Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций

Существует узнаваемый парадокс: чем больше мы знаем, тем шире область непознаваемого. Наука ни при каких обстоятельствах не стремилась перевоплотить собственные знания в догмы и постоянно исходила из установки, что каждая научная теория, какой бы неопровержимой она ни казалась, возможно поменяна в связи с изучением еще непознанных явлений. Современная наука углубилась в область познания микро- и мегамира, достигла таких границ, каковые требуют расширения области рационального мировосприятия общепризнанных явлений. Задача современной науки — поспеть за радикально изменяющейся социокультурной действительностью и стать значимой для нее методом применения собственной прогностической функции.

Являясь сложноорганизованным объектом, современная наука предполагает как разделение, так и интеграцию различных научных дисциплин. Исходя из этого одно из ответственных изменений мировоззренческих ориентаций современной науки — направленность на целостное обобщение имеющейся совокупности многообразных областей знания. Наука направлена на глубинное постижение объективного мира, исходя из этого ответственной мировоззренческой ориентацией остается рвение к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя непротиворечивое объяснение многообразных явлений действительности, среди них и паранаучных. Узкоспециализированный подход важен только в синтезе научных знаний.

Наука разделяется на науку переднего края, опирающуюся на гипотезы и сенсационные открытия, и отвлечённую, «нормальную» науку, развивающуюся на принятых основоположениях. Существует кроме этого разделение науки на официальную и «народную», т.е. этнонауку, имеющую собственными корнями особенность своеобразного мировосприятия этноса, его традиций и обычаев. Она транслируется, в большинстве случаев, от наставника к ученику в бесписьменной форме, связана с рецепторными предписаниями, знанием знахарей, целителей и пр. Говорят о науке восточной в противовес науке западной, о науке классического примера, центром которой являются совершенства детерминизма, и науке, учитывающей индетерминистские статистические закономерности и факторы. Бессчётные образы науки рождают своеобразную мировоззренческую ориентацию современного человека, предполагающую опору на построение и плюрализм других сценариев вероятного развития. Мысль плюрализма занимает достаточно видное место среди мировоззренческих ориентаций современной постнеклассической стадии развития науки.

Серьёзной мировоззренческой ориентацией современной науки делается установка на ее парадигмальный темперамент. Так, для мировоззренческих ориентаций науки хорошего типа, царившей в XVII-XVIII вв., была характерна норма социокультурной автономии научного знания, которая диктовала требования максимальных ограничений и ограждений науки от влияния культуры. Автономия науки диктовала полную независимость науки от многообразия социокультурных факторов. Она предполагала кроме этого выработку некоего универсального научного стандарта — хорошего идеала научности. В большинстве случаев, в качестве такового выделялись или математика с ее аксиоматическим-дедуктивным способом, или физика с ее механико-экспериментальным способом. Для мировоззренческих ориентаций современной, постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии и принятие идеи социокультурной обусловленности науки. Однако новой чертой оказывается тенденция опровержения традиции инновацией, т.е. абсолютизация значимости нового. Идеалом постнеклассической стадии науки есть междисциплинарный подход синергетики, объединяющий строгие математические и физические модели постижения действительности с наукой об обществе. Мир предстает как неравновесная, динамическая, сложнорегулируемая совокупность, из этого появляются ориентации, подчиненные идее становления и нестационарности развития. Социальная действительность предстает как во многом зависимая от деятельности человечества. Это нацеливает на учет феномена особой роли и обратной связи активности субъекта в познании. Сам субъект познания мыслится как коллектив, складывающийся из экспертов различных дисциплинарных областей.

Современные мировоззренческие установки, опираясь на развитие квантовой физики, релятивистской космологии, и генетики, предполагают переосмысление и новый взгляд таких категорий, как случайность и необходимость, обстоятельство и следствие, целое и часть. Современная наука демонстрирует несводимость состояния целого к сумме состояний его частей. Причинность мыслится как совокупность вероятностных сотрудничеств, а случай определяется как «Его Величество случай!». Современная наука ведет к переосмыслению значения опыта как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов. Принципиально изменяется стратегия экспериментирования. Применительно к развивающимся нестабильным совокупностям эксперимент, основанный на энергетическом сотрудничестве с таковой совокупностью, не разрешит воспроизвести одинаковые ее состояния. Необратимость процессов развития не снабжает вероятности воссоздания начальных состояний совокупности до ее участия в опыте. Особенную роль получает экспериментирование при помощи ЭВМ, разрешающее вычислить разнообразие возможных состояний и структур, каковые может породить эта совокупность.

Изменение мировоззренческих ориентаций происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплексов, в функционирование которых включен сам человек, т.е. «человекоразмерных» совокупностей. К их числу относят медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, генной инженерии, совокупности «человек — машина», сложные информационные комплексы, совокупности ИИ. Изучение этих объектов показывает огромную роль гуманистических ценностей и принципов, поскольку преобразование «человекоразмерных» совокупностей сталкивается с огромным числом ограничений и запретов. Недопустимы стратегии, возможно содержащие в себе катастрофические последствия. Это обусловливает формирование мировоззренческой установки, которая связана с требованием личностной социокультурной направленности научного познания. В определении приоритетов научного изучения огромное место в собственности экономическим и социально-позадачам и литическим целям.

Мировоззренческие ориентации, рожденные современной наукой, не отличаются однозначностью и простотой, они нацелены на динамичное восприятие мира. Утвердившаяся в науке концепция глобального эволюционизма предписывает воспринимать реальность и с позиций системности, и с позиций эволюционирования объектов любого рода. Универсальность процессов эволюции распространяется на огромное многообразие процессов, происходящих в окружающем мире, — от неорганической материи до органических и социальных совокупностей. Выбор эволюционно пригодных состояний идет в направлении от наименее вероятностного к самоё вероятностному, в ситуации, в то время, когда из всего мыслимо вероятного отбирается самый адаптивно вероятное.

Все неравновесные динамические совокупности в природе разделяются на консервативные и диссипативные. Консервативная совокупность связана с принципиальным свойством сохранения, которое говорит о существовании некоей базы либо субстанции, существующей неизменно, не обращая внимания на многообразные обменные процессы, происходящие между совокупностью, ее частями и внешней средой. Консервативные совокупности сохраняют качество перманентности. Примером осмысления для того чтобы рода систем смогут быть как воззрения древних, к примеру Фалеса о первоначале воды либо Платона о порождающей мощи идей, так и теоретические аналоги, содержащиеся в хорошей механике Ньютона (его три закона, свидетельствующие о постоянстве сотрудничеств, сил ускорения, противодействия, земного притяжения). Но классическая механика создавала представления о совокупностях, каковые являлись консервативными и одновременно необратимыми во времени. Уровень качества необратимости есть главным для диссипативных совокупностей, подразумевающих исчерпание дешёвой энергии, в связи с чем в физике диссипация расценивалась как некая деградация. В биологии же, напротив, в силу очевидности процессов эволюции необратимость мыслилась как возрастание сложности. Сейчас к диссипативным совокупностям относят широкую совокупность совокупностей, среди них и саму жизнь. Для описания поведения таких совокупностей используются такие факторы, как температура, давление, концентрация, скорость. Состояние диссипативных совокупностей не имеет возможности различаться инвариантностью, а чередование событий будет необратимым.

Но убеждение, что и постоянство (сохранение), и изменаправляться;нение (неустойчивость) имеется наиболее значимые характеристики миростроения, пронизывало все философские совокупности. Исходя из этого правомерен вывод: современные мировоззренческие ориентации являются конкретно-историческое единство философско-мировоззренческих правил постижения вправдусти и направлены на постижение мира с позиций объективности, всесторонности, взаимосвязи и развития явлений. В современной науке сохраняет главное положение мировоззренческая установка на объективность восвоспроизведения и приятия явлений в ходе изучения. Вместе с тем она дополняется нацеленностью на эффективность ответа практических неприятностей, полезность знания и инструментальную пригодность. Сохраняет собственную значимость мысль исторической изменчивости знания, которая, со своей стороны, дополняется социокультурными сокровищами, задающими комплект ограничений формированию науки. Наука не может быть вне и над культурой — она пребывает в исторически определенном культурном контексте. В современных мировоззренческих ориентациях, как отмечают ученые, особенное значение покупают ценностно-целевые структуры.

Ответственное место среди современных мировоззренческих ориентаций занимает мысль коэволюции, т.е. согласованного развития природных процессов и целесообразной людской деятельности. Отношения с природой требуют снятия и диалога тех рисков и напряжения, которое формирует техногенная цивилизация.

Совокупные успехи современной науки внедряют в мировоззрение современника идею необратимости, нелинейности развития, идею альтернативности, вариабельности и сценарного подхода. Механизм бифуркации, т. е. неединственности продолжения развития, сочетается с принципом саморегуляции. Значимым выясняется принцип корпоративных эффектов. Весьма многие современные мировоззренческие правила взяли признание благодаря распространению синергетики как теории самоорганизации. Ее междисциплинарная природа разрешает обогатить мировоззрение современника как выводами из области естественнонаучного знания, так и установками, порожденными современными гуманитарными науками. Современная стадия развития науки снабжает происхождение новых мировоззренческих установок, каковые несут в себе новые гуманиответы и тарные смыслы на вызовы исторического развития. Современная наука включает в себя ориентиры космопланетарного мышления. Мировоззрение современника должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на сочетание достижений техногенной цивилизации и классических типов общества, Запада и культур Востока. Синтез восточного и западного мировидения обусловливает новое уровень качества мировоззренческих ориентаций.

Научно-технический прогресс влечет за собой необходимость трансформации типов коммуникации, образа судьбы, ускоряющееся изменение природной среды и среды обитания человека. Научно-технический взор на мир, абсолютизация рационалистических приоритетов, направленность на активное преобразование мира выявляет приоритеты сугубо технологического стиля мышления, в то время, когда субъект деятельности пытается дать четкий ответ на вопрос, как достигнуть того либо иного эффекта. Особенное место в собственности процессам информатизации и «интернетизации». Интернет превратился в массовую, доступную всем действительность, которая неизбежно рождает новые мировоззренческие установки. Создание информации, ее обработка и функционирование становятся фундаментальным источником развития современности, силой, преобразующей все главные сферы жизнедеятельности людей.

Современная наука — сверхсложный и динамичный фактор публичного развития. Наука делает открытия, рождает теории и новые гипотезы, совершенствует технологии и методы, увеличивает темпы НТП, рождая мировоззренческие установки, каковые обычно включают в себя оппозиционные ориентиры. Они характеризуются амбивалентностью.

Так, приоритеты целостности и междисциплинарности сталкиваются с признанием полицентричности, углубленной дифференциации и узкой специализации; антропологический поворот к человеку и социокультурная обусловленность познания сочетается с принципом стохастичности, неопределенности развития, в то время, когда человек рассматривается как одна из географических сил, наровне с другими; требования коэволюции и саморегуляции наталкиваются на несоответствия техногенной цивилизации, угрозы и риски экологической трагедии; установка на общества и самоидентификацию личности сталкивается с принципиальной мозаичностью, фрагментарностью и эклектичностью повседневного бытия и унификацией массовой культуры; творчество заменяется симуляцией, самореализация — отчуждением.

Нанотехнологии: О дивный новый мир. образование и Наука


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: