Последовательность вопросов

Конструирование анкеты

Итак, социолог создал программу изучения, выяснил назначение анкетных вопросов, скорректировал их с учетом вероятных трудностей восприятия респондентами. Возможно ли назвать анкетой оказавшийся комплект вопросов?

В словарях и учебниках анкетой именуют в первую очередь перечень вопросов, более того, упорядоченный перечень. Однако не содержится указаний, в соответствии, с чем направляться данный перечень упорядочить.

Вопросы, обращенные к респондентам, не изолированы — они звенья одной цепи, и как звенья, любой из них связан с прошлым и последующим. Анкета не механическая последовательность вопросов, каковые смогут размещаться в ней как угодно либо комфортно исследователю, а особенное целое. Она владеет собственными свойствами, не сводимыми к несложной сумме особенностей отдельных вопросов. В случае если разглядывать анкету с позиций исследователя, предполагающего проводить опрос, то она — средство сбора данных. В случае если же разглядеть ее в контексте массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения. В первом случае основное – собрать эти, взять определенный итог. Во втором – дать респондентам возможность вольно высказаться, обеспечить уровень качества результата.

Конечно же, на любой, с позиций опрощеных (и не только их), необычный и самый нелепый перечень вопросов смогут быть даны какие-то ответы определенной частью людей. Но что эти ответы будут отражать и кого представлять?

В случае если изучение, — а нужно полагать, что именно к этому и пытается социолог — предполагает опрос опредроблённых лиц, то нужно, дабы эти лица по возможности, во-первых, принимали участие в опросе, а во-вторых, отвечали честно, пристально, самостоятельно, детально. В данной связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит об особенной «драматургии опроса», включающей, например, раскрытие возможностей социолога произвести на опрощеных хорошее чувство, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность респондентов в собственных силах, не разрешить им заскучать и тем самым вынудить отвечать честно и с удовольствием. Исходя из этого анкетапо мнению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это указывает, что анкета обязана осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

Так, упорядоченным должен быть не только перечень вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но перечень, что будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Помимо этого, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов либо осуществляющие контроль их, но и вопросы, разрешающие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, содействовать снятию напряжения, усталости и скуки, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета — это перечень вопросов, предлагаемый всем респонденв том месте в аналогичной форме и адаптированный к условиям массового общения.

Процесс адаптации обращенных к респондентам вопросов к нужному наряду с этим общению и будет именоваться конструированием анкеты.

В задачи конструирования входит: создать и поддержать кооперативную установку у респондентов; вселить в опрощеных уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать чувство о возможности давать каждые, самые неожиданные и откровенные ответы; высвободить ответы опрощеных от действия постоянный интерес к работе с анкетой. Нетрудно подметить, что ответ многих задач достигается кроме этого за счет особой работы над инструкцией анкетеру, при коррекции отдельных тяжёлых, тенденциозных либо щекотливых вопросов, подготовкой места и выбором времени опроса и т. п. Это не отменяет необходимости решать названные задачи при конструировании анкеты, потому, что разнообразные препятствия на пути общения социолога с респондентами смогут быть преодолены лишь разными приемами, разрешающими социологу деятельно строить собственные отношения с респондентами, а не ожидать, пока они как-то устроятся сами по себе.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ

Первоначально перечень скорректированных вопросов воспроизводит логику исследователя, содержащуюся в программе. Это событие может значительно затруднять процесс общения, поскольку очевидной делается тенденциозность изучения. Помимо этого, появляются и трудности иного рода.

Участие в опросе представляет собой для респондента достаточно необыкновенный вид деятельности. К ней не все смогут готовься в силу разнообразных обстоятельств. В случае если сходу обрушить на участников опроса важные и ответственные вопросы, многие смогут отказаться, потому, что не готовься к ответу. Исходя из этого приходится, как бы вводить людей в курс дела, производить у них кое-какие навыки заполнения анкеты, для чего в начале задаются более простые вопросы. Отвечая на них, респонденты неспешно осваиваются с заданием.

Правило воронки.

Подготовка респондента к самые важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов самые простых, каковые неспешно усложняются. Переход от несложных к непростым вопросам стал называться правила воронки. Его применение разрешает респондентам неспешно выработать уверенность в собственной способности выступать в таковой роли. В середине анкеты находятся самые важные с позиций изучения и тяжёлые для опрощеных вопросы. Тут же задаются вопросы, носящие самый явный тенденциозный либо щекотливый темперамент: факт сопряженности разных ответов разрешает сохранять надежду, что в случае если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали вольно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с этими вопросами — кульминационный момент в анкете. По окончании него, в случае если учесть спад интереса и возможную усталость респондента, ставятся самые простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

Эффект излучения. Принцип размещения вопросов по мере нарастания их сложности, а после этого убывания не лишен и определенных недочётов. Он не только предсчитает, что респонденты в собственных рассуждениях о предмете опроса будут придерживаться той же совокупности координат, что и социолог, но и не учитывает, что любой вопрос воспринимается не сам по себе, не изолированно, а в контексте с другими. Так, признать, что ответы на простые вопросы помогают лишь получению ответов и для респондента выясняются методом разминки,— значит существенно упростить процесс работы с анкетой.

В то время, когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента появляется выясненная установка, в соответствии с которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов именуется эффектом излучения либо эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (либо вопросы) направляют движение мыслей опрощеных в определенное русло, создают мини-совокупность координат, в рамках которой формулируется либо выбирается в полной мере определенный ответ.

Так, в случае если низкооплачиваемому рабочему задать вопрос: «Собираетесь ли Вы в скором будущем уволиться с данного предприятия?» по окончании вопроса о зарплате, возможность положительного ответа увеличивается. А вдруг тот же самый вопрос поставить по окончании выяснения, возможностей роста заработной плата, возрастает возможность получить отрицательный ответ. Предполагать же, что действительные намерения человека претерпели тут трансформации нет оснований. Следовательно, расхождения обусловлены не различными внутренними состояниями, а различной последовательностью вопросов.

Совсем явной выясняется связь ответа на первый вопрос с ответом на второй в таком примере: «Если бы Вам внесли предложение приобретать сумму, равную Вашему теперешнему доходу, но не трудиться, то Вы бы предпочли:

— трудиться столько же времени в сутки, что и по сей день

— трудиться, но намного меньше (_____) часов в сутки

— не трудиться совсем

— затрудняюсь ответить

«Как Вы относитесь к собственной работе?»

— мне весьма нравится моя работа

— нравится

— равнодушна

— не нравится

— мне весьма не нравится моя работа

— затрудняюсь ответить

Выбор тех либо иных ответов на второй вопрос уже большой мере выяснен ответами на первый: в случае если, скажем, респондент по каким-либо обстоятельствам предпочтет трудиться, но намного меньше, то в следующем вопросе он отметит скорее третий либо четвертый ответ. Но данный выбор будет отражать уже не столько отношение работе, самооценка которой и без того дело достаточно тяжёлое, сколько собственный чувство о том, что раз он согласился, что желает трудиться меньше, то уж, по всей видимости, ему вряд весьма нравится его работа.

Факт сопряженности ответов на различные вопросы учитывается при составлении анкеты. Для этого вводятся буферные вопросы. Величину влияния одного ответа на другой разглядывали, в личности, Дж. его коллеги и Бишоп в связи с изучением политической информированности. Сперва респондентам задавали вопрос-тест о политической информированности («Накличьте…»). После этого в течение десяти мин. интервьюер беседовал с респондентом на разные темы, не относящиеся к первому вопросу (работа муниципального транспорта, обучение детей и т. п.). Данный разговор был предпринят чтобы дать респонденту возможность забыть собственный ответ, отвлечь от него. Напоследок просили оценить собственный интерес к политике.

Найдено, что признание в неинформированности, не обращая внимания на попытки отвлечь опрашиваемого, очень сильно влияли на самооценку интереса к политике.

Так, влияние первого негативного ответа на последний, кроме этого негативный, обусловлено не только тем, что респондент сам начинает сознавать собственную неинформированность и незаинтересованность, но и тем, что рассказать о собственной неинформированности интервьюеру. Он желает смотреться в его глазах достаточно последовательным, что и вынуждает давать отрицательный ответ кроме этого и на последний вопрос.

До тех пор пока возможно только предполагать, что в опосредованном общении посредством печатного текста ответ на любой вопрос воспринимается как более изолированный акт, чем в ярком общении с интервьюером. При заполнении анкеты у респондента нет таковой необходимости поддерживать собственный образ у партнера по общению, как на протяжении интервью, и сопряженный темперамент ответов, быть может, тут выражен не сильный. Сообщённое, но, испытывает недостаток в тщательном изучении.

Так или иначе, но любой ответ формулируется в опредроблённой «совокупности координат», которая создается не только самим вопросом, но и предшествующими, всей ситуацией и анкетой опроса в целом. Что же касается «результата излучения», то в случае если мини-совокупность координат, сложившаяся в одном вопросе, приложима и к последующим, то она закрепляется. Респонденты переносят ее на другие вопросы, что подвергает ответы бесконтрольному влиянию. Эти ответы начинают соответствовать не только (а быть может, и не столько) содержанию данного вопроса, но и предшествующего. Так, в случае если у респондента задать вопрос, в то время, когда он просматривал художественную литературу, а за этим сходу постараться определить о любимых занятиях в свободное время, то «литература» — это первое, что станет предметом размышлений. Такая подсказка влечет трансформации в ответах о любимых занятиях в часы досуга, если сравнивать с ответами, взятыми в условиях, в то время, когда подобный вопрос не предшествовал, а следовал за вопросом о досуге.

Неспециализированные и частные вопросы.

Правило воронки предполагает, что анкета начинается с самые общих вопросов и только неспешно они конкретизируются, что разрешает неспешно вводить респондента в обстановку опроса. Таковой путь в полной мере оправдан. Но, избрав его, социолог должен иметь в виду следующее событие. Респондент в один момент с навыками работы получает и уже упомянутую мини-совокупность координат. Так, например, стало известно, что неспециализированное ответ не всегда предполагает конкретное, тогда как последнее очень сильно воздействует на неспециализированное (люди охотнее обобщают частности, чем занимаются дедукцией).

Это взаимовлияние неспециализированных и частных вопросов специально исследовалось в опыте С. Г. Макфарланда. Оказалось, что неспециализированные вопросы-самооценки об интересе к религии и политике, поставленные до и по окончании частных вопросов о политическом и религиозном поведении респондентов, собрали неравное количество «голосов». Во втором случае респонденты заявляли о собственном интересе значительно чаще. Одновременно с этим неспециализированные оценки экономической и энергетической обстановки появились в очень незначительной степени подверженными действию постановки частных вопросов о источниках и доходах энергии респондента до либо по окончании них. Это дает основание высказать предположение, что неспециализированные и частные вопросы воздействуют друг на друга неоднозначно. Распределение ответов на неспециализированные вопросы зависит от предшествующей постановки частного вопроса на ту же тему посильнее, чем напротив. Помимо этого, эта зависимость обусловлена кроме этого и содержанием обсуждаемого явления.

Использование вопросов-фильтров. Назначение фильтров в том и состоит, дабы оказывать это влияние. Но такие вопросы являются не чисто механическую преграду для определенных групп опрощеных. Они делают собственные функции более либо менее удачно в зависимости от того, как респонденты их осмысливают, как относятся к наличию той характеристики, на обнаружение которой фильтры нацелены. Так, к примеру, в методическом изучении вопрос-фильтр о самооценке интереса респондента к предвыборной кампании задавался до и по окончании вопроса о значении выборов. Во втором случае опрощеных, склонных вычислять себя «весьма заинтересованными», выяснилось значительно больше. Изменение размещения фильтра сказалось в основном на ответах наименее информированных опрощеных.

Применение фильтров ведет к пропускам ответов. Вызываются эти пропуски не только сознательным переходом части опрощеных к вопросам, на каковые они смогут ответить, минуя не относящиеся к ним, но и некоторыми вторыми факторами. Так, к примеру, стало известно, что использование серии фильтрующих вопросов («В случае если у Вас высшее образование, то…?», «В случае если у Вас высшее гуманитарное образование, то…?» «В случае если у Вас высшее гуманитарное образование и Вы проходили практику в школе , то…?») не смотря на то, что и есть весьма удобным для социолога методом размещения вопросов, очень усложняет восприятие анкеты респондентами. Время от времени оно ведет к так значительному числу пропущенных ответов, что все изучение оказывается на грани.

Урок 9 — Последовательность вопросов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: