Практическое применение позаказного метода учета

1. На фирмах (на примере издательства)

В соответствии с Инструкции по планированию, калькулированию и учёту себестоимости продукции на фирмах издательской деятельности (утверждена приказом Мининформпечати РФ от 28.12.93 г. № 259) в издательской деятельности обязан использоваться позаказныи способ учета затрат.

В соответствии с этим объектом калькулирования и учёта затрат является отдельный производственный заказ на каждое издание. Фактическая себестоимость тиража каждого издания (заказа) определяется по окончании его изготовления. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и непроизводственные расходы — полную издательскую себестоимость. Первичную документацию по всем статьям затрат составляют с необходимым указанием номера издания (заказа). Базой для расчета плановой себестоимости издания есть тематический замысел выпуска литературы.

Разглядим расчет себестоимости выпуска продукции редакцией издания, которая есть одним из подразделений издательства. Для издательств, производящих издания, калькуляционной единицей может являться конкретный номер издания.

Предварительную себестоимость каждого издания рассчитывают методом составления сметы на издание по следующей номенклатуре статей:

Прямые затраты:

• авторский гонорар с отчислениями за литературные произведения. Определяется исходя из количества оплачиваемых авторских ставки и листов гонорара;

• авторский гонорар с отчислениями за художественно-графические работы. Определяется исходя из ставки оформления гонорара и плана издания;

• затраты на полиграфическое выполнение. Рассчитываются исходя из договорных стоимостей с полиграфическими фирмами;

• затраты на бумагу, иные материалы и картон. Рассчитываются исходя из их потребности в натуральном выражении и стоимостей поставщиков с включением в них транспортных затрат.

К ним кроме этого относится оплата за делаемые внештатным персоналом работы по рецензированию, редактированию, консультированию и т.п.

Прямые затраты являются переменными, потому, что прямо пропорционально зависят от тиража издания, и учитываются на счете 20 «Главное производство». На этом счете раскрываются субсчета в соответствии с принятыми к производству заказами.

Общеиздательские и редакционные затраты (косвенные расходы).В больших издательствах общеиздательские затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты», а редакционные затраты—на счете 25 «Общепроизводственные затраты».

В состав редакционных затрат включают: затраты на содержание другого редакционного персонала; затраты на оформление и обработку оригиналов работниками несписочного персонала и др.

Статья «Общеиздательские затраты» складывается из двух частей: затраты на управление издательством и общеиздательские затраты (командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные и пр.).

В маленьких издательствах счет 25 не ведется, что связано с ограниченной небольшим штатом и номенклатурой изданий редакционных работников. Вследствие этого все затраты, не относящиеся к прямым затратам, отражаются на счете 26 «Общехозяйственные затраты». Наряду с этим имеются такие статьи калькуляции, как:

• зарплата работников издательства с отчислениями. Расчет ведется в соответствии с принятой штатным оплаты расписанием и формой труда;

• арендная плата и содержание помещений. Расчет ведется в соответствии с заключенными контрактами с собственниками помещений, занимаемых издательствами;

• амортизация главных средств. Определяется ценой оборудования, находящегося в издательстве, и выбранным в соответствии с ПБУ-6/01 механизмом начисления амортизации;

• затраты на хранение бумаги. Расчет ведется в соответствии с заключенными контрактами;

• другие затраты.

В связи с малыми размерами затрат другие затраты возможно объединить в одну группу. Ко мне относятся почтово-телеграфные, командировочные, консультационные затраты, затраты на канцелярские принадлежности и на охрану помещений, и затраты по подписке на периодику и т.п. Но в случае если какой-либо вид затрат занимает весомую часть общехозяйственных затрат, то целесообразно выделить его в отдельную статью для анализа и планирования.

Общеиздательские и редакционные затраты являются косвенными. Их распределяют между отдельными заказами пропорционально количеству последних, исчисленному в авторских страницах. Время от времени за базу для распределения косвенных затрат принимается цена бумаги и полиграфических одолжений, которые связаны с изготовлением заказа.

При выпуске изданий все затраты по содержанию редакций изданий каждый месяц включают в себестоимость отдельных номеров издания: при выпуске 12 номеров в год—в размере фактических затрат за месяц; при выпуске 24 номеров в год — в размере фактических полумесячных затрат.

Коммерческие затраты.В издательской деятельности широко применяется счет 44 «Затраты на продажу». На этом счете планируются затраты на реализацию продукции по таким статьям калькуляции, как:

• затраты по распространению продукции. Включаются затраты на внесение изданий в каталоги по распространению, рекламные затраты, услуги распространяющих организаций;

• затраты по экспедированию продукции. Употребляются издательствами, распространяющими продукцию по подписке. Включают обработку тиражей изданий экспедиционными фирмами в соответствии с тиражными ведомостями, поступающими от распространяющих организаций;

• затраты по пересылке продукции, т.е. оплата одолжений транспортных организаций.

Все виды коммерческих затрат планируются издающей организацией на основании тарифов организаций — исполнителей работ и обрабатываемых ими тиражей изданий (приложение 2).

По окончании утверждения составленной сметы в ходе производства проводится сопоставление планируемых показателей с фактическими и выявляются отклонения от плановых показателей, и анализируются отклонения с привлечением начальников центров ответственности (начальников отделов). По окончании сдачи тиража полиграфическим предприятием на склад издательства рассчитывается полная себестоимость выпущен ной продукции методом косвенного распределения редакционных и общеиздательских затрат по объектам калькулирования — тиражам изданий.

2. В непромышленных организациях

(на примере учреждения здравоохранения)

В непромышленных организациях существует три подхода к позаказному калькулированию:

1. Выделяется одна статья прямых затрат (в большинстве случаев трудозатраты), и приизменяется один коэффициент распределения косвенных затрат.

2. Выделяется пара статей прямых затрат (прямые трудозатраты, ксерокопирование, компьютерное время), и выбирается один коэффициент распределения косвенных затрат.

3. Выделяется пара статей прямых затрат, и рассчитывается пара коэффициентов распределения косвенных затрат.

Плановая калькуляция себестоимости медицинской услуги в лечебном учреждении приводится в приложении 3. В этом случае используется второй из вышеперечисленных подходов, т.е. труд, затраченный главными специалистами на оказание медицинской помощи, и лекарства, базные износ и материалы медицинской техники относятся к прямым затратам. Все другие статьи затрат считаются косвенными.

По каждой медицинской услуге составляется плановая смета в трудочасах, определяющая потребности в привлечении экспертов. Планируемые прямые трудозатраты определяются умножением планового количества часов на расценку. В состав косвенных затрат включают: затраты на содержание управленческого персонала; зарплату младшего медицинского персонала, работников кухни, провизора, кладовщика и т.п.; плату за телефон, коммунальные услуги и арендную плату; общехозяйственные затраты, связанные с покупкой постельного белья, новой посуды и т.п.

Позаказный учет в медицинском учреждении организуется следующим образом. Заказ раскрывается при поступлении больного в клинику. На каждого больного заводится личная карта, куда заносятся все затраты, каковые возможно отнести на конкретного больного. Если она не сходится по времени с финишем отчетного периода, то произведенные затраты списываются на незавершенное производство.

При расчете коэффициента распределения косвенных затрат за базу может быть принято количество дней, совершённое больным в клинике. Наряду с этим производится оценка среднемесячных косвенных затрат. После этого на основании записей в издании перемещения больных рассчитывается среднее количество больных, находящихся в клинике на протяжении исполнения закрываемого заказа, на базе этих данных формируется дневная норма отнесения косвенных затрат на одного больного. Умножая ее на количество дней, совершённых больным в клинике, приобретаем косвенные затраты, относимые на заказ.

Разглядим калькуляцию фактической себестоимости медицинской услуги.

Пример.Больной поступил в клинику 25 марта и выписался 5 апреля.

Сведения о затратах клиники приводятся в табл. 3.6, причем первые три строчки содержат данные об издержках, конкретно связанных с лечением больного, а последняя, четвертая строка отражает размер совокупных косвенных затрат лечебного учреждения за два разбираемых месяца.

Таблица 3.6

Затраты клиники, руб.

№ строки Показатели Март Апрель
Лекарства (согласно данным складской программы)
Продукты питания (согласно данным складской программы)
Зарплата врачей и медсестер, проводивших послеоперационную реабилитацию и операцию
Совокупные косвенные затраты за месяц (по смете)

Позаказный способ калькуляции


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: