Познание. научное познание.

1. Виды познания. Подходы к познаваемости мира

2. ее критерии и Истина. Виды истины

3. Научное познание (показатели, уровни, способы)

Познание– это процесс отражения окружающего мира сознанием человека, результатом которого есть знание.

Виды познания:

  • Обыденное (житейское);
  • Научное;
  • Религиозное;
  • Философское;
  • Мифологическое;
  • Социальное;
  • Художественное.

Подходы к проблеме познаваемости мира: агностицизм, гностицизм, скептицизм.

1. Истина– это соответствие знаний действительности.

Виды истины:

1) Безотносительная истина – полное, правильное, исчерпывающее знание о предмете, которое ни при каких обстоятельствах нереально будет опровергнуть.

2) Относительная истина – неполное, неточное знание, которое есть верным в определенный исторический период.

3) Объективная истина – это знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Не считая истины в науке может видеться заблуждение и ложь.

Неправда– это преднамеренное искажение знаний о явлениях и предметах действительности.

Заблуждение– это знание, которое субъект принимает за подлинное, но оно таковым не есть.

Чтобы отличить истину от лжи либо заблуждения нужны критерии истины(универсальные показатели, каковые разрешают отличить истину от заблуждения).

Критерии истины:

  • Практика;
  • Соответствие законам логики;
  • Соответствие основным законам науки.

Практика – материальная органическая деятельность, которая связана с процессом явлений окружающего и преобразования предметов мира.

Формы практики:

  • Научный опыт;
  • Социальное воздействие (реформа, революция, война)
  • Преобразование природы.

Функции практики:

1) Источник познания;

2) Цель познания;

3) Критерий истины.

Формы познания: чувственное, рациональное (логическое).

Формы познания

Чувственное

  • Чувство
  • Восприятие
  • Представление

Рациональное

  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)

Чувство – это отражение отдельных явлений и свойств предметов органами эмоций при условии, что предмет конкретно воздействует на них в этот период времени.

Восприятие– отражение целостной картины предмета либо явления при ярком действии предмета на органы эмоций.

Представление– отражение предмета либо явления, воспроизведение его свойств и качеств при отсутствии действия данного предмета на органы эмоций (предмет когда-либо влиял).

Понятие– это идея, отражающая неспециализированные особенности предметов либо явлений.

Суждение– это идея, утверждающая что-либо о предмете либо явлении.

Умозаключение– вывод, сделанный на базе нескольких суждений.

Индуктивное умозаключение – вывод, основанный на переходе от частного к неспециализированному.

Дедуктивное умозаключение – вывод, основанный на переходе от общего к частному.

По аналогии – вывод на основании сходства.

2. Научное познание – это особенный вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных системных знаний о явлениях и предметах окружающего мира.

Показатели научного познания:

1) Объективность;

2) Универсальность;

3) Систематизация;

4) Рационализм;

5) Доказательность;

6) Категориальный аппарат (своеобразные термины).

Уровни научного познания:

  • эксперимент (и Эмпирический опыт);
  • Теоретический (выявляет сущностные, скрытые характеристики явлений и предметов)
  • Связь эмпирического и теоретического способов.

Способ – это метод либо орудие познания.

Эмпирические способы: опыт, наблюдение, описание, классификация, сравнение.

Теоретические способы: аналогия, абстрагирование, идеализация, способ единства исторического и логического, способ восхождения от абстрактного к конкретному и обратно.

Универсальные способы: анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, моделирование, математизация.

Виды научного познания:

1) Анализ – процесс мысленного либо фактического разложения целого на составные части.

2) Синтез – процесс мысленного либо фактического восстановления целого из части.

3) Индукция – путь умелого изучения явлений, на протяжении которого от отдельных фактов совершается переход к неспециализированным положениям.

4) Дедукция – подтверждение либо выведение утверждения из одной либо нескольких вторых утверждений, каковые достоверен .

5) Моделирование – воспроизведение черт некоего объекта на втором объекте (модели), намерено созданном для изучения.

6) Математизация – применение разных способов измерения, разрешающих приписывать материальным их свойствам и объектам определенные числа, а после этого вместо трудоемкой работы с объектами функционировать с числами по определенным математическим правилам.

7) Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемое при помощи того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, каковые разрешают выявлять ответственные особенности данных объектов.

Лекция №11

Сознание

1. философии и Проблемы сознания. Концепции изучения сознания

2. Неприятность происхождения сознания. Соотношение совершенного и материального в науке и философии

3. Показатели, функции сознания

4. Виды сознания, их связь

Сознание – это процесс активного отражения объективного мира в логических и чувственно-эмоциональных образах.

Сознание включает в себя:

  • Логические свойства (мышление);
  • Эмоционально-чувства и (чувственный компонент эмоции, и отражение мира при помощи органов эмоций);
  • Ценностно-смысловой компонент (интуиция, воображение, система ценностей).

В современной науке существует 2 подхода к пониманию сознания:

1) Материалистический;

2) Идеалистический.

Концепции сознания:

  • Объективный идеализм (мир идей у Платона, полная мысль у Гегеля);
  • Субъективный идеализм (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль);
  • Гилозоизм (Аристотель, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза) – вся материя мыслит и есть одушевленной;
  • Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин, Плеханов) – сознание есть порождением материи;
  • Пошлый материализм (Л. Бюхнер, Я. Молешотт) – отрицает качественную специфику сознания, делая его несложной функцией головного мозга.

Сознание возможно разглядывать как процесс отражения высокоорганизованной материи головного мозга.

1. Сознание – разновидность формы совершенного, при которой субъект способен принимать, отражать окружающий мир и реагировать на него.

Одним из первых, разглядывающих сознание, есть Платон. Он применяет понятие «анема» либо мысль. Мысль существует как душа человека, и существует общая мысль, как верховная форма сознания.

Аристотель выделяет разумное начало и животное души, каковые связаны в человеке в единое целое. У Гераклита сознание – это Логос. В древнекитайской философии сознание – это дао.

В средневековой философии сознание – это душа, которая проявляет себя лишь во взаимоотношениях с Всевышним. Лишь только в начале XVII века сознание начало восприниматься как внутренний духовный мир личности.

Кант разглядывает сознание как некоторый механизм, что способен к познанию.

На сегодня неприятность соотношения совершенного и материального неоднозначна и противоречива. С одной стороны, сознание проявляется вместе с материальным миром, потому, что сильно зависит от личности человека.

В современной науке к биологическим предпосылкам происхождения сознания относят – мозг , ЦНС. К социальным – жизнь в обществе, обращение, орудийную деятельность.

2. Наиболее значимыми функциями сознания являются:

1) Познавательная;

2) Эмоциональная;

3) Социальная;

4) Культурная;

Показатели сознания:

  • Активность;
  • Идеальность;
  • Избирательность (сознание – продукт социально-исторического развития человека);
  • Универсальность (свойство к ответу разных задач).

3. Виды сознания:

a) Публичное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взоров, каковые отражают публичное их условия и бытие людей судьбы.

Структура публичного сознания:

1) Публичная идеология (совокупность идей, представлений и взглядов);

2) Публичная психология (совокупность внутренних эмоциональных переживаний личности, которые связаны с включенностью человека в социальные структуры);

3) Публичная культура.

b) Личное сознание включает в себя накопленный научные знания и опыт.

В современной науке выделяют две формы сознания:

  • Обыденное;
  • Теоретическое.

Изучая проблему сознания, употребляются разные 3 вида программ:

1) Инструменталистская – подходит к сознанию как к инструменту либо средству деятельности человека.

2) Интенционалистская (интенция изучает процессы и сознание, каковые в него протекают).

3) Кондиционалистская – при изучении связывают сознание только с теми процессами, каковые происходят в головном мозге.

Лекция №12

метафизика и Диалектика

1. метафизика и Диалектика

2. синергетика и Диалектика

3. Законы, категории и принципы диалектики

Диалектика в философии рассматривается как философский способ либо философское направление, в базе которого лежит мысль о общей связи и развитии.

Первой исторической формой диалектики есть стихийный материализм, т.е. материалистическая форма диалектики.

Диалектика в переводе с греческого – мастерство, обнаружения истины в споре. Первым диалектиком был Сократ. самая полную картину сущности диалектического учения обозначил Гераклит. Согласно его точке зрения, базой мира есть пламя, Логос, что находится в постоянном развитии, т.е. закономерно воспламеняется и угасает.

Второй исторической формой диалектики выступает идеалистическая диалектика Гегеля (полная мысль). Гегелевская диалектика происходит и начинается по следующей схеме: тезис — антитезис — синтез. Движущей силой развития по Гегелю выступают несоответствия.

Третьей исторической формой диалектики выступает диалектический материализм. Согласно точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса развитие носит только материалистический темперамент и проявляется в следствии классовой борьбы.

Публично- экономическая формация (ОЭФ) – это общество, которое находится на определенном уровне исторического развития, взятое в единстве всех его сторон и с свойственным ему методом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним Надстройкой, включающей в себя все проявления духовной культуры.

К. Маркс выделил 5 ОЭФ:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая.

В базе ОЭФ лежит Базис (экономика общества) и Надстройка (совокупность политических и духовных структур общества).

Метафизика – понятие противоположное диалектике, которое разглядывает явления и предметы окружающего мира вне связи и отрицает принцип развития.

Первый представитель метафизики – Парменид и элеаты. Сам термин «метафизика» приобретает распространение в творчестве Аристотеля и свидетельствует саму философию как науку, которая разглядывает человека и духовные базы общества.

1. С развитием информационных технологий и общества большую актуальность купила концепция синергетики.

Синергетика – междисциплинарное направление науки, изучающее неспециализированные закономерности процессов и явлений в сложных неравновесных совокупностях на базе свойственных им правил саморазвития.

Синергетика – это теория, которая выделяет закономерности и принципы в хаосе.

Правила синергетики:

  • Совокупность может носить нелинейный темперамент;
  • Совокупность возможно нестабильной;
  • Происходят качественные трансформации;
  • В этих совокупностях наблюдаются эмерджентные новые качества;
  • Совокупности смогут быть подвержены внешним и внутренним колебаниям, смогут быть упорядоченными и хаотическими.

основоположником и Родоначальником синергетики есть Г. Хакен. Он показывает на то, что синергия – это учение о сотрудничестве явлений и структур, каковые развиваются по принципу «необычных закономерностей». К примеру, теория спонтанности.

2. Главнымипринципами диалектики являются:

  • Принцип развития;
  • Принцип материального единства мира (каждая материя способна к преобразованию);
  • Принцип общей обоюдной связи (связи бывают прямые и косвенные);
  • Принцип диалектического несоответствия;
  • Принцип детерминизма.

Фундаментальными законами диалектики являются:

1) Закон борьбы и единства противоположностей (в соответствии с данному закону несоответствие выступает источником и движущей силой развития). Для раскрытия сути данного закона принципиально важно обозначить такие понятия как: тождество, различия, противоположности, несоответствие, единство противоположностей, борьба противоположностей, гармония, дисгармония, конфликт.

2) Закон обоюдного перехода количественных и качественных трансформаций. Для раскрытия данного закона принципиально важно применять такие понятия как: уровень качества, количество, свойства, скачок, прогресс, регресс.

3) Закон отрицания отрицания. Для понимания данного закона ответственны такие термины как: отрицание, изменение, развитие.

Лекция №13

Общество как совокупность

1. Определение понятия общество. Сферы публичной судьбе

2. Варианты публичного развития (реформа, революция, модернизация, инновация)

1. Общество в широком суть — это часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя методы сотрудничества между людьми.

Общество в узком смысле:

1) Группа, объединенная по заинтересованностям;

2) Общество как страна либо государство;

3) Как исторический этап.

Общество – совокупность динамическая, сложноорганизованная, открытая, саморазвивающаяся которая складывается из систем, социальных университетов, людей и включает в себя методы сотрудничества между ними.

Общество = совокупность

(сферы, системы)

Политическая

(управление обществом,

издание законов)

Экономическая

(производство

материальных благ)

Социальная

(социализация человека)

Духовная

(производство

духовных благ)

Социальные университеты

Политические

Экономические

Социальные

Духовные

Человек

Социальный университет – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, которая направлена на удовлетворение публичных потребностей и делает наиболее значимые функции.

Показатели общества как совокупности:

  • Открытость;
  • Динамичность;
  • Нелинейность развития;
  • Эмерджентность;

Функции общества:

1) контроль и Управление за поведением и деятельностью людей;

2) Производство материальных и нематериальных благ и одолжений;

3) социализация и Воспроизводство человека;

4) Производство духовных благ (наука, мораль, религия, мастерство).

2.Общество как нелинейная динамическая совокупность может развиваться и носить реформистский и революционный темперамент.

Реформа – это преобразование в одной либо нескольких сферах публичной судьбе не затрагивающих фундаментальных баз существующего строя.

Показатели реформы:

1) Исходит сверху от правительства;

2) Плавные преобразования;

3) Носит ненасильственный темперамент.

Виды реформ: экономические, политические, социальные, духовные.

Революция – резкое, стремительное, быстрое изменение всех сфер публичной судьбе, которое происходит насильственным методом.

Показатели революции:

1) Исходит снизу от народа;

2) Меняет фундамент общества.

Виды революций: социальная, НТР, неолитическая.

Модернизация – это процесс перехода от классического аграрного общества к современному индустриальному.

Инновация – процесс введения нового ранее не существовавшего (первый сотовый телефон).

Прогресс – направление публичного развития от низшего к высшему, от несложного к сложному.

Регресс — понятие противоположное прогрессу. Основной показатель прогресса противоречивый темперамент.

Обществознание. человек и Общество: Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: