Позитивизм в философии науки.

Термином «постпозитивизм» принято обозначать множество философско-методологических концепций, пришедших на смену логическому позитивизму, господствовавшему в философии науки в 1930-40-е годы.

Постпозитивизм не представляет собой единого течения либо школы, он скорее этап в развитии философии науки. Его наступление было ознаменовано выходом во второй половине 50-ых годов двадцатого века британского варианта работы Карла Поппера «Логика научного открытия» (первое германское издание — 1934), и публикацией в первой половине 60-ых годов двадцатого века книги Томаса Куна «Структура научных революций».

Характерная черта постпозитивистского этапа — большое разнообразие методологических концепций и их обоюдная критика.

Позитивизм – направление в философии и науке, исходящее из «хорошего», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им собственный исследование и изложение, а метафизические объяснения вычисляет теоретически неосуществимыми и фактически ненужными.

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Логический позитивизм – философское течение, современная форма позитивизма.

Приверженцы разных постпозитивистских направлений во многом не согласны между собой, осуждают устаревшие представления неопозитивизма, наряду с этим сохраняя по отношению к нему преемственность.

Главной идеей постпозитивизма есть рациональный способ познания.

броские представители постпозитивизма:

– Карл Поппер;

– Имре Лакатос;

– Пол Фейерабенд;

– Томас Кун.

1. Одним из самых увлекательных представителей постпозитивизма есть современный британский философ Карл Поппер.

Согласно точки зрения Поппера, задача философии научного познания пребывает в разрешении неприятности роста знания. Рост знания может случиться в ходе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.

В соответствии с Попперу, ученые делают открытия, переходя от догадок к единичным высказываниям, вопреки существующему точке зрения индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер именует концепцию, поддающуюся сопоставлению с умелыми данными, соответственно, в любую секунду она возможно сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, соответственно, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает правила рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

Обстановка опровержения в науке есть стимулом к усовершенствованию: на место фальсифицированной догадке приходит вторая, которая пытается избежать допущенной неточности, опровержение опытом имеется «элиминация неточностей». Наложение новой теории на существующую теоретическую базу ведет к росту научного знания. Разные теории отличаются собственной жизнеспособностью, причем выживают самые непротиворечивые. В противном случае говоря, наука эволюционирует «по Дарвину». Основанием научного знания, в соответствии с Попперу, выступает идеал критического отношения ученого как к собственной, так и к чужим, другим теориям.

Принцип фальсифицируемости Поппера свидетельствует признание фальсификации, во-первых, наиболее значимым методологическим правилом, в соответствии с которому, в случае если теория опровергнута, она должна быть срочно отброшена, и, во вторых, критерием демаркации: научной теорией согласится только та концепция, которая поддается сопоставлению с умелыми данными, и, следовательно, поддается фальсификации.

2. Вторым представителем британского постпозитивизма есть Имре Лакатос, выдвинувший методику научно-исследовательских программ. В соответствии с Лакатосу, принципиально важно сравнивать теории между собой.

Лакатос как подлинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные изучения, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.

3. Пол Фейерабенд – американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, в соответствии с которому развитие знания происходит в следствии постепенного накопления знаний.

Данный мыслитель есть приверженцем тезиса о несоизмеримости теорий. Согласно точки зрения Фейерабенда, плюрализм обязан господствовать как в политике, так и в науке.

Заслугой американского мыслителя есть настойчивый отказ от купивших устойчивые черты совершенств хорошей науки, наука является процессом размножения теорий, в котором нет единой линии.

4. Второй американский философ Томас Кун за Фейерабендом осуждает схему развития науки, предложенную Поппером.

Главной идеей Куна есть то, что в развитии научного знания громадную роль играется деятельность научного сообщества и особенную значимость имеют социальные и психотерапевтические моменты.

Постпозитивизм видит главное назначение философии науки в изучении процесса развития, «роста» знания. Неспециализированным для этого направления есть признание важности мировоззренческих, философских, метафизических баз научных теорий.

1. Теоретическое познание науки вероятно только при построении динамической картины научного знания.

2. Научное знание есть целостным по собственной природе, его нельзя разбить на свободные друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение есть теоретически нагруженным.

3. Философские (онтологические и методологические) концепции имеют тесную сообщение с конкретно-научным знанием. Философия не только стимулирует развитие науки, но философские утверждения органически входят в «тело» науки.

4. Динамика научного знания не есть строго кумулятивным процессом, научные теории свободны друг от друга и, в большинстве случаев, несопоставимы, несоизмеримы.

5. Целью трансформации научного знания есть не достижение объективной истины, а реализация одной либо нескольких «ближних» задач: лучшего понимания определенных феноменов, ответ большего числа научных неприятностей, построение более несложных и компактных теорий и др.

6. В качестве способа разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность разных подходов к ее анализу: историко-научный, методологический, науковедческий, психотерапевтический, социологический, логический и др. Наряду с этим логический способ как минимум не имеет главного характера.

Постпозитивизм признавал, что в истории науки неизбежны значительные, революционные преобразования, в то время, когда происходит пересмотр большой части ранее признанного и обоснованного знания — не только теорий, но и эмпирического материала, способов, фундаментальных мировоззренческих представлений. Исходя из этого вряд ли возможно сказать о линейном, поступательном развитии науки. В данной связи многие представители постпозитивизма предпочитают сказать не о развитии, а об трансформации научного знания.

Приверженцы позитивизма были уверенный в том, что философия науки сама есть наукой. Следовательно, согласно их точке зрения, в ней обязана существовать одна общепризнанная методологическая концепция. Постпозитивизм породил множество таких концепций, но продолжительное время сохранял позитивистское убеждение в том, что только одна из них возможно «верной», адекватной, что в философии науки необходимо пытается к философской общезначимости. Но, по сути, зашедшие в тупик дискуссии между приверженцами Поппера, Куна и Лакатоса в итоге продемонстрировали, что философия науки — далеко не наука, что в ней не может быть решений и общезначимых концепций, что она неизбежно несет на себе отпечаток характерного для философии плюрализма. Осознание этого случилось на рубеже 80-х годов ХХ века.

Огюст Конт и позитивизм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: