Понятие одического канона

По собственной способу и природе собственного бытования в культурном контексте современности праздничная ода Ломоносова есть. ораторским жанром в той же мере, что и литературным [3]. Праздничные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст праздничной оды запланирован на то, дабы быть звучащей речью, принимаемой на слух. Типологические показатели ораторских жанров в праздничной оде — те же самые, что и в проповеди, и светском ораторском Слове. В первую очередь, это прикрепленность тематического материала праздничной оды к определенному «случаю» — историческому происшествию либо событию национального масштаба. Ломоносов начал писать праздничные оды с 1739 г. — и его первая ода посвящена победе русского оружия — взятию турецкой крепости Хотин. До 1764 г. — даты последней его праздничной оды — он создал 20 образцов этого жанра — по одной в год, и посвящены эти оды таким большим событиям, как рождение либо бракосочетание наследника престола, коронация нового монарха, сутки рождения либо вступления на престол императрицы. Уже сам масштаб одического «случая» снабжает праздничной оде статус большого культурного события, собственного рода культурной кульминации в национальной духовной судьбы: так, в отличие от сатиры, полностью связанной с личной бытовой судьбой, ода сразу же обнаруживает тяготение к совершенным бытийным сферам.

Композиция праздничной оды кроме этого обусловлена законами риторики: любой одический текст неизменно раскрывается и завершается обращениями к адресату. Текст праздничной оды строится как совокупность риторических ответов и вопросов, чередование которых обусловлено двумя параллельно действующими установками: любой отдельный фрагмент оды призван оказывать большое эстетическое действие на слушателя — и из этого язык оды перенасыщен риторическими фигурами и тропами. Что же касается последовательности развертывания одического сюжета (порядок следования отдельных фрагментов и правила их последовательности и соотношения), то она обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, подтверждение в совокупности последовательно сменяющихся доводов, вывод, повторяющий начальную формулировку. Так, композиция оды подчиняется тому же зеркально-кумулятивному принципу, что и композиция сатиры, и их неспециализированного протожанра — проповеди.

И только иногда эта строгая логическая схема разнообразится ассоциативным поэтическим переносом, так называемым «одическим порывом» либо, по словам самого Ломоносова, «сближением далековатых идей», что удерживает праздничную оду в границах лирического рода при всем ее ораторском потенциале.

Единообразие формальных показателей, которыми праздничная ода владеет как поэтический текст — так называемый «одический канон» — также говорит о близком родстве праздничной оды с ораторскими жанрами, твердо подчиненными совокупности чисто формальных предписаний. В понятие «одического канона» входят устойчивая строфика и устойчивый метр. Все праздничные оды Ломоносова написаны четырехстопными ямбами, и весьма многие — чистыми, т.е. без пиррихиев. Все они складываются из десятистишных строф с определенной, практически не варьирующейся, совокупностью рифмовки: аБаБввГддГ. Одическим каноном обеспечено формальное единообразие жанра в его структурных и содержательных элементах. Этим праздничная ода как жанр уподобляется столь же устойчивой жанровой структуре сатиры Кантемира, с которой ода выясняется сложно соотнесена в собственной поэтике.

По аналогии ода и сатира соотносятся как жанры, имеющие неспециализированный ораторский генезис и неспециализированные ораторские формально-структурные показатели, и как «старшие жанры», лежащие у истоков новой русской литературы. По противоположности же ода и сатира соотносятся как жанры, имеющие противоположные установки (отрицательная в сатире, утвердительная в оде), связанные с различными сферами действительности (сатира с материальным бытом, ода с совершенным бытием), и, наконец, как воплощение полюсов жанрово-стилевой иерархии классицизма: сатира — эталон низкого стиля, ода — большого. Но эта противоположность имеет и точки пересечения: противоположные жанровые модели создаются на одних и тех же уровнях поэтики, которыми являются особенности и слово словоупотребления, типология художественной образности, мирообраз.

Правила одического словоупотребления:

Typ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: