Познавательно-программирующие методы управления

Особенная значимость научного обоснования управленческих действий определяет роль познавательно-программирующих способов, каковые по мере развития научного прогресса делается все более разнообразными. В зависимости от степени общности сферы области применения принято различать общие, общенаучные и частнонаучные способы.

Общим способом познания есть материалистическая диалектика, объяснения и метод изучения всего объективного мира. Данный способ пронизывает всю совокупность общенаучных и частнонаучных способов, каковые используются с материалистических позиций, с учетом категорий и законов диалектики.

Общенаучные способы, не владея универсальностью диалектико-материалистического способа, используются во многих областях науки. К ним относятся логические и эвристические способы (диалектическая и формальная логика, синтез и анализ, наблюдение, сравнение, выдвижение догадок) и другие приемы интеллектуальной деятельности. Общенаучный темперамент имеют кроме этого формализованные способы (статистики, математики, кибернетики). Особенное место в последовательности общенаучных способов занимают эксперимент и моделирование. К общенаучным способам относятся разные социологические способы, соединяющие в себе базы логических и формализованных способов изучения (анкетирование, интервьюирование, изучение документов, контент-анализ и другие).

К частнонаучным относятся способы, разрабатываемые той либо другой отраслью знания для ответа собственных задач. Не смотря на то, что эти способы питаются из общенаучных источников, они имеют своеобразную направленность. Так, из общенаучного статистического способа проистекают способы демографической, уголовной, экономической статистики и т.д.

В наше время интеграции наук и интенсивной дифференциации, их взаимопроникновения, частнонаучный темперамент того либо иного способа относителен. Способы, создаваемые в рамках одной науки с успехом используются в других.

Более того, способы, используемые в научных изучениях, удачно употребляются и в практической, например, управленческой деятельности, потому, что их гносеологическая сущность не изменяется в зависимости от области применения. Но сообщённое не дает основания именовать эти способы фактически способами управления, возможно только сказать об их применении и при ответе управленческих задач.

К фактически управленческим относятся познавательно-программирующие способы, разрабатываемые специально для процессов управления и анализа систем, решения управленческих задач. Это появившиеся недавно способы системного анализа, изучения операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования, создание которых сначала было связано с ориентацией на решение задач управления. Наряду с этим многие из них были так содержательными , что вышли за пределы теории управления и купили общенаучное значение. В рамках смежных наук активно применяются системный подход, способ построения дерева целей, программно-целевой способ и многие другие.

В названных методах и научных направлениях нашли отражение характерная для современного этапа разработки методологических вопросов все громадная разделение их содержания применительно к разным областям публичной практики. Чем специфичнее те либо иные задачи, чем больше за их ответом стоит неприятностей характера, тем более опосредована их методика. Исходя из этого развитие вышеназванных научных дисциплин и разрабатываемых в их рамках научных способов управления само по себе еще не есть достаточным условием для использования на практике этих способов в таких своеобразных совокупностях управления как органы внутренних дел.

Практика, в особенности на исполнительском уровне совокупности, например, в горрайорганах внутренних дел, при самом заинтересованном отношении к применению современных научных достижений оказывается легко неспособной самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной информации и предметно ее применять в собственных целях. Попытки прямой реализации тех либо иных научных способов, минуя особую разработку соответствующих методических средств, малоперспективны. Из этого потребность в разработке соответствующих научно-методических средств, являющихся наиболее значимым звеном механизма внедрения успехи науки в практику управления органами внутренних дел. Преобразование достижений тех отраслей знания, каковые образуют методологические базы управления органами внутренних дел, в соответствующие прикладные методические средства — это и имеется обеспечение этого управления познавательно-программирующими способами. В этом случае решается задача создания комплекса конкретно фактически значимых научно-методических рекомендаций, моделей, методов и т.д., в частности, оценки и анализа своевременной обстановки, изучения состояния борьбы с разными видами правонарушений, криминологического прогнозирования, служб деятельности и оценки подразделений, планирования, средств и расстановки сил и др.

Научно-методическое обеспечение управления органами внутренних дел разрешит при ответе конкретных задач пользоваться без значительных трансформаций тем либо иным уже созданным, теоретически обоснованным и фактически проверенным методическим средством.

В случае если совершенствование и разработка разных научных способов воображают область заинтересованностей социологии, математики, статистики, теории принятия ответов и т.д., то создание частных методических средств для ответа задач управления — итог прикладных изучений.

Одним из самые важных направлений научно-методического обеспечения управления органами внутренних дел есть разработка информационно-аналитических методик, предназначенных для подготовки управленческих ответов.

Любая из таких методик обязана, во-первых, определять неспециализированные исходные положения по предмету анализа данной задачи, очерчивать круг главных элементов анализа — факторов, показателей, данных, подлежащих изучению, во-вторых, советовать (показывать) главные источники получения нужной и достаточной информации, в-третьих, содержать конкретные совокупности приемов, правил, способов оперирования собранной информацией. Это смогут быть и выведения и простейшие приёмы сопоставления разных соотношений (процентов, уровней), и графические, статистические способы, и способы изучения операций, приспособленные для ответа соответствующих задач. Предложения об применении того либо иного способа должны содержать указание о преследуемых в этом случае целях и раскрывать разработку применения способа, к примеру, что с чем сравнивать либо сопоставлять, за какой период и в каком количестве и т.д. В отдельных из них, помимо этого, смогут находиться неспециализированные указания о значении вероятных результатов анализа, о некоторых способах и альтернативных гипотезах их проверки.

На примере управленческой деятельности горрайлинорганов выводы аналитической работы оформляются, в большинстве случаев, в правовой форме (рапорт, докладная записка, аналитическая справка) и в большинстве случаев содержит прогностическую оценку. Наряду с этим так именуемые «способы программного прогнозирования в органах внутренних дел используются, в большинстве случаев, для ответа сложных, комплексных задач оперативно-служебной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью самих способов, а с другой – высокой серьезностью за итог выполнения непростых задач».

При разработке управленческого ответа в органах внутренних дел употребляется способ разработки проекта управленческого ответа, что определяется содержанием задачи, и разновидностью самого решения (приказ, инструкция, замысел и т.д.) и уровнем субъекта управления, что принимает данное ответ.

В деятельности органов внутренних дел довольно часто видятся довольно однообразные, в большей либо меньшей степени стандартные задачи – действия на месте происшествия, правонарушения, ликвидация последствий технических аварий и т.д. Исходя из этого более распространенным способом есть типовое программирование действий. На его базе разрабатываются планы и типовые инструкции, наставления и примерные положения. Конкретно для разработки данных документов используют метод моделирования и метод ситуации комплексного, средств и поэтапного применения сил. В нестандартных обстановках при отсутствии резерва времени на исследование ответа (в большинстве случаев на месте локальных происшествий) применяется эвристический способ принятия ответов, в базе которого – эмпирически сформулированные правила, т.е. советы, принимаемые без доказательства. Для верного применения этого способа нужно четкое знание собственных прав и обязанностей, устойчивые навыки профессиональной деятельности, умение ориентироваться в нестандартных событиях, и сознание ответственности за ответ возложенных задач.

Способы управления вниманием. Радислав Гандапас


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: