Поведение личности и социальный контроль.

Социальная судьба человека регулируется правилами и нормами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с обстановкой.

Нормы, которым мы следуем в отечественных действиях, придают социальному миру предсказуемость и регулярность. Не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди отклоняются от норм.

Отклонение (девиация) — обширно распространенная модель поведения наровне с следованием нормам — конформизмом. девиация и Конформизм, во-первых, — относительные понятия, т.к. социальные нормы непостоянны во времени и в культурном пространстве разных сообществ; во-вторых, и конформизм, и девиация смогут иметь как хорошие, так и негативные последствия для личности и для общества.

Девиация (отклонение) — несоответствие имеющейся норме либо комплекту норм, принятых большой частью людей в группе либо обществе. Ни в одном обществе нереально совершить линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им направляться. Большая часть из нас нарушает общепринятые правила поведения. Снаружи обычная судьба может одновременно с этим сочетаться с тайными очень отклоняющимися действиями. Отклонение бывает не только личным, но и групповым.

Обстоятельства конформного поведения: привычка, сложившаяся в ходе социализации; сознательная уверенность в том, что конформное поведение действительно; ужас перед негативными санкциями за нарушение норм; ориентация на конформное поведение авторитетных субъектов.

Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности. Санкция — каждая реакция со стороны остальных на поведение индивида либо группы, цель данной реакции — обеспечивать исполнение данной социальной нормы. Санкции бывают хорошими (поощрение за конформность) либо негативными (наказание за неконформное поведение).

Санкции смогут быть формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место в том месте, где существует несколько либо организация, задачей которой есть гарантированное соблюдение норм. Большая часть типов формальных санкций в современных обществах связано с совокупностью наказаний, представленной тюрьмами и судами. Хороших формальных санкций существует мало: национальные призы, поощрения управления формальных организаций. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность. Хорошие неформальные санкции смогут выражаться в похвале, одобрительной ухмылке. Негативные неформальные санкции в большинстве случаев выражаются как оскорбительный тон, ругань либо выговор, демонстративное игнорирование индивида.

Отклонения различаются в зависимости от характера норм, от которых отклоняются люди. Отклонения от моральных норм принято именовать безнравственным поведением. Отклонения от религиозных норм именуют грехом. Отклонения от правовых норм принято именовать делинквентным поведением.

Существует пара главных теорий, растолковывающих обстоятельства девиации. Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения обстоятельств отклонений. Они дополняют друг друга.

Биологические теории девиации.

Обстоятельствами девиации являются физические изюминки индивидов.

Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо заключил, что кое-какие люди рождаются с преступными наклонностями, и они относятся к более примитивному людской типу. Преступные типы смогут быть выяснены по форме черепа.

криминолог и Американский социолог Вильям Г. Шелдон выделил три физических типа человека: человек субтильного телосложения (эктоморф); человек более полной комплекции (эндоморф) и мускулистый, деятельный тип (мезоморф). Мезоморф, по предположению Шелдона, скорее может стать преступником.

Делались попытки связать криминальные наклонности с определенным комплектом хромосом в генетическом коде. Выдвигались предположения, что среди преступников, в особенности виновных в тяжёлых правонарушениях, непропорционально высока часть людей с добавочной У-хромосомой. Но при последующих изучениях эти догадки не нашли подтверждения.

Психотерапевтические теории девиации.

В соответствии с Фрейду, обстоятельствами девиаций являются внутриличностные конфликты сознательного и бессознательного. Большая часть отечественных моральных качеств происходят из самоограничений, которым мы обучаемся в раннем детстве. У некоей части людей начинается «безнравственная», либо психопатическая личность.

Социологические теории девиации.

Теория аномии Э. Дюркгейма.

Социальные нормы в обществе, считает французский социолог, будут в состоянии постоянного трансформации. Девиация происходит благодаря нарушения либо отсутствия ясных социальных норм. Социальные нормы взаимосвязаны и ослабление одной нормативной совокупности ведет к ослаблению всех социальных норм.

Теория дифференцированной ассоциации Эдвина Сазерленда.

Обстоятельством девиации являются конфликты между нормами господствующей культуры и субкультуры. В обществе множество субкультур, кое-какие социальные сообщества поощряют отклонения от норм, а другие — нет. Индивид отклоняется от норм, объединяя себя с теми людьми, каковые являются носителями отклонений от норм. Отклонения усваиваются в основном в первичных группах; в частности, детьми — в группах сверстников. Отклонения усваиваются в группах кроме этого, как и конформизм.

Теория аномии Р.Мертона.

Девиация увеличивается, в то время, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре социальными способами и целями их успехи. Особенно благоприятны для отклонений условия аномии. Аномия — напряженность, появляющаяся в поведении индивида в ситуации, в то время, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной действительностью.

В американском обществе общепринятые сокровища ориентируют человека на продвижение вперед, на «делание денег», т.е. на материальный успех. В качестве средств с целью достижения данной цели предполагаются интенсивная работа и самодисциплина. Считается, что люди, трудящиеся вправду интенсивно, должны добиться успеха независимо от собственной начальной позиции в жизни. В конечном итоге это не верно, потому, что большая часть людей, изначально находящихся в негативном положении, располагают ограниченными возможностями роста. В таковой ситуации появляется громадное искушение «продвинуться» любыми средствами, законными либо незаконными.

Мертон выделяет пять вероятных реакций на напряжение, появляющееся в связи с несоответствием между социально одобряемыми ограниченностью и ценностями средств их успехи.

1) «Конформисты» придерживаются общепринятых установленных средств и ценностей их реализации, наряду с этим не имеет значения, добились они успеха либо нет. В эту категорию попадает большая часть населения.

2) «Инноваторы» — те, кто придерживается социально принятых сокровищ, но применяют околозаконные либо незаконные средства для их успехи. Этот тип реакции характерен для преступников, достигших благосостояния посредством противозаконных действий.

3) «Ритуалисты» — те, кто продолжает следовать принятым стандартам, не смотря на то, что чувство смысла сокровищ, направлявших их действия, уже потеряно. Правила выполняются для них самих, без цели, как бы кроме воли. Ритуалисты, к примеру, люди, посвятившие себя изнурительной и скучной работе, без возможностей и с малым вознаграждением.

4) «Ретриатисты» — те, кто отвергает мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни главных сокровищ, ни разрешённых средств их успехи; к примеру, сектанты, изолирующие себя от общества.

5) «Мятежники» отвергают нормативные средства и существующие ценности, но деятельно хотят утвердить новые сокровища и преобразовать социальную совокупность. К данной категории относятся члены радикальных политических группировок.

Теория стигматизации (Говард Беккер, Френк Танненбаум и др.).

Девиация — собственного рода клеймо, которое группы, владеющие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. Отклонение — не комплект черт индивида либо группы, а процесс сотрудничества между людьми с людьми и отклонениями без отклонений. Чтобы выяснить природу отклонения, необходимо осознать в первую очередь, из-за чего на некоторых людей навешивают ярлык отклоняющихся. Те, кто воображает порядка и силы закона, или те, кто может навязывать собственные моральные установки вторым, выступают главным источником ярлыков. К примеру, в современном обществе правила, при помощи которых определяются отклонения, и условия, в то время, когда эти правила используются, устанавливаются богатыми для бедных, мужчинами для дам, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств.

Когда на человека навешивается ярлык, он уже заклеймен; наверное, окружающие его люди будут в будущем разглядывать его и относиться к нему как к не внушающему доверия. Индивид опять совершает отклонения, тем самым увеличивая разрыв с социальными нормами. Индивид принимает клеймо и принимает себя как девианта.

Любое общество, учитывающее интересы людей и разные ценности, должно отыскать место для тех индивидов либо групп, чьи действия не соответствуют нормам, выполняемым большинством. Люди, развивающие новые идеи в политике, науке, мастерстве или других областях людской деятельности, довольно часто воспринимаются враждебно и недоверчиво теми, кто направляться ортодоксальным правилам. Отклонение от господствующих норм требует решимости и мужества. Довольно часто оно имеет принципиальное значение для изменений, каковые после этого оказываются нужными для всех.

«Страшные отклонения» являются ценой, которую общество должно платить, предоставляя людям неконформистского поведения широкую свободу. В некоторых обществах, где имеется широкая гамма личных свобод и к отклоняющемуся поведению относятся терпимо (к примеру, в Голландии), уровень преступности низкий. Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией.Но избежать дезинтеграции вероятно лишь тогда, в то время, когда личные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не весьма громадны и у населения имеется шанс жить насыщенной и полноценной судьбой. В случае если свобода не сбалансирована равенством, и в случае если многие лишены возможности самореализации, отклоняющееся поведение принимает социально деструктивные формы.

Социальный контроль — одно из основных средств социальной регуляции поддержания и поведения людей порядка. Каждая социальная несколько, имеющая ценности и свои интересы, производит и собственные особенные нормы, направленные на защиту этих ценностей и интересов. Социальный контроль — нужный компонент жизнедеятельности любой настоящей социальной группы.

Главными видами социального контроля, каковые выработаны человечеством, являются традиции и обычаи, мораль, религия, право. В них выделяют две стороны: нормативную и институциональную. С нормативной стороны социальный контроль воплощается в совокупности норм, в которых отражаются требования субъектов контроля к поведению личности. Нормативная сторона очерчивает границы социального контроля, в которых действуют субъекты контроля.

С институциональной стороны социальный контроль воплощается в совокупности институтов (контроля и субъектов) агентов, каковые его реализовывают методом применения санкций. Формы социального контроля взаимосвязаны, во многих случаях «перекрещиваются», одна поддерживает и усиливает воздействие вторых.

Социальный контроль делает три наиболее значимые социальные функции: регулятивную — контроль есть одним из основных элементов социальной регуляции поведения людей; охранительную — контроль содействует сохранению общезначимых сокровищ; стабилизирующую — обеспечивается единообразное поведение людей в сходных обстановках, контроль содействует предсказуемости поведения и социальному порядку.

Социальный контроль выступает в качестве механизма социального наследования, оказывает помощь осуществлять без значительных отклонений трансляцию социального опыта от поколения к поколению, т.е. помогает для общества тем же, чем генетический аппарат для живого организма.

В развитии общества социальный контроль играется консервативную роль — содействует сохранению ветхого, устоявшегося, привычного. Цель социального контроля — обеспечить конформное, либо нормативное, поведение индивидов. Для социального контроля мотивы следования норме равнодушны.

Все виды социального контроля владеют определенной спецификой и имеют кое-какие неспециализированные черты. Специфика содержится в основном в характере университетов санкций и социального контроля. Общность определяется изюминками нормативной совокупности как такой: во-первых, все социальные нормы характеризуются неспециализированными особенностями; во-вторых, многие нормы различных форм социального контроля совпадают по содержанию.

Существуют три главные формы реализации социальных норм: применение, выполнение, соблюдение.

1. Применение нормы содержится в осуществлении (либо неосуществлении) субъективных прав, предоставляемых нормой. Человек может вступить (либо не вступить) в политическую партию, тем самым он волен применять (либо не применять) собственный право на участие в публичных объединениях.

2. Выполнение нормы пребывает в осуществлении субъектом обязанностей, возлагаемых на него нормой. К примеру, наемный работник обязан делать условия договора либо коллективного контракта с работодателем.

3. Соблюдение нормы содержится в воздержании от действия, запрещенного нормой. К примеру, гражданин не получает, не хранит и не носит оружия, запрещенного законом.

Субъектами социального контроля являются агенты и социальные институты (индивиды). К университетам формального контроля относятся субъекты, осуществляющие контроль соблюдение формальных норм (организации и государственные учреждения, политические партии). Университеты неформального контроля — община, семья, дворовая компания. Довольно часто неформальный контроль существенно действеннее формального.

В области регулирования и социального контроля имеется принцип экономии права, правовой контроль обязан использоваться в том месте и тогда, где и в то время, когда не срабатывают другие формы контроля. Неформальный контроль существенно дешевле. Неформальный контроль основан на одобрении либо осуждении со стороны родственников, друзей, сотрудников, друзей, и со стороны публичного мнения, которое формируется на базе обычаев и традиций.

В Российской Федерации одной из основных форм организации социальной судьбе была община. Классическая сельская община осуществляла контроль все нюансы судьбы собственных участников: выбор невесты, методы ухаживания, способы разрешения спора и конфликта, выбор имени новорожденного и другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало публичное вывод, значительно чаще высказываемое ветшайшими участниками общины. В единую совокупность социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение церемоний и ритуалов, которые связаны с обрядами и традиционными праздниками (к примеру, бракосочетания, рождения ребенка, успехи зрелости, обручения, уборки урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое познание их необходимости.

Формальный контроль основан на одобрении либо осуждении со стороны официальных властей. Исторически он появился позднее неформального — во время зарождения сложных государств и обществ. В сложном обществе, в особенности в многомиллионной стране, все тяжелее поддерживать стабильность и порядок. Его реализовывают особые люди — агенты формального контроля. Это намерено обученные лица, приобретающие зарплату за исполнение контрольных функций. Они — носители особенных социальных ролей и статусов. К ним причисляют судей, полицейских, докторов-психиатров, социальных работников, особых чиновниковов церкви т. д.

Базой формального контроля выступают писаные нормы: инструкции, указы, распоряжения, законы. Социальный контроль все более выступает в институциональной форме. В большинстве случаев, университет, устанавливающий нормы, осуществляет контроль и их соблюдение. Это прямой контроль (государство осуществляет контроль соблюдение правовых норм, дворовая компания — групповых). Соблюдение одной и той же нормы может контролироваться различными университетами. В то время, когда один университет социального контроля осуществляет контроль соблюдение нормы, установленной вторым университетом — это косвенный контроль. При таком контроле используются санкции, характерные для данного осуществляющего контроль университета.

Все формы и виды социального контроля, рассмотренные выше, относятся к внешнему контролю, осуществляют контроль поведение индивида и используют санкции социальные группы (либо социальные университеты), в каковые он входит. Но человек может самостоятельно осуществлять контроль собственный поведение и «использовать» санкции к самому себе. Стыд, угрызения совести, чувство вины — примеры таких санкций. Данный тип социального контроля именуется внутренним контролем, либо самоконтролем.

Вопросы самоконтроля

1. Что такое «социализация личности»?

2. Кто есть «агентами социализации» личности?

3. Каковы обстоятельства десоциализации условия и личности ее ресоциализации?

4. Что такое «социальный статус личности»?

5. Какие конкретно существуют социальные статуты личности?

6. Что такое «социальная роль личности»?

7. Какие конкретно существуют социальные роли личности?

8. Какие конкретно виды поведения личности существуют в обществе?

9. Как видят обстоятельства отклоняющегося поведения личности в обществе представители разных социологических школ?

10. Что такое социальный контроль и как он осуществляется в обществе?

44 Девиантное поведение


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: