Понятие рынка, его основные субъекты. структура рынка и критерии его классификации.

Рынок – это совокупность экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на платности и меновых отношениях всех благ и одолжений.

Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились продавцы и отдельные покупатели, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между потребителями и производителями экономических благ, между которыми происходит обмен услуг и товаров, по цене, о которой удалось договориться. Наряду с этим происходит необязательное отчуждение собственной собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок свидетельствует обоюдную передачу прав собственности. На протяжении обмена происходят общественная оценка и своеобразный учёт реализуемых благ. Рынок выступает как своеобразная форма связи между обособленными в рамках публичного разделения труда производителями, любой из которых хозяйствует самостоятельно, на риск и свой страх. Публичные потребности выявляются посредством совокупности стоимостей. Они передают данные, которая является стимулом к применению самые экономных способов производства и самоё эффективному применению ограниченных ресурсов. Тем самым рынок содействует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, применяющих высококачественные ресурсы и передовые технологии.

Современный рынок – это рынок новинок, потому что новизна стала наиболее значимым свойством услуг и товаров, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются услуги и товары, не имеющие аналогов, и улучшенные варианты либо модификации существующих. Рынок интересуют каждые новшества: в конкуренции, снабжающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию эргономичной и эстетичной; в совокупности управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства.

Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, одолжений, технологии, информации, рабочей силы, валют и капиталов.

Главными субъектами рынка труда являются:

1. органы средств и собственники производства, воображающие их интересы (ассоциации предпринимателей);

2. организации и наёмные работники, отражающие их интересы (профсоюзы, рекомендации работодателей);

3. государство (в лице разных его структур) как посредник между наёмными работниками и работодателями.

Так, среди главных субъектов рынка труда стране отведена ключевая роль — как регулятора взаимоотношений найма, посредника между наёмными работниками и работодателями и главного организатора функционирования рыночных взаимоотношений в данной сфере.

Структура рынка

Структура рынка – это внутреннее строение, размещение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем количестве рынка. Показателями любой структуры являются:

— тесная связь между ее элементами;

— определенная устойчивость этих связей;

— целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на базе самых разнообразных параметров, образует совокупность рынков.

По собственной структуре рынок представляет собой, таковой метод связи либо взаимоотношений между потребителями и производителями, при котором обмен товаров происходит посредством денег и, следовательно, регулятором экономическим взаимоотношений выступает цена. Но цена на разных рынках получает различные модифицированные формы. В случае если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она получает форму заработной платы, на денежном рынке и рынке капиталов – форму процента, на рынке почвы – форму ренты.

Описание структуры рынка зависит от выбранных параметров классификации. Существует пара параметров, по которым возможно распознать главные составляющие элементы единой рыночной совокупности. Эти критерии следующие:

1. По объектам купли-продажи

потребительский рынок, либо рынок услуг и товаров, получаемых населением;

рынок средств производства;

рынок почвы;

рынок оборудования и машин;

рынок недвижимости;

рынок труда;

рынок разработки;

рынок одолжений;

финансовый рынок;

валютный рынок;

страховой рынок;

рынок информации;

рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий);

рынок произведений искусства, духовных благ;

рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).

2. По пространственному размещению

локальный;

местный;

национальный;

всемирный.

3. По формам собственности

личный;

кооперативный;

национальный.

4. По характеру продаж

оптовый;

розничный;

импортный;

экспортный.

5. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса

равновесный;

дефицитный;

избыточный.

6. По видам конкурентной борьбы

рынок идеальной борьбе;

рынок не идеальной конкуренции.

7. В зависимости от характера сделок

вольный рынок;

регулируемый рынок.

8. С позиций рыночного законодательства

легальные рынки;

не легальные (теневые, тёмные, серые).

Инфраструктура рынка: 1)Товарные биржи; 2)Валютные биржи; 3)Фондовые биржи; 4)Биржа труда; 5) Финансовая система; 6) Страховая совокупность; 7) Ярмарки; 8)Аукционы; 9) В рыночную инфраструктуру входят и национальные финансы. Их базу составляют республиканские и местные бюджеты. Через государственный бюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Рынок, как механизм («громадной» рынок), складывается из отдельных («красных») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых одолжений и т.д. «Малые» рынки бывают двух продукции: товаров и видов (ресурсов и одолжений). Экономические агенты появляются на «громадном» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, почвы, капитала, предпринимательских свойств, знаний). Через соответствующие рынки они реализовывают компаниям собственные ресурсы, приобретая за это доходы. Производители применяют купленные ресурсы для организации производства продукции, которую после этого реализовывают на рынках продукции. Тут она приобретается потребителями за их доходы. Любой рынок возможно дробить на все более узкие. Так, в случае если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то он со своей стороны, со стоит из рынков по группам специализаций (машиностроители. Работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным профессиям. В рынок включены элементы, конкретно связанные с обеспечением производства, и элементы материального и финансового обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок одолжений, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, что ограничивается одним либо несколькими районами страны; национальный рынок, что охватывает всю национальную территорию; всемирный рынок, охватывающий все страны мира. По механизму функционирования различают вольный (регулируется на базе свободной борьбе свободных товаропроизводителей); монополизированный (обращений и условия производства определяет несколько монополий, между которыми сохраняется монополистическая борьба); регулируемый (ключевая роль в собственности стране, которое применяет экономические инструменты действия) рынки. Время от времени выделяют и планово-регулируемый рынок. Тут ведущую роль в обеспечении главных обращения и пропорций производства играется замысел, существует централизованное регулирование ценообразования, денежно-кредитного и финансового обращения. В соответствии с действующим законодательством той либо другой государства различают легальный, либо официальный, и нелегальный, теневой, рынки. По степени насыщенности выделяют предложение (и равновесный спрос приблизительно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки. В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная совокупность, все элементы которой находятся в определенных соотношениях между собой.

Инфраструктура рынка – это совокупность организаций и учреждений, снабжающих свободное движение услуг и товаров на рынке. Видятся и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, видов и институтов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, национальных и служб и коммерческих предприятий, снабжающих обычное функционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие компании больших предприятий. Материальная база складывается из транспортных совокупностей, складского и тарного хозяйства, средств связи и информационной системы. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые совокупности, большие независимые банковские и кредитно-сберегательные учреждения, и разные по количеству операций средние и небольшие коммерческие банки. Наиболее значимыми элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, что организуется в определенном месте. Она возможно местом периодической торговли либо местом сезонной распродажи товаров одного либо многих видов. Ярмарки появились в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. Широкое развитие взяли интернациональные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и интернациональном масштабе. на данный момент развиты отраслевые (чаще ярмарки) товаров и технические ярмарки широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке не хватает. Тут главным ориентиром есть получение большой цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заблаговременно установленном месте. Реализовываемые товары достаются клиенту, что назвал самую большую цену. Различают аукционы принудительные, каковые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы необязательные, каковые организуются по инициативе обладателей реализовываемых товаров. С целью проведения аукционов создаются особые компании, трудящиеся на комиссионных началах. Существуют и интернациональные аукционы. Они являются разновидностью публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Биржа – место продавцов и встречи покупателей, место, где аклюючаются сделки. Большая часть бирж являются корпорациями. Участниками бирж смогут быть лишь отдельные лица, а от корпораций смогут выступать только лица, имеющие право заключать на бирже договора. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и денежных центрах США, японии и Великобритании.

Различают товарные, биржи труда и фондовые биржи. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Тут осуществляются сделки по продаже наличных товаров на базе предварительного осмотра, по стандартам и образцам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так именуемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах лишь 1-2 % сделок заключаются поставкой настоящего товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а договора на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже смогут изменяться в считанные 60 секунд. Устанавливая так именуемые срочные стоимости, товарная биржа снабжает потребителям и производителям минимальный ценовой риск.

На фондовой бирже обращаются в основном два вида ценных бумаг: акции фирм, компании, компаний; облигации, производимые правительством страны, муниципальными органами власти, коммунальными фирмами, и частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на базе их биржевого курса, что колеблется в зависимости от соотношения между предложением и спросом. На фондовой бирже определяются настоящие рыночные стоимости облигаций и акций тех либо иных компаний. Эти стоимости зависят от уровня размеров дивиденда и ссудного процента и процентов, выплачиваемых держателям облигаций и акций. Получение на фондовой бирже большого дохода (прибыли) на основании курсовой отличия ценных бумаг в биржевой практике именуется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на акции систематично уточняются с учетом предложения и изменения спроса, количества заказов и поступающей денежной информации. Наибольшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Английская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на исполнении посреднических операций между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Она разрешает упорядочить наем фирмами рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

Не считая мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают предложение и спрос рабочей силы, собирают и распространяют данные об уровне занятости применительно к тем либо иным регионам и профессиям. По существующим законам большинства государств все имеющиеся на фирмах свободные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда снабжают материальную помощь работников при вынужденной безработицы.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная совокупность. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых вторых организаций, владеющих правом коммерческой деятельности. В кредитную совокупность входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, перевоплотить их в кредиты, а позже в капиталовложения. Ядро кредитной совокупности – финансовая система. Она включает в себя национальный (национальный), коммерческие (реализовывают превращение и приём вкладов их в долг), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических новшеств) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и национальные финансы. Их базу составляют республиканские и местные бюджеты. Через государственный бюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Неотъемлемой частью инфраструктуры рынка есть разветвленная совокупность законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Заключение

Рынок — это многосложная сфера продавцов и взаимодействия покупателей, потребителей и производителей, осуществляемого через перемещение стоимостей при регулирующем действии институциональных правил и норм.

Подводя итоги нужно подчернуть, что становление и возникновение рынка – это следствие весьма долгого исторического развития.

Рыночный механизм – это сложный и неизменно развивающийся механизм, воображающий саморегулирующую и само развивающуюся совокупность. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, в то время, когда и какое количество брать. Со своей стороны, все производители кроме этого самостоятельно решают, какую продукцию, в то время, когда и какое количество создавать. И потребитель, и производители руководствуются только собственными заинтересованностями. Но, преследуя собственные частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

В рынок входят домашние хозяйства, компании и государство. Все субъекты рыночного механизма смогут поочередно либо в один момент выступать как в роли клиента, так и в роли продавца.

Для обычного функционирования рынка формируется его инфраструктура – совокупность университетов, призванных помогать рыночным отношениям.

Практика хозяйствования во всех государствах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной совокупности хозяйствования, перед административной совокупностью, но не следует идеализировать рынок, потому, что ему свойственны и недочёты либо пороки рыночного механизма, для устранения которых нужно активное вмешательство страны.

Всемирный опыт продемонстрировал, что нет, и не может быть действенной рыночной экономики без активной регулирующей роли страны.

Так, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и национальных регуляторов.

Экономической литературе выделяется более десятка параметров для системы и структуры рынка, егоклассификации. Кое-какие из них.

По экономическому назначению объектов рыночных взаимоотношений:

Рынок услуг и товаров (потребительский рынок);

Рынок ценных бумаг;

Рынок труда (рынок рабочей силы);

валюты и Рынок;

Рынок информации;

Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

По товарным группам:

Рынки товаров производственного назначения;

Рынки потребительских товаров (к примеру, продовольствия);

Рынки материалов и сырья и т.д.

По расположению:

Местные (локальные) рынки;

Региональные рынки;

Национальный рынок;

Всемирный рынок.

По субъектам либо их группам:

Рынок клиентов;

Рынок продавцов;

Рынок национальных учреждений;

Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

По степени ограничения борьбы:

Монопольный рынок;

Олигопольный рынок;

Рынок монополистической борьбе;

Рынок идеальной борьбе.

По уровню насыщения:

Равновесный рынок;

Дефицитный рынок;

Избыточный рынок.

По степени зрелости:

Неразвитый рынок;

Развитый рынок;

Формирующийся рынок.

По соответствию законодательству:

Легальный (официальный) рынок;

Нелегальный, либо теневой, рынок (тёмный и серый).

По характеру продаж:

Оптовый рынок;

Розничный рынок.

По характеру ассортимента продукции:

Замкнутый рынок, на котором представлены товары лишь первого производителя;

Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

Рынок широкого ассортимента, на котором имеется последовательность видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной либо нескольких связанных между собой потребностей;

Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому показателю:

Рынок машин;

Рынок нефти;

Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре очень выделяют кроме этого следующие виды рынков:

Рынки услуг и товаров, куда включают рынки потребительского назначения, одолжений, зданий и жилья непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, материалов и сырья, энергетических ресурсов, нужных ископаемых.

Денежные рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-финансовые рынки.

Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, искусства и произведения литературы.

Рынки рабочей силы, воображающие собой экономическая форма перемещения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

Рынок: сущность, виды, функции


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: