Понятие социализации и адаптации личности.

Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он в собственности, с одной стороны, и наращивания систем и активного воспроизводства социальных отношений и связей, в которых он начинается, — с другой.

Человек не только принимает социальный опыт и овладевает им, но и деятельно преобразует его в личные сокровища, установки, позиции, ориентации, в собственное видение публичных взаимоотношений. Наряду с этим личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в выполнение разных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две главные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов деятельности.

развитие и Становление личности возможно представлен двумя условными этапами.

Первый пребывает в закреплении и формировании главных социальных и психотерапевтических сокровищ человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап неспециализированной социализации личности.

Помимо этого, осуществляется и процесс овладения человеком той либо другой профессией, профессией. Это этап профессиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослого возраста. Длится данный процесс непрерывно в течении всего онтогенеза человека. Социализация личности осуществляется в ходе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психотерапевтическую. Биофизиологическая адаптация личности — приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), и к трансформациям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека есть то, что он может применять разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (к примеру, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются свойстве и к произвольной психологической регуляции некоторых состояний и биологических процессов, что расширяет его адаптационные возможности.

Психотерапевтическая адаптация является процессом приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психотерапевтическим требованиям среды, условиям и содержанию публичной жизни людей в интересах выполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних деятельности и условий жизни; среды и личности, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

Потому, что в большинстве случаев выделяют две самые широкие сферы, жизнедеятельности человека, то и в его психотерапевтической адаптации присутствует социальная и экологическая составляющие.

Социальная адаптация — это процесс вхождения личности в социально-отношения и ролевые связи, овладения ею социальными нормами, правилами, сокровищами, социальным опытом, действиями и социальными отношениями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

• социально-психотерапевтической сфере жизнедеятельности личности — совокупности публично-отношений личности и психологических связей, появляющихся при выполнении ею различных социально-психотерапевтических ролей, исходя из этого различают социально-психотерапевтическую адаптацию личности;

• сфере опытных, учебно-познавательных и других деятельностных отношений и связей личности, исходя из этого необходимо сказать еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

Вследствие этого принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. В противном случае говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение своеобразны-ролевого знания, в то время, когда роли прямо либо косвенно связаны с разделением труда. Существует и некакое количество иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях — становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом данной социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности есть образование индивидуальности.

Социально-психотерапевтическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми либо иными социально-психотерапевтическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) — положение личности в совокупности межличностных взаимоотношений, определяющее его права, привилегии и обязанности.

11.Социализация личности.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: