Понятийно-терминологический аппарат исследования

Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют базу любого изучения. Они определяют его логику, снабжают развитие мысли.

Любой тематический реферат, курсовая и дипломная работы имеют внутреннюю совокупность понятий, в которой имеется собственные категории, соподчинительные связи. Крайне важно выстроить понятийно- терминологическую совокупность собственной работы и убрать излишества и противоречия, мешающие чётко и просто представить тему. Это и имеется труд по составлению тезауруса. Последний может включать 5–10 терминов в тематическом реферате, 10–15 терминов – в курсовой и не меньше
20–25 терминов – в дипломной работе.

При применении научной терминологии направляться выполнять кое-какие правила:

1) применяйте научную терминологию в количестве, не превышающем необходимость её для раскрытия темы, не перегружайте ею текст;

2) пользуйтесь только понятными вам терминами;

3) сохраняйте устоявшийся в науке значение и смысл применяемого термина;

4) в случае если вводятся новые научные термины, давайте их определения.

Делая собственный текст «прозрачным» (понятным), вы демонстрируете ясность мысли, творческий подход к понятийно-терминологическому аппарату и уважение к просматривающему.

В исследовательской деятельности неизменно нужно не забывать о полифункциональности научной терминологии как способности термина обозначать в различных обстановках состояния и различные явления. Неизменно нужно уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция.

направляться избегать нередкого повтора одного и того же термина; повторяющийся термин возможно заменён местоимением либо синонимичным существительным.

задания и Вопросы к теме

1. Составьте тезаурус собственной работы. Для этого выпишите все применяемые в тексте работы научные термины, сгруппируйте их в смысловые блоки, расположите их по степени зависимости, выделите в каждом блоке главные слова – главные категории; нарисуйте логическую схему их соотношений.

2. Уточните смысловую функцию применяемых в работе понятий, выясните их научный статус.

3. Осуществите редакцию текста вашей работы:

а) объясните сложные либо новые термины-понятия;

б) уберите неуместные повторы одних и тех же терминов;

в) избавьтесь от лишних, т. е. не имеющих функциональной нагрузки в вашей работе, научных терминов.

4. Проанализируйте собственный перечень литературы: какое общее число страниц научного текста, изученного вами, прямо касается целей и темы вашего изучения? Каковы жанры изученной вами литературы? Имеется ли в вашем перечне монографии?

Тема 8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ Изучения.
ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Библиографическая информация в научном тексте

Библиографическая информация в научном тексте, в большинстве случаев, представлена в виде перечня использованной библиографических ссылок и литературы. Это главные элементы библиографического аппарата изучения.

Перечень использованной литературы

Каждая научная работа в определённой степени основывается на итогах прошлых изучений. Исходя из этого необходимой структурной частью любого научного произведения есть информация об использованных источниках в виде перечня литературы (исключение составляют отчёты о НИР и эссе: сведения об использованных источниках в этих формах представления результатов научного творчества включаются по усмотрению исполнителя).

Существуют разные варианты наполнения перечня: в перечень включают либо всю использованную литературу, либо лишь главную, либо лишь цитированную.

Построение перечня литературы зависит от его назначения, характера и количества включённых в него работ, и от формы связи перечня с главным текстом, т. е. характером отсылок в тексте к библиографическим записям в перечне. Но направляться иметь в виду и случаи, в то время, когда форма связи перечня литературы с текстом определяется построением самого этого перечня.

Библиографический перечень содержит библиографические описания использованных источниковбиблиографическом описании – см. ниже).

Существует пара вариантов заглавия перечня: Литература, Перечень использованной литературы, Перечень использованных источников, Перечень использованных литературы и источников [23, с. 9–13].

Варианты заглавия библиографического перечня

Литература– в случае если в перечень включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, употреблялись они в работе либо нет.

Перечень использованной литературы – в случае если в перечень включается лишь то, что анализировалось в обзоре и употреблялось в виде заимствований в тексте.

Перечень использованных литературы и источников – в случае если не считая литературы употреблялись ещё и источники. Под источниками, в большинстве случаев, подразумевают: письменные документы, на анализе которых строится научное либо учебное изучение; материалы и статистические сборники статистических органов; издания, обследованные за определённый период; архивные документальные материалы.

Варианты построения перечня литературы

Громаднейшее распространение взяли четыре варианта построения библиографического перечня: систематическое, алфавитное, алфавитно-хронологическое, в порядке упоминания работ.

Систематическое построение перечня литературы. В этом случае документы в перечня распределяются по видам, порядок которых заблаговременно установлен:

– официальные издания (конституция, указы, кодексы законов, распоряжения и постановления высших, региональных и муниципальных органов власти РФ; законодательные материалы и другие правовые документы национальных организаций России (до 1917 г.) и зарубежных государств;

– источники (список давался выше);

– научные документы (монографии, сборники статей, учебные пособия, статьи из научных журналов и сборников);

– особые виды нормативно-технических документов (национальные стандарты, информационные страницы, прейскуранты).

Урок 1. Осваиваем понятийный аппарат кластерного подхода


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: