Постструктурализм и его основные идеи. концепция «смерти автора». понятие деконструкции.

Постструктурализм появляется в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные базы П заложили франц.философы Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз,Ж. Деррида. П-перемещение, вычисляющее претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания необоснованными. Знание одних только структур не дает полного понимания ист.событий. Нужно знание того, что лежит за пределами всякой стр-ры — контекст, личные особ-сти автора. броский представитель — социолог и французский философ Мишель Фуко (1926-1984). Согласно их точке зрения, структуралисты переоценили самодостаточность структур, покинули за пределами анализа контекст, диалогичность и личные изюминки человека, от проявления которых частенько зависят результаты и направление развития истории. В литературоведении постструктурализм проявился в форме перемещения «деконструкции» — особого способа критики текста (создатель — философ и французский лингвист Жак Деррида).

Объекты полемики структурализма и постстр-зма:
1)опровержение целостности субъекта
2)теория знаков
3)понятие стр-ры
4)коммуникативность лит-ры
Для постструктур-тов хар-на власть языка над человеч.сознанием.
Предшественники-франц.символизм.
Читатель стан-ся производителем смысла, находится в позиции со-творца!(Ерофеев «Москва-Петушки»)
На смену структуры,порядка приходят понятия игры,случайности,фрагментарности.
Осн.черты постструктурализма:

1. Характерно внимание к проблемам текстологического замысла. К-ра понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной. Он усматривает в этом порок, характерный всей предшествующей философии (первичность логоса — в один момент как слова и закона).

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на базе вторых, уже созданных текстов. Те, со своей стороны, создаются на базе существовавших ранее текстов. Т.обр., к-ра предстаёт как нескончаемый и бесконечный текст. Текст получает самостоятельный смысл и самодовлеющее значение, хороший от того, что имел в виду создатель. Наряду с этим и сам создатель теряется где-то в прошлом. Так что текст делается независимым и неизвестным.
В постструктурализме познание сводится к истолкованию и пониманию текстов. Потому, что любой истолковывает текст по-своему, то провозглашается плюрализм людских истин, относительный хар-р отечественных знаний.

2. Характерной чертой явл-ся негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, к-ра — объявляются сейчас несостоятельным и неизвестным. Всё преобразовывается в слова, рассуждения и тексты, каковые возможно трактовать, осознавать, но на каковые нельзя опереться в познании и практической деят-сти.

3. Происходит отказ от понятия прогресс в культурной жизни и познании. Понятие прогресса заменяется понятием роста либо распространения, образно выраженном в термине ризома.

Ризома — это хаотичное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности. Как раз ризома, является основным образом современной к-ры, с её отрицанием упорядоченности, синхронности, регулярности, системности.

4. Отказ от метода мышления при помощи оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление большого и низкого, массового и элитарного в к-ре. Стирается чёткая граница между формами и разными уровнями к-ры. Исчезает и оппозиция центр — периферия, что свидетельствует потерю центрального положения Запада как классического ядра современной к-ры.

5. Характерно стирание пространст-х и временных границ, внимание к прошлому, подражание ветхим стилям.

Концепция смерти автора была провозглашена в 1968 г. Р. Бартом в эссе «Смерть автора». Б.говорит, что в произведении говорит не создатель, а язык, и исходя из этого читатель слышит голос не автора, а текста, организованного в соответствии с правилами опред. времени и опред. к-ры.
Традиц-й критерий смысла в лит-ре-авторское намерение.Принято вычислять,что суть текста-это то,что желал сообщить создатель.
На место автора, как организующего и растолковывающего принципа л-ры,Барт ставит безлично безымянный язык,кот-й утвержд-ся в кач-ве исключит.мат-ла.
Создатель уступает сценам: тексту,письму,скрипту(предст-т субъекта только в грамм.-лингвистич.смысле).
Субъект высказывания не предсущест-т акту высказыв-я,он образуется вместе с ним тут и по сей день. Письмо не имеет возможности воображать либо изображать ничего для того чтобы,что существовало бы до акта письма.Лишенный исходной точки текст оказ-ся соткан из цитат.
Местом образования ед-ва текста стан-ся не создатель, а чит-ль, назначение, а не происхождение текста.
Чит-ль кроме этого отожд-ся с опред.функцией.
Смерть автора влечет за собой полисемию текста,выдвижение на первый замысел читателя,не виданного доселе свободу комментария.
В базе данной концепции:смешение автора в биографич.значении и автора-творца. Сознание чит-ля уподобляется тексту.
На более поздних этапах Барт предприним-т попытку теоретически опровергнуть личность не только автора,но и чит-ля.
Худ.практикой этих теорий явл.лит-ра постмодер-зма.В ней отразилось разочарование в хар-ном для нового времени культе индивидуалистической личности.

Фильм Жижек!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: