Правил в процессе перехода к новому институциональному равновесию

Формальные правила Неформальные правила
Ветхие Новые
Ветхие Исходное институциональное равновесие Происхождение новых университетов как следствие сотрудничества новых неформальных и ветхих формальных правил
Новые Происхождение новых институтов как следствие взаимодействия новых формальных и ветхих неформальных правил Новое институциональное равновесие

Технологии трансплантации – это методы реализации процесса трансплантации, что включает три главные стадии: 1) выбор транспланстратегии и тата трансплантации, включая оценку издержек трансплантации; 2) создание инфраструктуры трансплантации, а также лоббирование и разработку новых законов, создание запасных и промежуточных университетов; 3) осуществление мер, облегчающих адаптацию экономических агентов к новому университету. Поэтому институциональный проект трансплантации должен быть шепетильно создан, а процесс трансплантации требует общественного контроля, чтобы минимизировать возможность применения этого процесса в интересах узких политических групп. В.М. Полтерович выделяет, что нельзя смешивать трансплантацию университета и имитацию формальных правил, снабжающих его функционирование. Каждая совокупность таких правил допускает разные варианты реализации в зависимости от культуры действующих субъектов и институциональной среды.

При успешной трансплантации происходит позитивная адаптация университета к новой институциональной и культурной среде: институт делает ту же роль в стране-реципиенте, что и в экономике-доноре. При несовместимости трансплантата с институциональной структурой и культурными традициями реципиента вероятно происхождение следующих дисфункций трансплантируемых университетов.

1. перерождение и Атрофия университета. В случае если трансплантат выясняется невостребованным, он может атрофироваться и провалиться сквозь землю. Но атрофирующийся университет часто делается источником более важной дисфункции: активизируются деструктивные возможности его применения, и он практически перерождается в инструмент теневой деятельности.

2. Отторжение трансплантата. В большинстве случаев оно связано с активизацией альтернативных университетов, подчас неожиданной для инициаторов трансплантации. Неспециализированное условие – отрицательный спрос на новый университет и принудительный темперамент изменения. Непременное условие для активизации другого университета – меньшая величина соответствующих ему трансакционных издержек если сравнивать с трансплантатом для части экономических агентов.

3. Институциональный конфликт. Попытка трансплантации, осознаваемой легко как имитация формальных правил, может привести к происхождению университета не смотря на то, что и жизнеталантливого, но значительно отличающегося от исходного и, быть может, неэффективного. Институциональный конфликт появляется в следствии различия институциональных реципиента и условий донора.

4. Парадокс передачи. В следствии (бесплатной) передачи более действенной разработке донор может победить за счет реципиента. Подобный эффект вероятен и при трансплантации университетов.

Для уменьшения возможности институциональных дисфункций целесообразно применять стратегию промежуточных университетов, сочетая преимущества «выращивания» университетов и возможность управления темпом институциональных трансформаций. Стратегия «выращивания» предусматривает возможность заимствования института «из прошлого» страны-донора на любой стадии его развития. Предполагается, что спонтанная эволюция трансплантированного университета будет содействовать происхождению формы, адекватной условиям страны-реципиента. «Выращивание» допускает одновременную трансплантацию нескольких вариантов университета и их сосуществование (борьбу) с подобными университетами реципиента. Построение последовательности промежуточных университетов призвано медлено «соединить» начальную конструкцию (действующий университет реципиента) с конечной, соответствующей трансплантируемому университету.

В.М. Полтерович заключает, что «рынок университетов» очень сильно искажен. Значит, действенный процесс трансплантации возможно обеспечить только за счет вмешательства нерыночных сил, в первую очередь государства. Наиболее значимым инструментом сокращения издержек трансплантации и предотвращения дисфункций есть социальная и промполитика. Разработка всех этих вопросов очень ответственна для экономической теории.

Неприятность компенсаций в условиях институциональных трансформаций.На политическом рынке появляется ответственная неприятность компенсаций проигравшей стороне в связи с трансформацией правил. А.Е. Шаститко, пользуясь предложенной С. Эдвардсом и Д. Ледерманом классификацией, выделяет пять вероятных механизмов компенсации и обсуждает появляющиеся вследствие этого неприятности22:

  • прямая компенсация. Группам, чьи интересы ущемляются в следствии институциональных трансформаций, выплачивается компенсация в финансовой форме либо в форме квазиденег;
  • косвенная компенсация. Корректировка экономической политики, разрешающая косвенно обеспечить рост доходов заинтересованных групп либо понижение издержек производств (в случае если речь заходит о производителях);
  • перекрестная компенсация. Сущность данной формы пребывает в прямой либо опосредованной передаче ресурсов группам, теряющим от институциональных трансформаций в целях получения политической помощи;
  • исключающая компенсация. Блокирование активности сильных групп особых заинтересованностей при помощи сохранения (поддержания) их статуса (в частности привилегий);
  • политическая компенсация. Предполагает применение пряника «и стратегии кнута». Выражается, например, в назначении влиятельного фаворита группы особых заинтересованностей на большую должность.

Осуществление процесса выплаты зависит от издержек, которые связаны с (А) установлением размера компенсации, (Б) разработкой механизма выплат, (В) контролем за его исполнением, (Г) применением санкций за нарушение соглашения.

А. Размер компенсации. Компенсации имеют как объективную, так и субъективную составляющую. Измерению поддается лишь объективная составляющая, величина которой возможно конкретно выяснена как для компенсирующей, так и для компенсируемой стороны. Но для реализации предоставит шанс кроме этого нужно исполнение нескольких условий. Несложнее всего возможно было бы договориться о финансовой компенсации. Но и в этом случае неизвестной возможно платежеспособность денег. Еще более сложной выясняется обстановка, в то время, когда (1) компенсация дифференцируется в зависимости от изюминок той либо другой подгруппы компенсируемых; (2) сама компенсация разнородна по составу, так что появляются дополнительные издержки унифицированной оценки.

Б. Механизм выплат. Соглашение о компенсации предполагает создание особенной структуры управления сделкой, которая несёт ответственность за адресность доставки соответствующих «платежей» компенсируемым. В этом случае появляется дополнительная неприятность управления поведением исполнителя как для тех, кто выплачивает компенсацию, так и для тех, кто ее приобретает. Неэффективность контрактов с исполнителями обусловит самоуничтожение потока соглашения и рассеивание компенсаций.

В. Организация контроля. Говоря о механизме ex post, снова направляться выделить важность неприятности надежности выданных обещаний, предотвращения оппортунистического поведения каждой из сторон. В этом замысле громадное значение имеет величина издержек для новой осуществляющей контроль государство группы, нужных для трансформации правил, определяющих, в соответствии с достигнутым соглашением, механизм компенсаций.

Г. Санкции. Санкции смогут быть наложены третьей стороной, в случае если форма компенсации разрешает достаточно легко выяснить размер санкций, а институциональные трансформации локальны. самая сложной выясняется обстановка, в то время, когда изменяются систематизирующие правила и все стороны взаимоотношений вовлечены в этот процесс. Тогда появляется необходимость выработки особого механизма и самовыполняющегося соглашения, подобному частному порядку улаживания распрей в рамках отношенческой контрактации по О. Уильямсону.

В соответствующей литературе предполагается, что существование возможностей компенсации разрешает реализовать принцип эффективности, выражающийся в Парето-улучшении с компенсацией. В целом вопрос о компенсациях на протяжении институциональных трансформаций есть частью более неспециализированного вопроса об реализации и институциональном проектировании институциональных проектов.

Рав Ашер Кушнир — Случайная эволюция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: