Понятие, типы и задачи факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности фирм находятся во взаимообусловленности и взаимосвязи. Одни из них конкретно связаны между собой, другие косвенно. К примеру, на величину прибыли от главной деятельности предприятия яркое влияние оказывают такие факторы, как структура и объём продаж, себестоимость продукции и отпускные цены. Все другие факторы воздействуют на данный показатель косвенно.

Каждое явление возможно разглядывать и как обстоятельство, и как результат. К примеру, производительность труда возможно разглядывать, с одной стороны, как обстоятельство трансформации количества производства, уровкакое количество ее себестоимости, а с другой — как следствие автоматизации степени производства и изменения механизации, усовершенствования организации труда и т.д.

В случае если тот либо другой показатель рассматривается как следствие, как следствие действия одной либо нескольких обстоятельств и выступает в качестве объекта изучения, то при изучении связей его именуют результативным показателем.

Показатели, определяющие поведение результативного показателя, именуются факторными.

Любой результативный показатель зависит от бессчётных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем правильнее оценка качества и результаты анализа труда фирм. Из этого серьёзным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является измерение и изучение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, распознать резервы производства, обосновать управленческие решения и планы.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и измерения воздействия и системного изучения факторов на величину результативных показателей.

Главные задачи факторного анализа.

1.Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.

2. систематизация и Классификация их для обеспечения сисчёрного подхода.

3.Моделирование связей между результативными и факторными показателями.

4.оценка влияния роли и Расчёт факторов каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5.Работа с факторной моделью (ее применение на практике для управления экономическими процессами).

Факторы – это условия и (движущие силы причины) производственных и экономических явлений и процессов, определяющие темперамент либо значительные черты их развития. Воздействие факторов проявляется через причинные связи явлений и процессов, количественная черта их влияния возможно распознана через трансформацию тех либо иных технико-экономических (факторных) показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

— детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);

— прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

— одноступенчатый и многоступенчатый;

— ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Детерминированный факторный анализпредставляет собой методику изучения влияния факторов, сообщение которых с результативным показателем носит функциональный темперамент, т.е. результативный показатель возможно представлен в виде произведения, частного либо алгебраической суммы факторов.

Стохастический анализ – это методика изучения факторов, сообщение которых с результативным показателем в отличие от функциональной есть неполной, вероятностной (корреляционной). В случае если при функциональной (полной) зависимости с трансформацией довода постоянно происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение довода может дать пара значений прироста функции в зависимости от сочетания вторых факторов, определяющих этот показатель. К примеру, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности возможно неодинаковой на различных фирмах. Это зависит от оптимальности сочетания вторых факторов, формирующих данный показатель.

При прямом факторном анализеисследованиеведется дедуктивным методом – от общего к частному. Он проводится с целью комплексного изучения внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, формирующих величину изучаемого результативного показателя.

Обратный факторный анализосуществляет изучение причинно-следственных связей методом логической индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим, от обстоятельств к следствиям с целью установления чувствительности трансформации многих результативных показателей к трансформации изучаемого фактора.

Факторный анализ возможно одноуровневым и многоуровневым. Первый вид употребляется для изучения факторов лишь одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. К примеру, у = а х Ь. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и Ь на составные элементы с целью изучения их сущности. Детализация факторов возможно продолжена. При таких условиях изучается влияние факторов разных уровней соподчиненности.

И, наконец, факторный анализ возможно ретроспективным,что изучает обстоятельства трансформации результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным,что исследует поведение результативных показателей и факторов в возможности.

Главные задачи факторного анализа:

1.Отбор факторов для анализа исследуемых показателей;

2.систематизация и Классификация их для обеспечения системного подхода. Моделирование связей между результативными и факторными показателями.

3.оценка влияния роли и Расчёт факторов каждого из них в трансформации величины результативного показателя.

4.Работа с факторной моделью (практическое ее применение для управления экономическими процессами).

Факторный анализ проводится последующей схеме:

1) постановка задачи;

2) отбор факторов, каковые определяют исследуемые результативные показатели, систематизация и классификация их для обеспечения возможности системного подхода;

3) определение формы зависимости между результативным показателем и факторами и построение факторной модели;

4) осуществление яркого расчета влияния каждого фактора на трансформацию результативного показателя соответствующим приемом;

5) составление баланса отклонения с целью проверки правильности расчетов;

6) формулировка вывода.

Обществознание. Экономика. предложения и Закон спроса. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: