Понятие, виды и показатели цен

Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены довольно часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические и политические последствия.

Цена характеризует и цена товара, и цена ценных бумаг и валюты, и платность кредитных ресурсов.

Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и трансформации являются предметом статистического изучения. Необходимо подчернуть, что на национальном уровне изучением статистики стоимостей занимается независимая работа, но на данное время сложились еще и другие работы статистики стоимостей.

Статистика изучает закономерности изменения и ценообразования стоимостей, опираясь на современную экономическую теорию.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играется цена на рынке. Она выступает как:

— индикатор, отражающий конъюнктуру и политику рынка (предложения и соотношение спроса, торговый и экономический риск, кредитно-денежную обстановку, степень конкурентности на рынке и т.д.);

— маркетинговый регулятор рынка, благодаря которому осуществляется действие на предложение и спрос, структуру и емкость рынка, покупательную свойство рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены разрешают ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена делает разные функции:

— есть посредником и соизмерителем при обмене товара на деньги;

— является важным показателем конъюнктуры рынка, причиной уровня, структуры и предложения и соотношения спроса, территориального размещения производства;

— выступает инструментом управления и образования прибыли эффективностью, причиной налогообложения;

— есть основной составляющей инфляционных процессов, средством влияния на инвестиционную политику;

— является главным причиной, определяющим уровень судьбы населения, воздействующим на рынок труда, количество и структуру потребления, уровень настоящих доходов разных социальных групп;

— выступает орудием конкурентной борьбы.

В условиях развитого рынка главным видом стоимостей являются свободные от твёрдого регулирования цены, а ценообразование делается инструментом маркетинга. Вместе с тем свободная калькуляция стоимостей сопровождается определенной госполитикой в области регулирования стоимостей и их экономическим (налоговым) регулированием.

Статистика стоимостей, воображавшая в условиях плановой экономики функцию национального управления, по мере расширения рыночных взаимоотношений все больше вовлекается в круг интересов бизнес-статистики. Вследствие этого в задачи статистики стоимостей входит:

— черта состояния (конъюнктуры) рынка методом отслеживания поведения стоимостей в качестве ответной реакции на трансформацию экономической обстановке;

— ее динамики и изучение цены как фактора уровня судьбы, как индикатора инфляционных процессов;

изучение цены с продавца и позиции производителя для обнаружения рентабельности, доли структуры и определения цены в ней налогов;

— моделирование факторов и динамики цен, воздействующих на нее;

— интернациональные и межрегиональные сопоставления;

— прогнозирование стоимостей.

Статистическое изучение стоимостей требует развернутой совокупности показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. В табл. 16.2 представлена совокупность показателей стоимостей.

Совокупность показателей статистики стоимостей включает кроме этого показатели эластичности, характеризующие зависимость стоимостей от социально-экономических явлений и друг от друга, и показатели, оценивающие влияние качества товара на его цену.

Показатель, характеризующий, на какое количество процентов изменится цена одного товара при трансформации другого на 1%, именуется коэффициентом эластичности.

Анализ стоимостей осуществляется в динамике и статике, исходя из этого первым этапом в статистическом изучении стоимостей есть оценка уровня стоимостей.

Уровень стоимостей — это обобщающий показатель, характеризующий состояние стоимостей за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товарных видов и товаров с родными потребительскими особенностями.

Различают следующие уровни стоимостей:

— личный (однотоварный) уровень стоимостей — это полная величина, сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу;

средний уровень стоимостей — обобщенная черта цен на однородные товарные единицы, стоимостей, варьирующих во времени и пространстве.

Оценка уровня стоимостей, не считая констатации состояния цен на момент либо за отрезок времени, дифференциации уровня стоимостей, включает чёрта структуры цены.

Структура рыночной цены включает:

издержки производства;

— издержки хранения и транспортные затраты;

— нужный для развития уровень прибыли;

— налоги (НДС, налоги);

— скидки (за количество приобретений, постоянным клиентам, за оплату наличными, за приобретение вне сезона и т.д.);

— надбавки (за рассрочку платежа, за упаковку, тару, дополнительные услуги, за повышенное уровень качества и т.д.).

В задачи статистики стоимостей входит определение влияния каждого из перечисленных элементов, и условий производства, реализации в оптовом, розничном звене на «стоимостной каркас» совокупности стоимостей.

Изучение структуры начинается с группировки товаров по другим признакам и потребительскому назначению. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование структуры цены, осуществляется посредством корреляционно-регрессионного анализа.

Ценообразование в маркетинге. Лекция 4. классификация и Понятие стоимостей.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: