Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

политологии и Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ

Глава кафедры

политологии и философии

врач филос. наук,

доктор наук

полковник милиции

__________ Денисова Л.В.

«_5_»__сентября__ 2007 г.

Баширова Л.С.

Тема 10. БАЗЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Программа конкретного социологического изучения

Фондовая лекция по дисциплине «Социология»

Время – 2 часа

Профессии: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность

Омск 2007

Критики:

Жихарев В.Д. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Омской национальной медицинской академии.

Попов Д.В. – кандидат философских наук, политологии кафедры и доцент философии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на политологии кафедры сентября и заседании 3 философии 2007 г., протокол № 1.

БАЗЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Программа конкретного социологического

Изучения

Замысел

1. Понятие программы, ее место и роль в социологическом изучении. функции и Структура программы.

2. Определение предмета и объекта изучения.

3. Цель и задачи социологического изучения.

4. Догадка социологического изучения.

Цель – выработать представление о программе конкретного социологического изучения и ее главных элементах.

Задачи:

Разглядеть понятие программы, функцию и структуру программы.

Выяснить предмет и объект изучения.

Изучить цель и задачи социологического изучения.

Проанализировать догадку социологического изучения и ее главные виды.

Понятие программы, ее место и роль в социологическом изучении

Каждое научное изучение среди них и социологическое, предполагает предварительную работу, целью которой есть постановка неприятности, формулировка целевых установок, определение главных этапов, способов сбора, анализа и обработки нужной информацим.

Но потому, что социология имеет дело со сложными социальными объектами, то и возрастает значение предварительной теоретико-методологической, методической и организационной работы. Как раз этим разъясняется то громадное внимание, которое уделяется разработке и составлению программы в практике прикладной социологии.

Нужно заявить, что в определении понятия “программа КСИ” имеются очень широкие расхождения. самая современная трактовка понятия “программа социологического изучения” дана в ”Кратком словаре по социологии”, где говорится: “Программа социологического изучения — это изложение теоретико-методологических предпосылок, т. е. неспециализированной концепции в соответствии с гипотезами исследования и основными целями работы, с указанием правил процедуры, и логической последовательности операции для проверки догадок”. Необходимые элементы программы:

— исходные представления об объекте, проблеме КСИ, как выражение конкретного несоответствия в структуре изучаемого явления либо процесса;

— задачи, появляющиеся в рамках данной неприятности и подлежащие ответу.

методологически и методически обоснованный список процедур и средств, нужных для ответа этих задач.

Целесообразно представить построение (разработку) программы как процесс, складывающийся из взаимосвязанных этапов, на каждом из которых реализуются своеобразные процедуры.

I этап — подготовительный, что включает получение социального заказа:

— предварительную чёрта проблемной обстановке с выделением проблемной обстановке, цели, предмета и объекта изучения;

— ознакомление со особой литературой, осуществление интенсивных контактов с ведущими экспертами в данной отрасли;

— предварительное знакомство с объектом будущего изучения — с производством, людьми, документами.

— на этом этапе крайне важно сформулировать ясную и четкую проблему изучения, что не всегда сходу удается и длится время от времени на последующих этапах.

II этап — этап отбора методов и выработки концепции, что включает в себя:

— обоснование концепции, т.е. краткого содержания исходной неприятности, задач и цели изучения;

— и на этом этапе определяются способы, способы и объём количественной обработки взятых данных;

— принципиально важно кроме этого выделить контингент обследуемых лиц, выступающих в качестве датчиков (носителей) первичной информации.

III этап — организации отбора и этап планирования данных.

— Тут определяются отдельные виды работ, их сроки, важные за выполнение, конкретные меры по проведению и подготовке самой процедуры изучения.

Центральное место отводится рабочему замыслу, воображающему из себя организационно-методический документ, в котором зафиксированы виды необходимых конкретных работ во временной последовательности.

Процедуры организации сбора информации представлены в программе следующими видами мероприятий:

— разработка сетевого замысла-графика;

— подготовка исследовательской группы;

— техническая база изучения;

— проведение полевого изучения, т.е. сбора первичной социологической информация.

IY этап — последний этап — подготовка к статистической обработке данных — это создание функций по кодированию и планированию информации, и фактически программа обработки данных (ручная либо ЭВМ).

По окончании того, как следствия обработаны предстоит самое ответственное — дать их интерпретацию и взять точные выводы, но это лежит вне поля зрения программы КСИ.

Программа социологического изучения делает главные функции в деятельности социолога:

1. Методологическая, которая разрешает выяснить научные неприятности, для ответа которой и проводится изучение.

2. Методическая, она задает требования к применению способов регистрации, анализа и измерения взятых данных, упорядочивает процедуры и методические средства в соответствии с задачами изучениями, снабжает возможность их сопоставления с результатами изучения по той же проблеме, но совершёнными вторыми социологами.

3. Научно-организационная функция программы, которая разрешает консолидировать силы участников исследовательской группы для решения проблемы; содействует четкому разделению труда между ними, облегчает контроль за ходом изучения и формирует надежную базу для накопления и систематизирования банка социологической информации.

Проблемная обстановка — это выражение потребности в изучении какой-то области социальной судьбе, для того, чтобы деятельно оказывать влияние на разрешение тех социальных противоречий, особенности и природа которых еще не в полной мере ясны и потому не поддаются планомерному публичному регулированию.

Проблемные обстановки направляться разделять на теоретические и практические, не смотря на то, что это время от времени и тяжело сделать.

В ходе формулировки неприятности изучения необходимо стремиться, дабы в ней отыскала отражение и сама объективное противоречие и проблемная ситуация, питающее ее, избегать постановки мнимых либо в далеком прошлом решенных неприятностей.

Вредна и вторая крайность — формулировка неприятностей через чур широкого замысла. Не смотря на то, что программа и возможно ориентирована на многопроблемный социологический анализ, но стремиться к изучению новых неприятностей в пределах одного изучения не нужно т.к. так это делает само изучение через чур громоздким, логически нестройным, понижается уровень качества, увеличивается трудоемкость проведения изучения.

При рассмотрении социальной неприятности необходимо учитывать три уровня ее обнаружения:

Первый — социально-психотерапевтический, обнаруживается в психологии отдельных людей либо групп (к примеру, неудовлетворенность граждан работой учреждений по месту жительства).

Второй — институционный, затрагивает интересы не только определенных лиц либо групп, но и отношения и определённые учреждения между ними.

Третий — касается всего общества (к примеру, борьба с наркоманией, неудовлетворенность состоянием образования и т.д.)

Социолог обязан мочь различать эти уровни, в противном случае может появляться опытная неточность. Рассмотренные уровни носят аналитический характер, в действительности они слиты, а человек участвует в каждом из них и их же объединяет, и задача социолога содержится в поиске дорог разрешения практических проблемных обстановок.

Общество сейчас. Куда мы движемся и из-за чего. Говорит доктор наук Виталий Заблоцкий. Социология


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: