Понятие рынка совершенной конкуренции

Глава 6. Максимизация прибыли на совсем конкурентном рынке

Существует громадное разнообразие форм организации рынка в зависимости от разных покупателей и количественных сочетаний продавцов (Табл.6.1)

Таблица 6.1

Форма организации рынка

Продавцы Клиенты
один пара большое количество
один Двухсторонняя монополия Ограниченная монополия монополия
пара Ограниченная монопсония Двухсторонняя олигополия олигополия
большое количество монопсония Олигополия спроса Идеальная борьба

направляться различать соперничества и понятие конкуренции. На данный момент в экономической литературе самый распространенной точкой зрения есть та, которая говорит, что борьба существует тогда, в то время, когда ни один из производителей не владеет монопольной свойством устанавливать цены и количество товаров на рынке. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности оказывать влияние на цену, есть главным моментом в современной трактовке понятия борьбы. Это взор не со стороны поведения субъектов рынка, а со стороны структуры связей между субъектами. С современной точки зрения понятие соперничества относится к поведению производителей на рынке, а понятие борьбы к обусловленной структурой рынка свойства к определенному поведению компаний.

Рынок идеальной борьбе — это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует много компаний, небольших по размеру, создающих однородную продукцию и не талантливых оказывать влияние на уровень стоимостей. Совсем конкурентная компания — это компания, которая реализовывает собственную продукцию на рынке по господствующей на нем цене, являясь ценопринимающей компанией (pricetaker).

Так, характерными чертами рынка являются:

1) громадная емкость рынка;

2) много компаний;

3) небольшой размер компании;

4) любая компания действует изолировано, не согласовывает собственный поведение с другими компаниями;

5) цена формируется стихийно, в следствии предложения и взаимодействия спроса и ни одна компания не имеет возможности на нее влиять;

6) существует свобода входа на рынок и выхода из него;

7) продукция однородная, может продаваться в любом количестве, клиенту безразлично у какой компании ее брать;

8) на рынке информация распространяется мгновенно, разрешая мгновенно реагировать на каждые трансформации, происходящие на рынке;

9) факторы производства владеют безотносительной мобильностью.

Рынок идеальной борьбе рассматривается как совершенная модель функционирования экономики и редко видится в настоящей практике. К нему возможно отнести с определенной условностью товарную и фондовую биржи.

При анализе поведения компании принято вычислять, что основной целью компании есть экономическая прибыль, поскольку обычная прибыль включается в экономические издержки компании, рассматривается как нужные затраты с позиций общества для компенсации упрочнений предпринимателя.Чтобы разобраться с понятием экономическая прибыль, нужно ввести понятие доход компании.

Различают неспециализированный доход (TR) – сумма денег, которую возьмёт компания от реализации всей произведенной продукции за определенный период времени:

.

Средний доход (AR) – доход, приобретаемый компанией от реализации единицы продукции. На рынке идеальной борьбе компания не имеет возможности оказывать влияние на цену, исходя из этого средний доход будет равен цене, по которой реализуется продукция:

.

Предельный доход (MR) – доход, что приобретает компания от реализации дополнительных единиц продукции. На рынке идеальной борьбе предельный доход компании равен цене за единицу товара:

MR =DTR/DQ= .

Экономическую прибыль возможно выяснить как отличие между неспециализированным доходом от реализации продукции и неспециализированными экономическими издержками компании на реализацию и производство данной продукции. Наряду с этим направляться не забывать, что неспециализированные экономические издержки включают в себя обычную прибыль. Так, экономическая прибыль характеризует доход, что возьмёт компания сверх издержек производства с позиций общества.

.

Количество прибыли компании зависит от трех компонентов:

1) цены, по которой продается произведенная компанией продукция;

2) продажи продукции и объёма производства;

3) реализации издержек продукции и средних производства.

На рынке идеальной борьбе компания не имеет возможности влиять на цену. Исходя из этого максимизировать прибыль она может за счет поиска мероприятий и оптимального объёма производства, снижающих средние издержки при оптимальном количестве производства.

Разглядывая рынок идеальной борьбе возможно утверждать, что на рынке в целом действует закон спроса, другими словами, в случае если упадет цена, будет реализовано больше продукции.

В случае если разглядывать спрос с позиций раздельно забранной компании совершенного соперника, то он будет совсем эластичен, другими словами компания может реализовывать любое количество продукции по цене, которая сложилась на рынке (Рис.6.1). Этот вывод сформулирован на базе зависимости между ценой, предельным доходом и средним.

а) б)

Рис.6.1 Рыночный спрос (а) и спрос с позиций компании совершенного соперника (б)

Урок — 28# — Идеальная борьба


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: