Познание, его уровни и формы.

Познание осуществляется как переход от незнания к знанию, от знания менее глубокого к более глубокому, как перемещение к истине. Данный процесс содержит множество моментов, сторон, взаимоотношений, нужно связанных между собой.

В базе познавательного процесса лежат свойстве сознания к чувственному и рациональному отражению действительности. Эти две составляющие в настоящем механизме отражения тесно взаимосвязаны. Так, к примеру, узнается, что во многих случаях чувственное пронизывается и во многом определяется рациональным. И, наоборот, рациональное зависит от чувственного образа, как это имеет место в смысловых конструкциях. Но, однако, чувственное и абстрактное отражение имеют особенности и свои отличия.

Потому, что органы эмоций – “исходный” пункт познавательной деятельности, появляется вопрос об их гносеологических возможностях. Так как если они адекватно отражают окружающий мир, то, следовательно, это свойство распространяется и на другие формы чувственного отражения (представление и восприятие). Важность данной неприятности подтверждается тем, что она имеет давешнюю традицию в истории философии и связана с противоречивым отношением между здравым смыслом (простой реализм) и научным знанием (критический, научный реализм). Сущность ее содержится в том, что с позиции здравого смысла мы уверенны, что отражаем предметный мир таким, каким он и существует без человека (наблюдателя). А в это же время, как утверждает наука, запах розы сущность только диффузии молекул определенных веществ в воздухе, что цвета и звуки – волновые процессы, заключающие в себе очень много бесцветных и тихих микрочастиц.

Разглядывая данный вопрос, нужно исходить из того, что между самим предметом и ощущением существует пара опосредующих звеньев, каковые трансформируют действие, идущее от внешнего объекта. Внешние действия в рецепторах преобразовываются из одного вида сигналов в второй, передаются в мозговые центры при помощи нервных сигналов – импульсов, где перекодируются на “язык” нейродинамических взаимоотношений, подвергаются предстоящей переработке. В следствии этих преобразований продукты деятельности органов эмоций – ощущения – отличаются по качеству от отображенных особенностей. Так, ощущения, не обращая внимания на то что они “преобразуют входной сигнал”, несут объективную данные о особенностях предметов.

Свойства предметов возможно подразделить по своим проявлениям на два класса. Одни проявляются внутренними отношениями предметов и существуют независимо от акта ощущения. К ним относятся форма, количество, протяженность, плотность, число, перемещение. Другие не заключены в предметах и проявляются лишь только вместе с органами эмоций индивида. К таким особенностям относится, к примеру, цвет, запах, звук, т.е. они определяются внешним отношением предмета к вторым предметам.

Чувственные восприятия отдельных предметов недостаточны для познания действительности. Еще Гегель, подчеркивая это, образно сказал, что законы природы не начертаны на небесах. Чтобы раскрыть значительные стороны явлений, их закономерности нужна работа мысли – мышление. Благодаря последнему происходит переход от ярких, чувственных информации об окружающем мире к опосредствованному знанию о сущности этих явлений, о законах их развития. Мышление – верховная форма активного отражения объективной действительности, пребывающая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом значительных связей и явлений и отношений предметов, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании действий и событий. Мышление, как уже отмечалось ранее, функция высокоорганизованной формы материи – головного мозга, исторически сформировавшегося в ходе становления и возникновения публичного человека.

В соответствии с чувственной и рациональной сторонами выделяются разные уровни знания: эмпирический и теоретический, слишком общий и конкретный.

Эмпирический уровень характеризуется тем, что его содержание получено из опыта (опыты, наблюдения) и выражено определенным языком. Не обращая внимания на то, что итог этого опыта подвергнут некоей рациональной обработке, связи и отношения, каковые выражены эмпирическим знанием, дешёвы чувственному отражению. Возможности эмпирического познания велики, кроме того в области изучения элементарных частиц. По фотографии следов перемещения частиц в камере Вильсона делается вывод о их особенностях, зарядах, массе, энергии и т.д. Эмпирические изучения готовят предпосылки для глубоких теоретических изучений. В этом отношении научные изучения подразделяются на экспериментальные и фундаментальные.

Теоретическое познание отражает предмет не только со отношений и стороны связей, взятых экспериментальным методом, но и взятых в следствии деятельности абстрактного мышления. Чувственное в теоретическом мышлении выступает как исходный пункт изучения и как определенная знаковая совокупность, высказывающая содержание той либо другой теории. Теоретическое знание на большом растоянии выходит за рамки чувственного опыта и часто вступает с ними в несоответствие. Так, к примеру, гелиоцентрическая совокупность Н.Коперника противоречит чувственным данным, фиксирующим заход и восход солнца, т.е. перемещение солнца около почвы. Совершенно верно кроме этого и теория относительности Энштейна распознала парадоксальность пространственно-временного континуума с позиций здравого смысла. В простые чувственные представления не “укладываются”, к примеру, сотрудничества микрочастиц, процессы, происходящие в физическом вакууме и т.д.

Теоретическое и умелое знания тесно связаны между собой. Первое, опираясь на второе, выходит далеко за границы опыта, воображая ему новые неограниченные возможности предстоящих изучений. В целом теории и сочетание опыта содействует все более полному и глубокому познанию окружающего мира.

С позиций полноты представлений о предмете знание делится на абстрактное и конкретное. Абстрактное знание отражает предмет не полно, с одной (пускай кроме того значительной) либо нескольких сторон. Конкретное знание отличается многосторонностью, целостным понятием о предмете. Вектор перемещения любого знания имеется восхождение от абстрактного к конкретному. Примером для того чтобы восхождения являются, к примеру, понятия “бытие”, “материя”, “сознание” и другие. Неспециализированные представления, скажем о рынке, являются абстрактными, но по мере рассмотрения их проявлений в разных государствах, социально-экономических условиях, эти представления становятся все более целостными, многосторонними, т.е. конкретными.

Перемещение знания от абстрактного к конкретному на базе практической деятельности человека предполагает операции, которые связаны с синтезом и анализом. Анализ как бы расчленяет предмет, явление на отдельные элементы, выявляет его особенности, структуру, содержание, разные стороны. Синтез, наоборот, предполагает соединение разных сторон в единое, целостное. Синтетическая свойство разума лежит в базе творческой деятельности, порождает новое знание в науке, творит неповторимые образы в мастерстве.

В ходе познания наровне с рациональными процедурами участвуют и нерациональные. К таковым относятся творчество и интуиция. Эти явления прекрасно известны с древности. Так, Платон вычислял творчество божественной свойством, особенным видом сумасшествия. Кант вычислял творчество уделом гения, дешёвым только великим пророкам, философам либо живописцам. Громадное внимание проблемам творчества уделяют экзистенциалисты, фрейдизм и другие. Творчество не носит антирационального характера. Свидетельствует выход за пределы простого, классического, стандартного. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной взятого результата, соизмеряемого с нуждами и потребностями времени. Интуиция – это свойство постижения истины без развернутого логического обоснования, в ее непосредственности как единство чувственного и рационального. Это необычный тип мышления, особенный вид связи между функциональными структурами мозга, в то время, когда отдельные этапы развертывания мысли четко не осознаются, но предельно светло и четко усматривается результат мысли – истина.

5.7 знание и Научное познание — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: