Понятия нематериальных ресурсов и нематериальных активов.

По природе собственного происхождения нематериальные ресурсы появляются благодаря новым неповторимым знаниям либо из-за уникальности ресурсов (природной либо созданной). Применение таких ресурсов предоставляет возможность их хозяину быть единственным производителем определенной продукции, либо снабжает ему уменьшение затрат по сравнению с другими производителями. Следовательно, нематериальные ресурсы играются огромную роль в конкурентоспособности фирм. К примеру, владение лицензией предоставляет ее обладателю необыкновенное право применения технических достижений, и снабжает конкурентные преимущества.

Нематериальные ресурсы? это составная часть потенциала предприятия, талантливая снабжать ему экономическую пользу довольно продолжительный период.

Понятие «нематериальные ресурсы» употребляется для чёрта объектов интеллектуальной собственности, которое используется для:

— определения результатов творческого труда человека (произведения науки, техники, искусства и др. видов деятельности);

— обозначения принадлежности таких результатов соответствующим субъектам творческой деятельности;

— закрепления за этими субъектами личных нематериальных и имущественных прав, которые связаны с использованием и разработкой созданных либо интеллектуальных продуктов.

Объекты нематериальных ресурсов.

В состав интеллектуальной собственности входит:

1) объекты промышленной собственности (изобретения, нужные модели, промышленные образцы, символы услуг и товаров, фирменное наименование, методы защиты от недобросовестных соперников);

2) объекты, каковые охраняются авторским и смежным правом(произведения науки, литературы, искусства; компьютерные программы; базы данных; микросхемы; права исполнителей, организаций вещания и производителей фонограмм);

3) другие объекты интеллектуальной собственности (нетрадиционные) ? рационализаторские предложения, «ноу-хау», коммерческие тайны.

Разглядим любой элемент интеллектуальной собственности подробнее.

1. Объекты промышленной собственности.

Изобретение ? это итог творческой деятельности человека в любой области разработки. Для определения патентоспособности изобретения в Украине применяют следующие параметры:

– новизна изобретения;

– присутствие изобретательского уровня;

– промышленная принадлежность изобретения.

Нужная модель ? это итог творческой деятельности человека, объектом которой возможно конструктивное ответ устройства либо его составных частей.

Промышленный пример ? итог творческой деятельности в области художественного конструирования (единство технических и эстетических особенностей изделия).

Товарный символ ? уникальные обозначения, благодаря которым услуги и товары одних лиц, отличаются от других. Основная изюминка пребывает в идентификации его производителя и товара на рынке благодаря в один момент гарантии и рекламе качества данного товара.

Фирменное наименование ? это обозначение предприятия либо отдельных лиц, от имени которого осуществляется производственная деятельность либо вторая деятельность.

Защита от недобросовестной борьбы, являются какие-либо действия в конкуренции, каковые противоречат правилам, торговым и вторым нормам в предпринимательской деятельности.

2. Объекты, защищаемые авторским правом.

Опубликованные либо неизданные произведения в области науки, литературы, и искусства относятся к объектам, каковые охраняются авторским правом, независимо от их назначения, жанра, преимущества, цели и объёма. Они существуют в следующих объективных формах: письменной; устной (выступления, лекции, проповеди и т.д.); изобразительной (иллюстрации, картины, кино-, видео-, фотокадры и т.д.); объемно-пространственной (скульптуры, модели, архитектура и т.д.) и в других формах.

Под компьютерной программой знают объективную форму предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования электронной вычислительной техники.

Базой данных именуют совокупность данных, материалов либо произведений систематизированных в форме, пригодной для чтения машиной.

Микросхемы ? это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое размещение совокупности элементов интегральной связей и микросхемы между ними.

Смежные права ? это права, каковые прилегают к авторскому праву и являются производными от него. Они подразделяются на три вида:

– права исполнителя;

– права производителей фонограмм;

– права организаций вещания.

3. Другие объекты интеллектуальной собственности.

Рационализаторское предложение ? это техническое ответ, которое есть новым и нужным для предприятия, которому оно реализовано.

Под «ноу-хау» направляться осознавать незащищенные охранными документами и неизданные знания либо опыт технического, производственного, управленческого и другого характера, каковые смогут быть фактически использованы в разработках и научных исследованиях, при изготовлении, эксплуатации и реализации конкурентоспособной продукции, снабжая определенные преимущества их обладателю.

Коммерческая тайна ? это информация конкретно связанная с деятельностью предприятия, которая не есть национальной тайной, разглашение которой может принести вред лишь предприятию либо причинить ему экономические убытки.

К нематериальным активам в собственности и деловая репутация (гудвил) предприятия. Гудвил (деловая репутация) — это комплекс мероприятий, направленных на рост прибыли предприятия без соответствующего повышения активных операций, включая применение наилучших качеств управленцев, господствующую позицию на рынке продукции (работ, одолжений), новые разработки.

Нематериальных активы ? это категория, которая появляется благодаря владения правами на объекты интеллектуальной собственности либо на ограниченные их использование и ресурсы в хозяйственной деятельности с пользой для себя (доходами).

Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности весьма простой: запрещается применение нематериальных активов без разрешения их хозяина либо их подделка. Формы правовой защиты разнообразны и зависят от вида активов.

Права хозяина на изобретения, промышленные образцы и полезные модели подтверждаются патентом. Патентом именуется выданный национальным органом охранный документ, что подтверждает право хозяина на соответствующий объект.

Правовая охрана знаков услуг и товаров, фирменного происхождения наименования и обозначения товара осуществляется на базе их госрегистрации. На зарегистрированный символ выдается свидетельство, которое подтверждает его приоритет.

Охрана смежных прав исполнителей, организаций вещания и производителей фонограмм обязана осуществляться без нарушения авторских прав. Наряду с этим исполнители реализовывают собственные права при условии соблюдения ими прав исполняемых произведений. Производители фонограмм должны выполнять права исполнителей и автора, а организации вещания ? права автора, производителей и исполнителей фонограмм.

«Ноу-хау», рационализаторские предложения, каковые являются собственностью фирм, не имеют особой правовой защиты, и порядок их защиты определяется управлением предприятия. За разглашение информации о «ноу-хау», коммерческой тайны предусматривается строгая ответственность.

Реализация прав собственности на нематериальные ресурсы вероятна при их применении хозяином либо при предоставлении разрешения для того чтобы права вторым заинтересованным лицам. Передача прав применения осуществляется в форме лицензированного соглашения.

Лицензией ? именуется разрешение применять технические успехи либо другие нематериальные ресурсы в течении определенного времени за определенное вознаграждение.

Лицензионное соглашение ? это соглашение, в соответствии с которому хозяин изобретения, промышленного примера, нужной модели и т.д. передает второй стороне лицензию на применение в определенных пределах собственных прав на патенты, «ноу-хау», товарные символы и т.п.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: