Поведенческие теории личности (б. скиннер, дж. роттер, а. бандура).

два направления данной теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено бихевиористами Дж. Уотсоном и Б.Скиннером. Социальное направление — А. Бандура и Дж. Роттер.

В обоих направлениях – окружающяя среда есть источником развития личности. В личности нет ничего от генетического либо психотерапевтического наследования. Личность – продукт научения, ее свойства – социальные навыки и поведенческие рефлексы. Согласно точки зрения бихевиористов, по заказу возможно организовать любую личность – преступника, труженика, ученого, живописца и т.д. Эмоциональные особенности личности вырабатываются по Уотсону так же как и процесс слюноотделения. Б. Скиннер изобрел теорию оперантного научения. Оперант – любое изменение среды в следствии моторного акта. Человек пытается выполнять операнты, за которыми направляться подкрепление и избегать оперантов, влекущих наказание, тем самым формируются социальные навыки.

Согласно точки зрения А.Бандуры, для создания личности играют роль не только внешние, но и внутренние факторы (ожидание, цель, значимость). Внутренние факторы снабжают саморегуляцию поведения. Они действуют по своим особенным законам, не смотря на то, что и появились в следствии прошлого опыта. Дж. Роттер ввел понятие «поведенческий потенциал», складывающийся из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного доступности и поведения данного подкрепления.

Человек всецело лишен свободы воли. Целый его внутренний мир — объективное отражение окружающей среды. Отечественное поведение и имеется личность. Никакого «фасада» нет.

Валидная иерархия подкреплений: а) пищевое, б) активностное (восприятие занимательной информации), манипулятивное (личные действия), в) поссесиональное (обозначение собственности, идентификация), г) социальное (похвала).

В соответствии с А. Бандуре в личности имеется три блока, основной – самоэффективность, основана на конструкте «могу – не могу». В случае если принято решение «не могу», то кроме того при наличии возможностей, личность ни при каких обстоятельствах не достигнет результата. И напротив, ответ «могу» активизирует резервные силы личности, интеллектуальные ресурсы мозга, физические силы организма не исполнение задачи. Внешний и внутренний локус контроля.

48.Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).

49.Теория черт личности Р. Кеттелла, Г. Айзенка.

самые популярные факторные теории личности созданы Кэттеллом, Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические изучения индивид, различий личности.

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из теории линия и построения на их базе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (линии описывается как ментальная структура, несущая ответственность за замечаемое поведение, его согласованность и регулярность).

Личность – это совокупность линия, разрешающая угадать действия человека в данной обстановке. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психотерапевтических изучений личности есть установление законов, по которым люди ведут себя в обычных социальных обстановках.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, снаружи переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в базе поверхностных поведенческих линия, более стабильны, серьёзны, дают глубокую оценку поведения и определяются лишь способом факторного анализа. Каждая изолированная черта есть совокупным продуктом наследственности и факторов среды, но с преобладанием одной из сторон (черты, формируемые средой и конституциональные черты).

По функциональному показателю Кэттелл разделяет черты на динамические, снабжающие активность в достижении цели, черты-свойства, обусловливающие эффективность успехи цели; темпераментальные, которые связаны с конституциональным причиной, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к ролям и состояниям.

Кэттелл обосновал совокупность (источники) получения информации о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, свойств и др. линия он внес предложение спецификационное уравнение для интегральной оценки личности Прогнозирование поведения личности в прикладном замысле достигается совмещением профиля линия и профиля индексов психотерапевтической обстановке.

Кеттелл выяснил шестнадцать параметров, по которым возможно оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – наглость, сообразительность – бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты разрешают выстроить профиль его личности в соответствии со особенностями, каковые он показал.

Теория Г.Ю.Айзенка выстроена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических особенностей (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам неспециализированного уровня иерархич. организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально замечаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, что при изучении личности кроме этого применял способы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, и учитывал роль наследственности.

Значительным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, разрешившая максимально выделять конкретные критериальные группы показателей, к примеру дифференцировать контингента по нейротизму. не меньше серьёзным концептуальным положением Айзенка есть мысль о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности независимой нервной совокупности, прочности и скорости условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как базе личных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к происхождению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной свойством к формированию условных автономной реактивности и реакций, чаще вторых склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение результат научения, в базе которого лежат реакции тревоги и страха.

Полагая, что несовершенство психиатрии, заключений связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк создал для данной цели опросники и соответственно скорректировал способы лечения в психоневрологии. Айзенк пробовал выяснить личностные черты человека по двум главным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость либо открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Коротко. Бихевиоризм в социальной психологии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: