Практический разум и его принципы

свобода и Природа.

Нам принципиально важно осознать проблему, которая составляла сердцевину философии Канта. Это неприятность свободы личности. Человека возможно или учить, или воспитывать. Учить значит производить необходимые поведенческие реакции. Основной задачей воспитания есть научить человека думать самостоятельно, опираясь на собственный разум. Сознательно человек обязан пройти четыре ступени воспитания:

1. Выработать дисциплину. Эта ступень стоит первой, поскольку отсутствие дисциплины превращает цивилизованного человека в дикаря.

2. Купить навыки труда.

3. Усвоить нормы поведения.

4. Стать моральным. Эта ступень стоит последней, поскольку достижима лишь на базе прохождения прошлых ступеней.

Обществу, согласно точки зрения Канта, недостает как раз четвертой, самой тяжело достижимой ступени – ступени моральности. Социальные нормы делать несложно, они задаются извне. Моральность предполагает, что человек сам определяет собственный поведение, что требует определенного умственного напряжения. Дабы это стало понятным, Кант вводит различение двух видов поступков:

1. Легальные (правомерные) – соответствующие социальным нормам.

2. Моральные.

Основное для разрешённого различения понять грань между этими двумя видами поступков. По внешнему образу поступка мы не можем делать выводы о том, к какому из видов он относится, для этого серьёзен мотив, которым руководствовался человек при его совершении. Начиная с Сократа, мораль знают как меру власти человека над самим собой. Она показывает, как человек важен за собственные поступки, соответственно и свободен в собственном выборе. При морального поступка человек остается наедине со своим выбором, его поведение не определяется публичным мнением.

Но тогда появляется следующий вопрос – а вправду ли существует свобода выбора либо же это иллюзия, которая только тешит самолюбие человека?

Данный вопрос в острой форме был поставлен в позиции, которая носит название «детерминизм» (от лат. determino — определяю). Детерминизм – это учение о предопределенности всего, что происходит в мире. С позиции детерминизма все в мире причинно обусловлено, соответственно, происходит с необходимостью. Самой крайней формой выражения детерминизма есть механистический либо лапласов детерминизм. Французский математик Лаплас выдвинул идею «сверхматематика». «Если бы существовал на свете ум, достаточно могущественный и широкий, дабы охватить все, что существует на данный момент, одним математическим уравнением, то данный ум имел возможность вернуть все что происходило в мире до настоящего момента и угадать все,что случится в мире в будущем». А это вероятно лишь при условии твёрдой, нигде не прерывающейся причинно-следственной связи, при которой каждое явление обусловлено собственной обстоятельством, а та со своей стороны есть следствием собственных обстоятельств. Но в случае если обстоятельство перемещения осознавать как внешнее действие, то научно растолковать перемещение во Вселенной как целым нереально – так как в механистического природного мира нет таковой «пружины», которая, действуя сама, не имела бы обстоятельства. Исходя из данной позиции, и моральный поступок также детерминирован (к примеру, воспитанием человека либо его кругом общения). Следовательно, свободы при совершении морального поступка не существует, она только иллюзия.

Так, появляется проблемная обстановка, которую Кант выразил в третьей антиномии необходимости и – антиномии теоретического разума свободы.

Тезис: Наровне с причинностью по законам природы (соответственно, нужной причинностью) существует причинность через свободу (в то время, когда обстоятельство не имеет вторых обстоятельств, не считая тех, каковые содержит в себе сама).

Антитезис: Свободы нет, все в мире совершается по законам природы.

Антиномия в том, что любая из этих позиций возможно логически безупречно доказана, а следовательно, разум вступает в несоответствие с самим собой. Дать добро несоответствие возможно лишь признав существование двух миров (сфер), не сводимых друг к другу. – мира свободы и мира природы. Ответ антиномии содержится в том, что имеется сфера, в которой прав детерминизм – это мир природы, и в нем не нужно искать свободу (т.е. тут честен антитезис). Но имеется сфера людской поступка, и это мир свободы, для которого честен тезис антиномии, а не ее антитезис. Как разумное существо человек способен поступать по правилам, установленным его разумом, другими словами самостоятельно определять принцип, соответственно и обстоятельство собственного поступка

Кант применяет формулу свободы, определенную еще средневековыми схоластами: свобода – это causa sui, «обстоятельство самой себя». Разумный поступок строго отвечает данной формуле: руководствуясь разумом, мы сами определяем цель собственного поступка. необходимости и разделения Этот принцип свободы Кант относит и к личному опыту. В произведении «О способности духа побеждать боль одной силой воли» он задается вопросом: может ли человек по собственной воле избавиться от мучительной боли? С одной стороны, обстоятельства боли заключаются в физиологии, т.е. принадлежат миру природы. Но иначе, в то время, когда человек увлечен любимым делом, боль отступает. Так, мы можем преодолевать собственную природу. Кант сформулировал это в афористической форме: «Если ты не властвуешь над собственной природой, она властвует над тобой».

Медитация для начинающих. Несложнее некуда.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: