Правовое регулирование деятельности в области защиты информации

В настоящее время в РФ правовая база отношений субъектов в области защиты информации основывается на следующих основных нормативных актах:

  • Конституция РФ,
  • Гражданский Кодекс РФ,
  • Федеральные законы РФ "Об информации . . .", "О гостайне . . ."
  • Постановление Правительства РФ ? 1418 от 24.12.94.

1. Согласно новой Конституции РФ каждый гражданин имеет право заниматься любыми видами деятельности (в том числе и путем организации и соответствующей регистрации в органах власти юридических лиц — коммерческих фирм, общественных и др. организаций), свободно и по своему выбору, кроме тех, которые запрещены законом, или для занятия которыми требуется наличие специального разрешения (лицензии).

2. Согласно ст. 49 Части первой Гражданского Кодекса РФ:
"Отдельными видами деятельности перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".

Согласно Закона о введении в действие Части первой Гражданского Кодекса РФ она введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением Главы 4, включающей статью 49, которая была введена в действие с момента официального опубликования Закона и Части первой Гражданского Кодекса (см. Статью 6 Закона), т.е. с 5 декабря 1994 года.

Таким образом, обязательное лицензирование двух новых видов деятельности:

  • частные юридические услуги, и
  • деятельность, связанная с шифровальными средствами, которое Правительство РФ попыталось ввести с 1 января 1995 года постановлением ?1418 от 24 декабря 1994 года, включив их впервые в полный список лицензируемых видов деятельности, с точки зрения Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ не состоялось до принятия соответствующего закона "О лицензировании" ( который по сведениям, опубликованным в печати, в октябре 1996 года прошел утверждение в Думе, но еще не подписан Президентом).

Действительно, согласно п. 5, статьи 3, Главы 1, Части первой Гражданского Кодекса РФ:

"В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

3. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" принят Госдумой 25 января 1995 года, подписан Президентом РФ 20 февраля 1995 года. Это едиственный действующий на сегодняшний день Федеральный закон, трактующий общие вопросы регулирования отношений в области защиты информации.

В сферу его действия включена защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации ( Ст. 1, разд. 1).

К обязанностям государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации отнесены:

  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения"(Ст. 3, разд. 2).

В статье 5 закона, в частности, трактуется о юридической силе электронного документа с цифровой (электронной ) подписью:

  • Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
  • Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдения установленного режима их использования.

Глава 5 закона трактует вопросы защиты информации и прав субъектов, в частности,

  • в статье 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов, говорится о лицензировании так:
  • Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации" (предполагается, что это будет детализировано в будущем законе "О лицензировании");
  • в статье 21. Защита информации, говорится следующее:
    • "Режим защиты информации устанавливается:
      в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закрна РФ "О гос. тайне"
      в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником
      информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего
      Федерального закона.

    Таким образом, на основании Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ и Федерального Закона "Об информации. . ." единственннная обязателная лицензия — лицензия для проектировщика и разработчика средств защиты информации.

    Как правило фирмы, занимающиеся работами в области защиты информации имеют "Лицензии на работы в области защиты информации", выдаваемые Гостехкомиссией при Президенте РФ, которые, как следует из процитированных выше законов РФ, являются вполне достаточным законным основанием для такого вида деятельности.Абсолютное большинство потребителей и производителей средств защиты информации такое положение вещей вполне устраивет.

    Рандомно подобранные статьи с сайта:

    ФЗ ОЗПП N 2300, статья 1, Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, Закон


    Похожие статьи:

    admin