Понятия «территориальная рекреационная система», «территориально туристско-рекреационная система».

Тема №5. Проектирование территориальных туристско-рекреационных совокупностей .

Понятие «территориальная рекреационная совокупность» , «территориально туристско-рекреационная совокупность».

Прогнозирование потребности в рекреационных ресурсах.

Туристско-рекреационное районирование. Показатели зонирования.

Рекомендуемая литература:

1. Кропинова Е. Г. Организационно-экономические нюансы развития Приморской территории: учебное пособие – Калининградский Национальный Университет, Калининград, 2003 г. – 156 с.

2. Приоритетные направления международного и межрегионального сотрудничества; ред. Кропинова Е. Г., Калининград, Изд-во КГУ, 2004 г. – 113 с.

3. Ступаков В. С. Риск-менеджмент: учебное пособие – М.: статистика и Финансы, 2005 г. – 282 с.

4. Сергеев А. А. Экономические базы бизнес-планирования: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. – 462 с.

5. Ушаков Д. С. Разработка выездного туризма: учебное пособие – М.: – Ростов-на-Дону, 2005 г. – 383 с.

Понятия «территориальная рекреационная совокупность», «территориально туристско-рекреационная совокупность».

Понятие «территориально-рекреационная совокупность» (ТРС) введено экономико-географом B.C. Преображенским, что обосновал ее как главную форму организации рекреационного хозяйства. Под ТРС он осознавал совокупность, которая складывается из взаимосвязанных систем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, персонала , отдыхающих и органов управления)» и «характеризуется функциональной и территориальной целостностью».

Большой вклад в развитие вопроса внесли работы Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебова, Ю.А. Веденина. Под рекреационным районом, в соответствии с Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебову, направляться осознавать «территориальную совокупность экономически взаимосвязанных рекреационных фирм, разрешающую наилучшим образом удовлетворить их Потребности, применяя существующие природные и культурные комплексы территории и ее экономические условия».

Необходимость системного подхода к рекреации и изучению туризма обоснована в работах В.И. Азара, что отмечал, что «туризм направляться разглядывать, как громадную экономическую совокупность с разнообразными связями между отдельными алиментами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом».

В зарубежной литературе территориальную организацию туристско-рекреационной деятельности разглядывают в рамках туристского региона. К примеру, Глобальная туристская организация определяет туристский регион как «территорию, которая располагает громадной сетью особых услуг и сооружений, нужных для организации отдыха, учебного процесса либо оздоровления». Во многом по своим функциональным особенностям это может рассматриваться как аналог понятия «территориально-рекреационная совокупность», более обширно применяемого в русском науке.

Наиболее значимая черта, характеризующая функционирование ТРС в условиях административно-командной экономики, — централизованное финансирование средств размещения — санаториев, пансионатов и пр. Следовательно, не существовало фактически никакой экономической связи между затратами на функционирование и строительство объектов ТРС, а потому и ценой предоставляемых одолжений, и настоящим спросом на эти услуги, каковые распределялись с оплатой большей их части из тех же национальных средств. Исходя из этого ТРС имела отношение скорее лишь к пространственному планированию, но не к региональной экономике.

Что касается зарубежных изучений, в них ТРС либо подобные пространственные объекты, как нам известно, рассматривались очень редко и кроме этого в связи с пространственным планированием развития территории.

Необходимость применения в экономике туризма понятия, отражающего пространственную определенность (а во многом и территориальную обусловленность) изучаемых процессов, ощущается все более очевидно. Так, в «Энциклопедии туризма» предложено познание территориально-рекреационной совокупности, как «рекреационной совокупности, у которой отношения между элементами опосредованы территорией». Наряду с этим под рекреационной совокупностью понимается «сложная социальная управляемая (частично самоуправляемая) совокупность, центральной системой которой являются субъекты туризма, а целевой функцией — самоё полное удовлетворение их рекреационных потребностей». Но в экономических изучениях это понятие до тех пор пока фактически не употребляется, а в комплексном изучении туризма ограничивается ветхим содержанием.

Одно направление модернизации района и традиционного изучения комплекса (уже предпринимавшейся в Российской Федерации) — углубление изучений на базе применения способов межрайонного и внутрирайонного межотраслевого баланса.

Второе направление (лишь зарождающееся в Российской Федерации) — от района и комплекса — к региону, более комплексному понятию (распространенному в изучениях на Западе), включающему рыночные отношения на территориях и между ними.

Предмет изучения, другими словами анализ внутренних и внешних связей, закономерностей развития ТРС, с переходом к рыночным отношениям должен быть всецело поменян если сравнивать с господствовавшим при административно-командной совокупности. Следовательно, нужен и новый методический инструментарий, соответствующий задачам поиска управленческих ответов не по распределению тех либо иных ресурсов, товаров, одолжений, а по налаживанию самые эффективных рыночных механизмов регионального развития. Данный инструментарий основывается на рассмотренных выше концепциях регионального развития.

В наше время и сама структура, и управление ТРС должны быть усовершенствованы в соответствии с требованиям времени. В условиях становления рыночной экономики выговоры изучения ТРС должны быть смещены, во-первых, к стоимостным оценкам их функционирования, во-вторых, к конкурентным оценкам рекреационных территорий и видов рекреации, в-третьих, к регулированию ТРС.

А с позиций теоретического обоснования ТРС, возможно, самое основное содержится в более четком определении ее системообразующих связей и элементов. Согласно нашей точке зрения, в качестве элементов ТРС применительно к региональной экономике туризма должны и смогут рассматриваться хозяйствующие субъекты. Системными процессами являются потребление и производство туристского продукта. Внутренние связи совокупности имеется отношения между хозяйствующими субъектами по поводу производства турпродукта, а внешние — отношения с другими системами региона. Тогда структура ТРС возможно представлена следующим образом:

— системный процесс — туристская деятельность, производство туруслуг;

— внутренние связи ТРС — взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу производства туруслуг;

— внешние связи ТРС — связи с другими территориальными социально-экономическими совокупностями, системами региона;

— внешние связи ТРС — связи с другими территориальными социально-экономическими совокупностями, системами региона.

Закономерности развития ТРС вытекают из неспециализированных закономерностей развития, во-первых, экономических, во-вторых, пространственных совокупностей — с учетом специфики туризма как одной из отраслей экономики.

Потому, что экономика получает рыночный темперамент, постольку региональный рынок делается наиболее значимым компонентом понятия «регион». В развитии регионов все больше роль сферы одолжений. Все большее значение получает формирование рыночной и информационной инфраструктуры. Возросла роль субъектов Федерации в определении стратегии регионального развития. В новых условиях нужен переход к индикативному планированию.

Эти новые подходы к вопросам развития регионов уже нашли определенное отражение в работах отечественных исследователей (в частности, в работах А.Г. Гранберга , М.К. Бандмана , С.С. Артоболевского и др.). Но кардинального сдвига пока не произошло. Прогрессивные экономисты, социологи, политологи больше занимаются разработкой общероссийской проблематики, а региональные изучения активизировались лишь во второй половине девяностых годов.

Применение на практике концепции ТРС требует ее наполнения новым содержанием, учитывающим успехи зарубежной региональной науки. В региональной тематике нужно полнее учитывать хорошие (В. Изард, А. Леш, Р. Кристалле, А. Маршалл, Ф. Перру, А.Вебер, Т. Хагерстранд , Ж. Фридман, П. Хаггет и др.) и современные (А. Иссерман, С. Курле, Б. Пекур, М. Сторпер, Э. де Сото и др.) работы западных авторов.

Экономическая теория развития туризма, с одной стороны, вытекает из неспециализированной теории экономики, и потому к ней применим целый инструментарий экономической теории. Иначе, как любая довольно независимая система, туризм владеет своеобразными чертами, из-за которых неспециализированная теория видоизменяется, модифицируется и обычно конкретизируется. Следовательно, первой задачей создания экономической теории для туризма есть обнаружение его особых (специфичных) линия, каковые обусловливают отличие туризма от вторых экономических систем и определяют его место в экономической совокупности.

Вторая задача пребывает в том, дабы с учетом распознанной специфики выяснить особенности экономического инструментария, свойственного как раз туризму.

Третья задача: установить, имеются ли кое-какие своеобразные инструменты, свойственные лишь туризму, и в случае если таковые имеются, то дать их описание.

Наконец, четвертая задача пребывает в том, дабы критически подойти к существующим теориям и предложить теоретическую схему, в большей мере адаптированную к экономическим условиям переходного периода и конкретно к Российской Федерации.

Тут рассматриваются лишь своеобразные черты экономической теории туризма и не ставится задача создания его общеэкономической теории. Отечественное внимание обращено, во-первых, на роль туризма в региональном развитии, во-вторых, на недостатки туризма и конкурентные преимущества в сравнении с другими отраслями региональной экономики, другими словами на определение его (туризма) роли в региональном развитии.

Под туризмом понимается отрасль экономики, создающая своеобразный вид одолжений — туруслуги, каковые удовлетворяют спрос на проведение свободного времени методом перемены места нахождения в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного нахождения

Широкое распространение взяло определение туризма, предложенное Интернациональной ассоциацией научных специалистов в области туризма: туризм имеется «совокупность явлений и отношений, каковые появляются на протяжении перемещения и пребывания людей в местах, хороших от их работы и постоянного места проживания».

Это определение признано Глобальной туристской организацией (ВТО). Потому, что СНГ есть членом данной организации, эти критерии должны быть распространены и на внутренние туристские организации чтобы обеспечить сопоставимость информации о развитии туризма во всех государствах.

«Турист» (по определению в законе «Об базах туристской деятельности в Российской Федерации») — гражданин, посещающий страну (место) временного нахождения в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью во время от 24 часов до 6 месяцев подряд либо осуществляющий не меньше одной ночевки».

На данный момент в интернациональной практике обширно употребляется определение, выработанное Интернациональной конференцией по статистике туризма и путешествий (Оттава, 1991) и одобренное ВТО и Статистической рабочей группой ООН: турист — это визитёр, другими словами «лицо, которое путешествует и осуществляет нахождение в местах, находящихся за пределами его простой среды, па срок не более 12 месяцев с любой целью, не считая занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

«Туризм (по определению, данному в законе «Об базах туристской деятельности в Российской Федерации») — временные выезды (путешествия) россиян, лиц и иностранных граждан без гражданства (потом граждане) с постоянного места жительства».

Туруслуги включают следующие секторы: размещения (организованное, в частном секторе); транспортный (воздушный, ЖД, автомобильный и морской транспорт); посреднический (турагенты и туроператоры); достопримечательностей и развлечений (природные и антропогенные); другие услуги (частные и публичные).

Разглядим специфику туризма как экономической совокупности. Как мы знаем из экономической теории, компонентами экономической совокупности являются: а) почва; б) труд; в) капитал; г) предпринимательские свойства.

В чем содержится специфика этих компонентов в туризме если сравнивать с экономикой в целом? Разглядим любой из компонентов применительно к туризму и с позиций конкурентной борьбы с другими отраслями.

В большинстве случаев, понятие «почва» в экономической теории употребляется для обозначения нужных для человека природных объектов. С данной точки зрения почва есть совокупностью нужных для человека особенностей природных объектов. Такое определение почвы очень важно чтобы более адекватно оценить значимость данного фактора для развития туризма. Понятие «почва» как фактор производства будет употребляться в широком и узком смыслах слова.

Туризм входит в группу отраслей, где природные ресурсы имеют громаднейшее значение (такие, как сельское хозяйство, рыбное хозяйство). Окружающая среда выступает тут в качестве ресурсов и существования и условий развития для того чтобы рода отраслей.

Возможно выделить пара групп вопросов, каковые появляюсь при рассмотрении связей «почва — туризм». В числе самые острых необходимо отметить вопросы, которые связаны с распределением прав собственности, применением почвы в узком смысле слова. Все они по большей части касаются тех противоречий, каковые появляются между разными видами хозяйственной деятельности по поводу территории. Это доступ к ней, возможность ее пользования, владения ею, ее экологическое состояние. Для их успешного и грамотного разрешения названных вопросов актуальным представляется проведение следующих мероприятий:

•стоимостная оценка территории;

•кадастровая оценка территории;

расчет экономической эффективности каждого из видов деятельности;

•оценка экологической емкости экологического воздействия и территории соперничающих отраслей экономики.

Как раз по поводу земельных взаимоотношений в значительной мере проявляется борьба за применение территории со стороны всех заинтересованных субъектов (к примеру: портового хозяйства, сельского хозяйства, добывающей туризма и промышленности). В некоторых случаях эта борьба может заканчиваться симбиозом: к примеру, организация сельского туризма, экологического туризма (сельское хозяйство + туризм), водных видов туризма (яхтинг, круизный туризм и т. д.).

Для России в целом, и Калининградской области в частности, «земельный вопрос» есть самоё актуальным, потому, что в скором будущем предстоит ее передел. Как раз исходя из этого на данный момент разгорается твёрдая конкурентная борьба. Различные группы особых заинтересованностей уже на данный момент борются за право пользования почвой и за предстоящую ее приватизацию. Функциональное зонирование территории получает политический темперамент. Представители турбизнеса как раз на данный момент должны показать громаднейшую настойчивость, а чиновники — громаднейшую предусмотрительность с позиций грамотного пространственного планирования территории.

Хозяйствующие субъекты, занимающиеся турбизнесом, являются большими землепользователями, очень требовательными к качеству природных и иных ресурсов. Наличие богатых природных ресурсов, их доступность есть одним из наиболее значимых факторов развития туризма.

Труд есть ответственным причиной производства туристического продукта, потому, что, относясь к сфере обслуживания, туризм есть трудоемким сектором экономики. Так, с позиций экономики роль трудовых ресурсов в туризме более велика, чем в других секторах экономики, менее трудозатратных, в особенности в свете автоматизации и современной компьютеризации, но сопоставима с остальными секторами сферы обслуживания. Вряд ли возможно дать согласие с доктором наук А.Ю. Александровой, которая уверен в том, что отличие туризма по сравнению с другими отраслями экономики выражается в преобладании низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда. На отечественный взор, в сфере туризма существует острая потребность как в низкоквалифицированных работниках (горничные, посудомойки, официанты и т. д.), так и в специалистах самого большого уровня (топ-менеджеры отелей, управляющие туристических компаний и т. д.).

При оценке влияния туризма на рынок труда нужно различать труд, конкретно связанный с туризмом, и труд, косвенно связанный с ним.

Труд, конкретно связанный с туризмом, используется в сферах, напрямую относящихся к индустрии туризма: рестораны, гостиницы, бюро путешествий, дома туризма. Соответственно он будет представлен такими профессиями, как администраторы ресторанов и гостиниц, официанты, экскурсоводы, турагенты, впредь до персонала подвесных канатных дорог. Но многие эти работы являются сезонными либо с неполной занятостью. Частенько, в особенности для курортных регионов, соотношение постоянной работы и сезонной получается один к трем.

Труд, косвенно связанный с туристической деятельностью (индуктивная занятость), еще более разнообразен: транспорт, строительство, сельское хозяйство. Он кроме этого в громадной степени связан с туристическим спросом. Эти рабочие места практически нереально совершенно верно подсчитать.

Необходимо отметить некую особенность взаимоотношений «труд— туризм». Она пребывает в том, что туризм пара более трудоемок в государствах с избыточными трудовыми ресурсами и менее трудоемок в государствах, где имеет место их недочёт.

В работах русских ученых начала 90-х годов достаточно распространенным было вывод, что туризм относится к наименее капиталоемким отраслям, требующим маленьких стартовых инвестиций. Оно основывалось на представлении о туризме, как виде деятельности, для осуществления которой, к примеру, достаточно купить автобус и начать получать деньги. Но на данный момент отношение к данному вопросу было изменено. Ясно, что туризм не имеет возможности развиваться без инфраструктуры (транспортной, гостиничной, ресторанной и т. п.). И с данной точки зрения туризм относится к капиталоемким отраслям. Главной проблемой, стоящей перед индустрией туризма, есть вопрос привлечения инвестиций для развития и реконструкции инфраструктуры. Роль страны в начальных инвестициях представляется самая актуальной.

Изюминкой же туризма по сравнению с другими отраслями экономики есть то, что сами туристические компании — не капиталоемкие, но их существование зависит от состояния туристической инфраструктуры. Так, туризм — одна из отраслей, деятельно пользующейся инфраструктурой, которая, строго говоря, не есть частью данной отрасли.

В целом же капиталоемкость туризма отличается в пространственном нюансе: в географическом (от страны к стране) и во временном (в зависимости от стадии туристического роста). Помимо этого, уровень капиталоемкости может зависеть от конкретного вида туризма.

Еще одной изюминкой туризма по отношению к капиталу есть то, что туризм зависит от развитости денежного капитала, причем не только и не столько от наличия его на конкретной территории, сколько от ее конкурентных преимуществ.

Предпринимательские свойства занимают особенное место в формировании рыночных взаимоотношений. Во многих русских регионах умение трудиться в условиях рынка развито не хватает, что предполагает долгий период обучения, результаты которого скажутся не в скором времени. Более того, специалисты ЕС отмечают, что «отсутствие предпринимательских традиций само по себе есть узким местом для будущего экономразвития».

Развитие туризма зависит от традиций, совокупности образования, как и в других отраслях. Но сейчас в связи с трансформацией выговоров в туристическом спросе, в частности возрастающим интересом к самобытности территории, культурному наследию, значение этого компонента для туризма возросло.

Спецификой туризма как отрасли одолжений есть то, что тут предприниматель как нигде в других отраслях экономики тесно связан с потребителем одолжений. Это предъявляет особенные требования и к самому предпринимателю (обладателю предприятия, к примеру гостиницы, ресторана и т. д.), и к тем способам, каковые он применяет в собственной деятельности.

Тут очень громадна роль менталитета, т. е. социального поведения, работников сферы одолжений, где все должны быть в какой-то мере менеджерами (начиная от горничной и заканчивая директорами). От их поведения зависит имидж одолжений, спрос на них.

Быть может, главным препятствием развития туризма в Российской Федерации есть особенный менталитет, ориентированный на продажу одолжений. Яркий продавец одолжений не столько реализовывает, сколько распределяет. В этом до сих пор проявляются «неформальные» отношения (знакомство, симпатии-отвращения), свойственные сфере одолжений административно-командной совокупности. Причем уровень качества услуги, если она вам все же предоставляется, зависит от настроения работника. Исходя из этого с позиций людских ресурсов исторически сложилось так, что само их уровень качества (другими словами исходный материал) неудовлетворительно для подготовки менеджера (как раз в сфере туризма). Кроме того торговля, которая самый близка к туризму, несложнее для освоения гражданами РФ. Эту специфику нужно учитывать при подготовке экспертов в сфере отдыха и туризма.

Понятия «территориальная туристско-рекреационная совокупность»

Существуют разные мнения на то, как туризм воздействует на уровень регионального экономразвития и его темпы. Одна из них, как будет подробнее продемонстрировано ниже, пребывает в том, что развитие туризма не оказывает хорошего влияния на региональное развитие. Приверженцы второй, напротив, стараются доказать, что развитие туризма вносит весомый вклад в развитие территории. В конечном итоге эта дискуссия имела бы суть лишь в том случае, если регион, страна имеют экономически более удачную альтернативу формированию туризма. Более ответственным представляется вопрос о том, как самый действенно, с пользой для региона организовать его туристскую специализацию, если она уже начинается либо начинает развиваться.

В большинстве развивающихся государств все инвестиции в развитие туризма поступают извне, и большинство доходов от туризма уходит за предел. Так, туризм есть основной отраслью экономики в таких островных странах, как Антигуа (часть туризма в ВВП — 58 %), Багамские острова (52 %), Бермудские острова (38 %). Но показатели ВВП на одного человека тут очень сильно уступают развитым государствам (не смотря на то, что и превосходят многие страны третьего мира, где туризм менее развит).

В экономически развитых государствах обстановка другая: многие государства приобретают от туризма громадные доходы. А также в случае если на начальной стадии в туризм привлекаются большие зарубежные инвестиции, то они смогут стать стимулом для того чтобы развития сопряженных отраслей экономики, что снабжает получение высоких доходов в национальном секторе и разрешает вкладывать местный капитал в развитие туризма, и не только в собственной стране, но и за границей.

Характерным примером есть развитие туризма в Испании. Взяв большой зарубежный капитал в 60—80-е годы, положенный в основном в туристские средства размещения в прибрежной территории, Испания на данный момент стала большим инвестором в развитие туризма за границей, в частности на Острове Свободы.

Сообщение регионального развития и развития туризма в целом — двусторонняя. С одной стороны, туризм может стать весомым причиной регионального развития. Иначе, грамотная национальная либо региональная политика может стимулировать развитие туризма, тем самым улучшая неспециализированную социально-экономическую обстановку в регионе.

В условиях переходной экономики ее своеобразные черты четко проявляются в туризме. Разбирая особенности изменения применительно к рынку, созданному в условиях административно-командной экономики туристского сектора, французские исследователи подчеркивают два серьёзных события. С одной стороны, речь заходит об устаревшей инфраструктуре, недостаточности для современной рыночной экономики внедряемых «ноу-хау» и других препятствиях; иначе — о происходящих трансформациях на рынке интернационального туризма (изменяется поведение потребителей, устаревают кое-какие модели туризма в развитых государствах и появляются новые соперники). Первое затрудняет хорошее действие туризма на развитие экономики. Второе дает потенциальную возможность отстающему в мире туристскому сектору, ориентируясь на передовые образцы, удачно соперничать с классическими туристскими регионами.

К характерным препятствиям относятся провалы рынка и инфляционность туристического сектора. Асимметричное распределение информации между потребителями и поставщиками туруслуг в пользу первых формирует условия для недобросовестного поведения со стороны поставщиков туруслуг. В следствии появляется угроза или сужения, или полного «закрытия» рынка. Вот из-за чего асимметричное распределение информации относят к провалам рынка. Для нейтрализации для того чтобы рода негативных тенденций употребляются такие инструменты, как рыночные сигналы, репутация поставщиков туруслуг.

В туристическом секторе более выражены инфляционные факторы. роли возникновения туризма и Объяснение инфляции в этом ходе предложено в работе Л. Бенсаэль и И. Самсона. Основополагающим наряду с этим есть то, что цена большинства туруслуг возрастает вдвое стремительнее роста неспециализированного индекса стоимостей потребления, а в туристических территориях цены выше по сравнению с другими территориями, что особенно ярко выражается в разгар сезона. Это разрешает сделать вывод, что туризм — инфляционная отрасль экономики. Отличие инфляционных процессов, которые связаны с туризмом, в государствах с рыночной и переходной экономикой пребывает в том, что на сегодня инфляция в западных экономиках уже стала управляемой, до чего государствам с переходной экономикой еще достаточно на большом растоянии.

В целях преодоления существующих в государствах с переходной экономикой значительных препятствий для развития туризма должен быть создан особый механизм национальной его помощи. К сожалению, в Российской Федерации не смотря на то, что и принят закон о туристской деятельности, создана федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ», но реализация главных (системных) программных мероприятий первого этапа (1995—1997 гг.) не была выполнена полностью по обстоятельствам ограниченного финансирования. Среди нереализованных мероприятий: работы по созданию современной совокупности подготовки кадров для сферы туризма; осуществление комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма; развертывание крупномасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на всемирный рынок туруслуг. А без названных мероприятий тяжело реализовать возможности того, дабы, развивая новые виды туристской деятельности и передовые формы обслуживания, Российская Федерация заняла крепкие позиции в мире туруслуг. Быть может, второй этап реализации Программы (1998—2005 гг.) сможет дать добро задачи, не реализованные на протяжении первого этапа, и осуществить новые намеченные мероприятия.

Сейчас в западной литературе все больше говорится об эволюции потребительской модели туризма. Эта эволюция характеризуется переходом стандартного туризма, основанного на интернациональной индустрии, в значительной мере обезличенного процессами глобализации, к более разнообразному, природоориентированному, учитывающему потребности местных жителей туризму. «Сопровождая эту эволюцию, основываясь на модели современного туризма, региональное развитие есть одним из предметов нового подхода в западных государствах, что связан, с одной стороны, с эволюцией туристической модели и, с другой — с переустройством территории». Речь заходит о «комплексном туризме» либо об «другом туризме». Таковой вид туризма нацелен на другое (устойчивое) развитие туристической индустрии, обширно содействует местному его потребностям и населению, минимизирует непредвиденные эффекты туризма.

Потому, что туризм включен в рыночные отношения, все его компоненты, включая организацию приема туристов, инфраструктуру туристских регионов и пр., должны функционировать по рыночным схемам. Скорость развития рыночных взаимоотношений в государствах бывшей административно-командной совокупности определяет темпы эволюции туризма. И напротив: ускоренное развитие туризма на той либо другой территории содействует развитию и формированию регионального рынка. Вследствие этого туризм обязан рассматриваться как комплекс одолжений, связанных с другими региональными университетами, и как особенный вид деятельности, соотносящийся с национальной политикой в области туризма и с интернациональным рынком.

Туризм есть ответственным инструментом в обустройстве территории. Он разрешает создать последовательность профессий и закрепить население в депрессивных с позиций существования вторых видов деятельности регионах (к примеру, старопромышленных, аграрных, удаленных и т. д.). Так, В первую очередь 60-х годов Франция реализует программу по восстановлению стагнирующих регионов. И, не обращая внимания на то что различия между регионами все же остаются (четыре региона Франции испытывают самый значительный приток туристов — Париж, Лангедок-Руссильон, Рона-Альпы, Бретань), внутренние районы кроме этого взяли большой приток туристов (в первую очередь в следствии развития агротуризма).

Туризм есть пространственно-временной совокупностью. Исходя из этого нужно принимать к сведенью последовательность исторических этапов туризма, на протяжении которых проявляется его авторитет на природную, экономическую и социальную среду. Наряду с этим направляться учесть, что туризм возьмёт ускоренное развитие лишь тогда, в то время, когда он будет принят местным населением. Как уже отмечалось ранее, существует неоднозначное отношение к туризму как фактору развития региональной экономики. К примеру, на протяжении изучения, совершённого в ходе проекта Тасис «Глобальный замысел развития Калининграда — Прометей 11», было выделено, что в так называемой «индустриальной» рыночной экономике третичный сектор на данный момент есть главным провайдером поступлений и занятости в ВНП, в постсоциалистических экономиках рост одолжений — одна из основных линия экономической изменении и третичный сектор кроме этого может играться ведущую роль в обеспечении занятости. На региональном уровне развитие сервиса время от времени кроме того может стать единственным вероятным методом понижения безработицы при помощи предоставления рабочих мест людям, ранее занятым в сельском хозяйстве либо индустрии.

Ж. Бриден отмечает следующие преимущества туризма для любой страны третьего мира:

1) поступления в платежный баланс в жёсткой валюте;

2) дисперсия развития в неиндустриальные регионы;

3) неспециализированное развитие экономики при помощи мультипликативного результата;

4) создание возможностей для занятости населения;

5) социальные пользы благодаря расширения интереса людей к событиям в мире в целом, и к новому пониманию «их вкуса и иностранцев» в частности.

Возможно добавить и другие, к примеру возрастание роли сектора одолжений в экономике как самый явный эффект экспансии туризма. Страны с переходной экономикой, имея качественные отличия в экономике туризма от развитых государств, отличаются и от развивающихся государств.

Одна из изюминок развития туризма в развивающихся государствах содержится в том, что национальный (внутренний) туризм фактически отсутствует и создающаяся тут индустрия туризма сначала нацелена на удовлетворение внешнего спроса . В государствах с переходной экономикой внутренний спрос относительно высок (и еще выше был в недалеком прошлом). Сходство пребывает в неразвитости туристского комплекса, и — применительно к интернациональному туризму — в низких поступлениях от него если сравнивать с доходами развитых государств, участвующих в организации этого бизнеса (в обслуживании туристов из государств с переходной экономикой, посещающих развитые государства, и равным образом западных туристов, посещающих государства Восточной Европы).

агломерация


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: