Правила научного метода.

Тема: Декарт: Открытие «Я»

1. Правила научного способа.

2. его преодоление и Скептицизм методическим сомнением.

3. Принцип Cogito и новый философский язык.

4. Мыслящая и телесная субстанция Психофизический параллелизм.

Литература:

1. Хорошая теория сознания. Практикум. Томск, 2000, с.16-21

2. Декарт Р. Размышления о первой философии (распечатка и эл. копия)

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (электрон и распечатка. копия)

4. Соловьева Г.Г. Роль сомнения в познании (электрон и распечатка. копия)

5. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993, с. 120-136

6. Философский энциклопедический словарь —

термины Способ, Скептицизм, Рационализм , Субстанция, Психофизическая неприятность.

Творческое задание: психофизическая проблема и Декарт

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. электронная проблема (копия и Психофизическая распечатка)

2. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993, с. 299-309

3. Кричевец А. мозг и Мышление (электрон и распечатка. копия)

Правила научного способа.

Первое философское произведение Декарта – «Правила для управления ума». Ум – это свойство верно делать выводы, т.е. отличать подлинное от фальшивого. Всем людям эта свойство дана от природы, но одни ученые совершают великие открытия, а другие всю жизнь повторяют в далеком прошлом уже всем известное. Обстоятельство в том, что с целью достижения научных результатов уму нужен способ («верный путь»)

«Под способом я разумею правильные и простые правила, строгое соблюдение которых мешает принятию фальшивого за подлинное и без избыточной траты умственных сил, но неспешно и непрерывно увеличивая знания, содействует тому, что ум достигает подлинного познания всего, что ему доступно». Так определяя способ, Декарт выделяет основное: для научного познания серьёзны не отдельные случайные открытия, зависящие от остроты и наблюдательности ума исследователя, а системный подход, содействующий организованному поиску новых истин.

Аристотелевская логика годится для изложения уже известного, но не для открытия еще малоизвестного науке. Научный способ должен быть способом открытия нового, он обязан задавать правила познания малоизвестного. В первом произведении Декарт формулирует 21 правило, в трактате «Рассуждение о способе», написанном в зрелые годы, он счел вероятным свести их число к четырем правилам.

Первое правило — это правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим образом: Ни при каких обстоятельствах не принимать за подлинное ничего, что я не принял бы таковым с очевидностью, иными словами, шепетильно избегать предубеждения и поспешности и включать в собственные суждения лишь то, что представляется моему уму столь светло и четко, что никоим образом не сможет дать предлог к сомнению. Так, все сводится к отчётливости и ясности, в чем и содержится очевидность. Сказать о ясных и отчетливых идеях и сказать об идеях очевидных — одно да и то же. Но каково то умственное воздействие, при помощи которого достигается очевидность? Это интуиция, которой Декарт дает определение в Правилах дли управления ума: она представляет собой не зыбкое свидетельство отечественных эмоций и не обманчивое суждение непоследовательного воображения, а познание ясного и внимательного ума… порожденное только естественным светом разума и благодаря собственной простоте более достоверное, чем сама дедукция. Так, это ясная, отчетливая мысль, отражающая чистый свет разума, еще не согласованная с другими идеями, интуитивно эта и не доказанная. Речь заходит об идее, присутствующей в уме, — и об уме, открытом идее без какого именно бы то ни было посредничества. Достигнуть данной обоюдной прозрачности — цель трех вторых правил.

Второе правило: Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько вероятно и нужно для наилучшего ее разрешения. Это защита аналитического способа, что лишь и может привести к очевидности. Так как расчленяя сложное на простые элементы, он светом разума изгоняет неясности. В случае если для определенности необходима очевидность, а для очевидности нужна интуиция, то для интуиции нужна простота, достижимая методом расчленения сложного на элементарные части до пределов вероятного. В Правилах Декарт уточняет: Мы именуем несложным лишь то, знание о чем столь светло и четко, что ум не имеет возможности поделить их на большее число частей. В случае если любая трудность позвана смешением подлинного с фальшивым, то аналитический движение мысли обязан способствовать освобождению подлинного от шлаков лжи.

Но разложения сложного на простое не хватает, потому, что оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную сообщение, создающую из них сложное и живое целое. Исходя из этого за анализом обязан направляться синтез, цель третьего правила, которое Декарт определяет так: Третье правило содержится в том, дабы располагать собственные мысли в определенном порядке, начиная с предметов несложных и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания самые сложных, допуская существование порядка кроме того среди тех, каковые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. Итак, направляться снова соединить расчлененные элементы, в которых живет одна сложная действительность. Имеется в виду синтез, что обязан отталкиваться от элементов безотносительных, свободных от вторых, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи доводов, освещающих сложные связи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от несложного к сложному. Если бы кроме того этого порядка и не существовало, то его направляться принять в форме догадки, самая подходящей для выражения и интерпретации действительности. Без очевидности не было бы интуиции, а переход от несложного к сложному нужен для акта дедукции. В чем важность синтеза? Может показаться, что при данной двойной работе не появляется ничего значительно нового, потому, что в итоге мы приобретаем тот же предмет, с которого начинали. Но в конечном итоге это уже не тот же самый предмет. Реконструированное сложное целое стало прозрачным под лучом прожектора мысли. Первый — это неотёсанный факт, второе — знание о том, как он сделан; между ними двумя — посредник-разум (Де Руджеро).

И наконец, дабы избежать спешки, матери всех неточностей, направляться осуществлять контроль все этапы работы. Исходя из этого напоследок Декарт говорит:

Последнее правило — делать везде списки такие полные и обзоры столь всеохватывающие, дабы быть уверенным, что ничего не пропущено Итак, список осуществляет контроль полноту анализа, обзор — корректность синтеза.

Правила несложны, они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на каковые распадается любое строгое изучение. Они являются способом познания как раз вследствие того что лишь отчётливость и ясность защищают от возможных неточностей либо поспешных обобщений. Что же дает таковой способ? В первую очередь, и в общей форме — отказ от всех приблизительных либо несовершенных, фантастических либо лишь похожих на правду понятий, каковые устраняются в следствии данной упрощающей операции. Простота, по Декарту, не есть общее классической философии, так же как интуиция не есть абстракция. Общее и абстракция — эти два главных момента аристотелевско-схоластической философии — вытесняются несложными элементами и интуицией.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия

Биология как наука. Способы научного познания.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: