Понятие «социализация» и ее сущность

Социализация — это процесс (и итог) активного воспроизводства и усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта публичной судьбе, совокупности социальных общественных отношений и связей.

Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, обладающую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую роли и социальные нормы. При помощи социализации люди обучаются жить в обществе, действенно взаимодействовать между собой, в особенности в условиях публично значимой совместной деятельности.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры людских взаимоотношений, в формировании определенных социальных норм, функций и ролей, в приобретении навыков и умений, нужных для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической личной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет публичное воспитание.

Выделяют пара источников социализации индивида.

Передача культуры — она осуществляется через такие социальные университеты, как семья, совокупность образования, воспитания и обучения.

Обоюдное влияние людей — оно происходит в ходе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием главных психологических элементарных форм и функций публичного поведения.

Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля личного поведения на внутренний самоконтроль.

Совокупность саморегуляции формируется и начинается и в ходе
интериоризации ценностей и социальных установок. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики при помощи усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) взаимоотношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой). В развитии выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает метод обращения и начинает влиять словом на взрослого;

3) ребенок начинает влиять словом на самого себя. В общем, процесс социализации возможно характеризовать как:

— постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, поведения и деятельности;

— становление самосознания и развитие саморегуляции и активной

жизненной позиции.

В качестве университетов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (к примеру, досуговые) коллективы.

В ходе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, делается личностью, получает способность и возможность быть не только объектом, но и субъектом социальных действий, оказывать влияние на социализацию вторых людей.

Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.

Но, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным либо асоциальным рождается ребёнок . В принципе, считается, что асоциальным. Не смотря на то, что имеется и противоположные точки зрения. Время от времени говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. Другими словами ребенок изначально асоциален, но в случае если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что данный тезис не хватает корректен. Ничего не известно о наличии либо отсутствии у ребенка потребности в общении, в случае если нет самого общения, в случае если опыт общения не приходит к нему извне. Так как такие ситуации известны: в то время, когда дети выкормлены до некоего возраста дикими зверями. Да очеловечить их в известном смысле слова, не обращая внимания на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе обрисован случай работы и такого наблюдения в течении более двадцати лет), но данный факт ничего не может сказать о потребности в общении как такой.

Имеется основания считать, что в социально-психотерапевтической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения пребывает в том, что понятие «социализация» не заменяет собой узнаваемые в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», в противном случае говоря, все эти понятия — не синонимы.

В содержание понятия «социализация» входит:

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных убеждений и установок;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к совокупности социальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальных влияний;

— социальное обучение принятым в обществе формам общения и поведения, вариантам жизненного стиля, вхождения в взаимодействия и группы с их участниками.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий «обучение»,
«воспитание», «развитие личности», напомним, что все перечисленное выше входит и в их количество. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» — все-таки синонимы.

Представляется, что соотношение между этими понятиями направляться искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А сообщение эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация — это цель. Она пребывает в том, для получения индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все другое — средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.

Обществу далеко не все равно, каким будет итог социализации. В случае если результат негативный — состоялась социализация индивида при таких условиях либо не состоялась? Да, состоялась, но общество степень данной состоятельности не устраивает. Оно принимает усилия и дополнительные меры, дабы добиться от индивида его адекватности и адаптивности, причем эти дополнительные упрочнения как бы продолжают процесс социализации. В случае если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в намерено созданную для этих целей среду обитания, а кое-какие общества легитимным образом физически уничтожают для того чтобы индивида.

Индивид не только усваивает, но и деятельно воспроизводит совокупность социальных связей, следовательно, он в один момент выступает в ходе социализации и его объектом, и его субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного действия на человека разных событий судьбы в обществе, и целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.

Социализация это….


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: