Позиция советских теоретиков.

Взоры Маркса.

Я думал, что позиция, в соответствии с которой цена создается лишь в сфере материального производства, основана на взорах Маркса. И я думал, что данный вопрос должен быть пересмотрен. Но, обратившись снова к работам Маркса, я понял, что в действительности это не верно, и, следовательно, я не таковой ревизионист, как я думал, чему весьма был рад.

Как мы знаем, цена (меновая цена) – это черта товара, и равна количеству публично-нужного труда, затраченного на его воспроизводство. Исходя из этого вопрос о том, имеет ли услуга цена, равен вопросу, есть ли она разновидностью товара либо нет.

Товар – это продукт труда, созданный для продажи (обмена), и удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности. Услуга, которая производится по-капиталистически (либо по большому счету по законам товарного производства), с позиций этого определения ничем не отличается от других товаров. Все отличие вторых товаров от услуги (и и от вторых нематериальных продуктов) в сохраняющейся вещественной форме, которой услуги не имеют.

Что писал Маркс о товаре?

«Товар имеется в первую очередь внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее особенностям, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности». (К. Маркс, Капитал, т. 1// собрание сочинений, 2-ое издание, т. 23, стр. 43)

Т.е. помой-му возможно поразмыслить, что товар – это лишь вещь, предмет. Но тут в действительности нет четкого указания на форму товара, тем более, что такие понятия, как «предмет» и «вещь» смогут более широкий суть. По большому счету, в данном разделе Маркс не разбирает намерено внешнюю форму товаров, разбирая их потребительную цена (свойство удовлетворять потребности) и цена (количество публично-нужного абстрактного труда, затраченного на их воспроизводство). Исходя из этого цепляться за их толкования и буквы, искать в этих словах Маркса стопроцентное ответ интересующей нас неприятности было бы неправильно. Ответственнее то, что по всей логике Марксовой теории товара, как единства потребительной и меновой стоимости , услугу, произведенную для продажи, также возможно отнести к товару, т.к. она удовлетворяет человеческие потребности, и является продуктом труда.

Но во втором томе «Капитала» Маркс намерено показывает, что услуга – это разновидность товара. Приведем соответствующую цитату.

«В общей формуле продукт П рассматривается как материальная вещь, хорошая от элементов производительного капитала, как предмет, что владеет обособленным от процесса производства существованием, что владеет потребительной формой, хорошей от потребительной формы элементов производства. Это имеет место в любых ситуациях, в то время, когда итог процесса производства выступает как вещь, — кроме того в том месте, где часть продукта опять входит как элемент в возобновляемое производство. … Но существуют независимые отрасли, где продукт процесса производства не есть новым вещественным продуктом, товаром. Из этих отраслей ответственна в экономическом отношении лишь промышленность, осуществляющая перевозки и сообщение, будет ли то фактически транспортная индустрия по перевозке людей и товаров либо же легко передача сообщений, писем, весточек и т. д.

Но то, что реализовывает транспортная индустрия, имеется само перемещение. Доставляемый ею нужный эффект нераздельно связан с процессом перевозки, т. е. с процессом производства транспортной индустрии. товары и Люди едут вместе с определенным средством транспорта, и перемещение последнего, его перемещение и имеется тот процесс производства, что оно формирует. Нужный эффект возможно потреблять только на протяжении процесса производства; данный эффект не существует как хорошая от этого процесса потребительная вещь, которая только по окончании того, как она произведена, функционирует в виде предмета торговли, обращается как товар. Но меновая цена этого нужного результата, как и меновая цена всякого другого товара, определяется ценой затраченных на него элементов производства (рабочей средств и силы производства) плюс прибавочная цена, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в транспортной индустрии». (К. Маркс, Капитал, т. 2// собрание сочинений, 2-ое издание, т. 24, С. 64-65)

Т.е. Маркс тут прямо говорит, что услуга владеет прибавочной стоимостью и стоимостью, и есть одним из товаров.

Позднее показалась теория, что услуги смогут быть материальными и нематериальными. К примеру, транспорт в СССР относился к материальному производству. Исходя из этого за транспортом, по крайней мере, грузовым, признавалась свойство создавать цена. Но у самого Маркса для того чтобы разделения тут нет.

В четвертом томе «Капитала» («Теории прибавочной цене») в главе об Адаме Смите Маркс разбирает взоры Смита на труд производительный и непроизводительный (данный вопрос тесно связан с вопросом о стоимости, потому что в большинстве случаев считается, что производительный труд формирует новую цена, а непроизводительный – нет). Маркс говорит о том, что у Смита имеется два различных определения производительного труда, причем первое Маркс именует верным, а второе – неправильным.

Первое, верное, определение, содержится в том, что понятие производительного труда дается с позиций капиталистической совокупности. Т.е., производительный труд – это труд, что формирует прибавочную цена для капиталиста, что «обменивается конкретно на капитал», т.е. капиталист берёт рабочую силу работника для продажи произведенного им товара, в который входит не только цена, но и прибавочная цена (это не буквальное определение самого Смита, у которого, само собой разумеется, не было понятия прибавочной цене, а анализ Марксом смитовского определения). Наряду с этим тот же самый работник, если он нанимается не для продажи произведенного продукта, а чтобы выполнить какую-то работу для личных потребностей нанимателя (т.е. труд «обменивается не на капитал, а на доход» — имеет место не воспроизводство капитала, а потребление дохода), то данный труд непроизводителен. Темперамент труда и произведенного продукта в этом случае не имеет никакого значения.

Маркс пишет:

«Актер, к примеру, а также клоун, есть, в соответствии с этим, производительным работником, если он трудится по найму у капиталиста (антрепренера), которому он возвращает больше труда, чем приобретает от него в форме заработной платы; в это же время небольшой портной, что приходит к капиталисту на дом и чинит ему штаны, создавая для него лишь потребительную цена, есть непроизводительным работником. Труд первого обменивается на капитал, труд второго — на доход. Первый род труда формирует прибавочную цена; при втором потребляется доход». ». (К. Маркс, Капитал, т. 4// собрание сочинений, 2-ое издание, т. 26, ч.1 с. 139)

Т.е. в данной цитате Маркс снова прямо показывает, что в сфере услуг и нематериального производства (клоун и актёр), если она организована по-капиталистически, создается цена и прибавочную цена. Одновременно с этим в сфере материального производства (портной), если она организована не по-капиталистически (капиталист нанимает портного для личного потребления, а не для продажи на рынке продукта его труда), прибавочная цена не создается.

Второе определение производительного труда у Смита, это именно определение, что производительный труд – это труд, овеществленный в каком-то материальном предмете, что возможно более либо менее продолжительно сохранять, в отличие от услуги. Это определение Маркс именует неправильным, т.к. оно основано не на анализе публичных взаимоотношений, а на изюминках того либо иного конкретного процесса труда и созданного им продукта.

Позиция советских теоретиков.

В Громадной Советской Энциклопедии в статье «Производительный труд» сообщено:

«В советской экономической науке имеются две главные трактовки П. т.: ограничительная и расширительная. Представители ограничительной трактовки вычисляют производительным только труд, создающий материальные блага в совокупности исторически определённых публичных взаимоотношений. Приверженцы расширительной точки зрения объявляют производительным труд как в материальном производстве, так и в непроизводительной сфере, если он подчинён господствующим производственным отношениям. Они уверены в том, что труд в непроизводственной сфере, подобно труду в материальном производстве, создаёт прибавочный продукт». ( http://slovari.yandex.ru/производительный%20труд/БСЭ/Производительный%20труд/ )

Моя позиция.

Цена – это черта публичных взаимоотношений, а не материальной формы того либо иного продукта. С позиций публичных взаимоотношений никакой отличия между услугами и обычными товарами нет. Услуга, так же как простой товар, удовлетворяет определенную людскую, публичную потребность. Капиталистическое производство одолжений выстроено на совершенно верно таких же правилах, как и производство любых вторых товаров – эксплуатация наемного труда и продажа взятого продукта на рынке с прибылью для капиталиста. Было бы смешно на основании таких различий, как материальная форма продукта, свойство его к сохранению либо потребление в один момент с производством, отказывать услуге в праве именоваться товаром и иметь цена.

Из-за чего НЕОБХОДИМО КОПАТЬ СОВЕТСКИЕ ТЫЛОВЫЕ ПОЗИЦИИ? Коп по войне 2019. (Часть 2-я)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: