Понятие теста. виды тестов

Под тестом(англ. test— проба, опробование, проверка) понимается ансамбль стандартизи- рованных, стимулирующих определенную форму активности, довольно часто ограниченных по време- ни исполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и разрешают установить лично-психотерапевтические изюминки личности.

Термин «тест», взявший очень широкое распространение в различ- ных областях знания в смысле опробования, проверки, имеет давешнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и есть синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим сло- вом обозначали маленькие сосуды из обожженной глины, употреблявшиеся ал- химиками с целью проведения опытов. В русском языке слово «тест» продолжительное время имело два значения:

1) испытательная присяга, религиозная британская клятва, которую любой вступающий в публичную должность обязан давать, дабы доказать, что он не тайный католик;

2) плоский плавильный сосуд либо сосуд из выщелоченной золы для выделе- ния олова из золота либо серебра1.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологиче- ский приобретает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные клас- сификации тестов. Они смогут подразделяться по изюминкам применяемых те- стовых заданий на тесты вербальныеи тесты практические,по форме процеду- рыобследования —натестыгрупповыеииндивидуальные,понаправленности — на тесты свойств, тесты личностии тесты отдельных психологических функ- ций,а в зависимости от наличия либо отсутствия временных ограничений — на тесты скоростии тесты результативности.Так же тесты смогут различаться по правилам их конструирования. За последние десятилетия многие узнаваемые тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их возможно обозначить как тесты компьютеризированные.Деятельно разра- батываются тесты компьютерные,изначально конструируемые с учетом возмож- ностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классифика- ция (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.

На страницах данной книги термин «тест» употребляется наряду с другим терми- ном — методика(время от времени — техника). Имеет ли данный термин содержание, хорошее от термина «тест»? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспом- нить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» сейчас имело по известным обстоятельствам дополнительное негативное значение, обозна-

Русский энциклопедический словарь. 1877.

114 Глава 2. Психодиагностика как наука

чая не только инструмент изучения, но и его «буржуазное происхождение». Исходя из этого все применяемые тесты были переименованы в методики. Сейчас нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана нынешний день и вся история психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, и теми из них, каковые, в большинстве случаев, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам прежде всего относятся проективные методики.направляться кроме этого учитывать сло- жившуюся в русскоязычной литературе традицию потребления термина «опрос- ник».Опросниками (носящий неестественный темперамент термин «тест-опросник»неспешно вышел из потребления) именуют такие психодиагностические ин- струменты, каковые, в отличие от вторых тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.

Тесту, как и любому второму инструменту познания, свойственны особенности, каковые в конкретных событиях изучения смогут рассматриваться в качестве его преимуществ либо недочётов. Действенное применение тестов зависит от учета многих факторов, из которых к наиболее значимым относятся: теорети- ческая концепция, на которой базируется тот либо другой тест; область применения; целый комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психоло- гическим тестам, их психометрическим чертям. Распространенные пред- ставления о «доступности» и простоте тестов не соответствуют действительности. Являясь средством изучения сложнейших психологических явлений, тест не мо- жет толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное применение тестов вероятно только при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области практики и теории со- ответствующих психодиагностических изучений. не меньше значительно сле- дование этическим нормам психодиагностики.

Видео 8. Виды тест-замыслов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: