другими словами результаты зависят от опыта, квалификации и интуиции наблюдателя. Субъективизм преодолевается применением группы наблюдателей.

Второй недочёт – часто исключается возможность повторного наблюдения.

Третий недочёт – методом наблюдения тяжело установить причинно-следственные связи из-за действия солидного числа разнообразных факторов.

Опыт

Опыт разрешает преодолеть недочёты наблюдения, как способа. В случае если в наблюдении исследователь остается пассивным (не вмешивается в изучаемое явление), то в опыте он активен и оказывает особое экспериментальное действие на изучаемое явление, дабы распознать причинную связь между его следствием и воздействием.

В опыте, так, выделяют 2 переменные:

1) свободная переменная, которую экспериментатор изменяет.

2) зависимая переменная, которая изменяется благодаря трансформации свободной переменной.

Наряду с этим изменение свободной переменной выступает, как обстоятельство, а изменение зависимой переменной – как следствие.

Проведение опыта затрудняется тем, что на трансформацию зависимой переменной воздействует кроме этого изменение побочных переменных. Побочные переменные изменяются или из-за трансформации свободной переменной, или по вторым обстоятельствам. Исходя из этого появляется неприятность контроля действия побочных переменных.

В зависимости от того, в каких условиях проводится опыт, различают естественный опыт и лабораторный.

В естественном опыте тяжелее выявляется связь между свободной и зависимой переменными (из-за действия солидного числа побочных переменных). Но его результаты более пригодны для применения на практике.

В лабораторном опыте устраняется воздействие большинства побочных переменных, исходя из этого более четко выявляется искомая причинно-следственная сообщение, но условия опыта резко отличаются от действительности, исходя из этого итог опыта менее пригоден для применения на практике.

В отличие от наблюдения опыт возможно проводить необходимое число раз и более светло выявлять причинно-следственную связь между переменными.

Специфика психотерапевтического опыта пребывает в том, что экспериментатор не имеет возможности конкретно изменять свободную переменную, если она имеет психотерапевтическую природу (к примеру, мотивация). Экспериментатор может изменять только внешние события, связанные в данной переменной (поменять заработную плат – повысится мотивация и др.). Разработка психотерапевтического опыта требует от исследователя громадного мастерства и хороших психотерапевтических знаний.

Опрос

Опрос является методом , при применении которого изучаемый человек отвечает на последовательность задаваемых ему вопросов. Опрос может устным либо письменным, свободным либо стандартизированным.

Устный опрос используется в тех случаях, в то время, когда нужно в один момент вести наблюдение за реакциями и поведением человека, отвечающего на вопросы. Данный вид опроса разрешает глубже, чем письменный, пробраться в психологию человека, но требует особой подготовки, обучения и, в большинстве случаев, громадных затрат времени на проведение изучения. Ответы испытуемых, приобретаемые при устном опросе, значительно зависят и от личности того человека, что ведет опрос, и от личных изюминок того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Устный опрос проводится в форме беседы (диалог между двумя людьми) , на протяжении которой один человек (психолог) выявляет психотерапевтические изюминки другого. Различают два вида беседы.

1. Клиническая беседа– это беседа на протяжении которой психолог пытается взять максимально все данные об лично личностных изюминках человека, его жизненном пути, содержании его подсознания и сознания. Такая беседа проводится в особом помещении. Часто она включается в контекст психотерапевтического консультирования. Она фиксируется самим психологом либо его ассистентом. Запись беседы вероятна как в ее ходе, так и по окончании нее. Нужно учитывать, что запись беседы в ее ходе может нарушить доверительность контакта. Тут оказывает помощь аудио – и запись, но это порождает этические неприятности. Запись данных по памяти ведет к утрата информации из – за ошибок и неполноты припоминания.

2. Интервью – это целенаправленный опрос, на протяжении которого выявляется своеобразная информация об испытуемом (к примеру, ценностные ориентации и т. п.) . Как и при клинической беседе проведение интервью предполагает наличие доверительного контакта, но наряду с этим нельзя допускать утери психотерапевтической расстоянии. В интервью направляться сохранять нейтральную позицию, стараться не показывать собственный отношение к собеседнику либо содержанию ответов и вопросов.

Продолжительность беседы 40 – 45 мин.. При меньшем количестве времени не удается установить доверительный контакт, при большем количестве времени человек устает и начинает давать односложные ответы.

Письменный опрос проводится посредством анкет (анкетирование). Он значительно чаще проводится заочно, разрешает обследовать много людей за маленькое время. Но его недочётом есть то, что, используя анкету, запрещено заблаговременно учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, поменять их.

Анкета складывается из трех частей:

— инструкция

— вопросы с ответами

— признательность за участие.

Информация, приобретаемая из анкет, есть декларативной а также при полной искренности человека не имеет возможности принимать во внимание настоящей и точной. Это связано с тем, что на ответы человека воздействуют установки и неосознаваемые мотивы – фактор социальной желательности и защитные мотивы.

Анкетирование тяжело вычислять независимым способом изучения и его рекомендуется применять как дополнение к вторым способам изучения.

Опрос возможно стандартизированным либо свободным.

Вольный опрос — разновидность устного либо письменного опроса, при которой список задаваемых возможных ответов и вопросов на них заблаговременно не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа разрешает достаточно гибко поменять тактику изучения, содержание задаваемых вопросов, приобретать на них нестандартные ответы. Со своей стороны стандартизированный опрос, при котором характер и вопросы вероятных ответов на них выяснены заблаговременно и в большинстве случаев ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем вольный опрос.

Тесты.

Тесты являются специальными способами психодиагностического обследования, используя каковые возможно взять правильную количественную либо качественную чёрта изучаемого явления. От вторых способов изучения тесты отличаются тем, что предполагают обработки и чёткую процедуру сбора первичных данных. Тесты должны быть стандартными и проводиться в стандартных условиях и обрабатываться стандартным методом.

В психологии используют три вида тестов.

1. Тесты-задания.В них употребляется батарея заданий,требующих от испытуемого нахождения верных ответов. По количеству верно выполненных заданий оцениваются результаты исполнения теста. Существует два подвида тестов-заданий:

а) тесты свойств – оценивают разные виды неспециализированных и особых свойств (музыкальные, технические и т.д.);

б) тесты достижений — оценивают степень обученности испытуемого (к примеру, тест по математике).

Тесты-задания дают самые объективные результаты. Но, дабы испытуемый не смог симулировать необходимый итог принципиально важно до опробования сохранить в тайне сведения и содержание заданий о том, как производится оценка изучаемого свойства по итогам теста.

2. Тесты-опросники предназначены для оценки и выявления степени выраженности тех либо иных состояний либо психологических особенностей. Они складываются из утвержд

Способы научного познания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: