Пребывание в покое: шинэ

Дабы практика сновидений развивалась удачно, йогин обязан получить достаточное присутствие, чтобы не стать добычей ветров кармических чувств и не заблудиться в снах. По мере того, как ум обретает устойчивость, сны становятся менее отрывочными, более долгими, запоминающимися и осознанными. Жизнь наяву также налаживается, потому, что делается все легче обнаружить защиту от стихии привычных эмоциональных реакций, каковые отвлекают и причиняют страдания, и, наоборот, развивать хорошие качества, каковые ведут к счастью и являются опорой духовного пути.

Все йогические и духовные дисциплины содержат те либо иные практики, направленные на развитие покоя и сосредоточения ума. В тибетской традиции такая практика именуется нахождением в покое (шинэ). В развитии устойчивости различают три этапа: шинэ с упрочнением, естественное шинэ и безотносительное шинэ. Шинэ начинается с остановки ума на объекте, а в то время, когда сосредоточение станет достаточно сильным, переходят к остановке ума без объекта.

Начиная эту практику, сядьте в позу медитации, владеющую пятью качествами: ноги скрещены; руки опущены и сложены одна поверх второй ладонями вверх в мудре медитации; поясницы прямая, но не твёрдая; голова легко наклонена вперед, дабы выпрямить шею; глаза открыты. Глаза не должны быть напряжены: не через чур обширно открыты, но и не закрыты. Объект сосредоточения необходимо поместить так, дабы на него возможно было наблюдать прямо вперед, не поднимая и не опуская глаза. На протяжении практики старайтесь не шевелиться, кроме того не глотать и не мигать, целенаправленно удерживая ум на объекте. Не шевелитесь, даже в том случае, если по щекам потекут слезы. Дышите конечно.

В большинстве случаев, делая практику с объектом, мы в качестве объекта сосредоточения используем тибетскую букву А. Эта буква имеет большое количество символических значений, но тут она употребляется легко как опора для развития внимания. Возможно применять и другие объекты: латинскую букву А, какое-то изображение, звук мантры, дыхание — фактически, все, что угодно. Однако, прекрасно применять что-то такое, что связано с учением, потому, что оно должно вас воодушевлять. Помимо этого, практикуя, старайтесь не поменять объекты, а любой раз применять одинаковый, по причине того, что такое постоянство делается опорой практики. Предпочтительно кроме этого выбирать для сосредоточения внешний материальный объект, потому, что цель пребывает в том, дабы развить устойчивость при восприятии внешних объектов, а позже и объектов сновидения.

Поза медитации

Тибетская буква А

Если вы желаете применять тибетскую букву А, возможно написать ее на квадратике бумаги со стороной 2-3 сантиметра. По традиции эта буква изображается белой, в ореоле из пяти цветных концентрических кругов: в центре находится темно-светло синий круг, что есть фоном для А, после этого идут светло синий, зеленый, красный, желтый и белый. Прикрепите бумажный квадратик к палке таковой длины, дабы, в то время, когда вы садитесь практиковать, буква пребывала на уровне глаз, а палку приделайте к основанию дабы она стояла вертикально. Поставьте палку так, дабы она пребывала сантиметрах в полусотне от ваших глаз.

На протяжении данной практики смогут появляться бессчётные символы, свидетельствующие о ее развитии. По мере того как сосредоточение улучшается и периоды практики удлиняются, в теле появляются необычные ощущения, и отмечается большое количество необыкновенных зрительных явлений. Вы имеете возможность понять, что и ум также проделывает что-то необычное! Все это в порядке вещей. Эти переживания — естественные спутники развития сосредоточения: они появляются вместе с успокоением ума, исходя из этого не следует ни отвлекаться, ни беспокоиться.

ШИНЭ С УПРОЧНЕНИЕМ

Первый этап практики именуется “шинэ с упрочнением”, потому, что требует приложения упрочнений. Ум легко и скоро отвлекается, и может показаться, что нереально сохранить сосредоточение на объекте кроме того 60 секунд. Сначала полезно практиковать краткими периодами, перемежая их перерывами. На протяжении перерыва не разрешайте уму блуждать: почитайте мантру, поработайте с визуализацией либо займитесь какой-то привычной вам практикой, скажем, развитием сострадания. По окончании перерыва возвратитесь к практике сосредоточения. Если вы готовы заняться практикой, но у вас нет с собой объекта, что вы в большинстве случаев используете, представьте, что у вас во лбу шар света, и сосредоточьтесь на нем. Эту практику направляться делать один-два раза в сутки, а при наличии времени возможно делать и чаще. Развитие сосредоточения возможно сравнить с развитием мышц: упражнения необходимо делать систематично и довольно часто. Дабы стать посильнее, необходимо себя превозмогать.

Удерживайте ум на объекте. Не следуйте за мыслями о прошлом либо будущем. Не разрешайте вниманию уплывать на волнах фантазий, звуков, физических ощущений или других отвлекающих факторов. Оставайтесь в ощущении настоящего момента и, применяя зрение, со всей силой и ясностью сосредоточьте ум на объекте. Не теряйте осознавание объекта ни на секунду. Дышите легко, позже еще легче, пока не прекратите чувствовать собственный дыхание. Неспешно разрешите себе все глубже погружаться в покой и тишину. Смотрите за тем, дабы тело было расслабленным: делая сосредоточение, не напрягайтесь. Не разрешайте себе кроме этого впадать в ступор, безразличие либо транс.

Не думайте об объекте — пускай он просто присутствует в вашем осознавании. Это ответственное отличие, которое нужно осознавать. Размышление об объекте — не та сосредоточенность, которую мы стараемся развить. Основное — ум на объекте, на его восприятии; не отвлекаясь, сохранять осознавание присутствия объекта. В случае если же ум отвлекается, — а сначала это будет происходить довольно часто — мягко отдайте его к объекту и покиньте в том месте.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ШИНЭ

Развив устойчивость, мы переходим ко второму этапу практики, что именуется естественное шинэ. На начальной стадии мы достигали сосредоточения, непрерывно направляя внимание на объект и получая власти над непокорным умом. На втором этапе ум загружён в созерцание объекта, исходя из этого больше не требуется прилагать упрочнения, дабы удерживать его неподвижным. Начинается спокойная и приятная безмятежность, при которой ум пребывает в неподвижности, а появляющиеся мысли не отвлекают его от объекта. Элементы тела пребывают в согласии, а прана течет нормально и равномерно.

Отказавшись от материального объекта, внимание на пространстве. Прекрасно наблюдать в бескрайнее пространство, к примеру, в небо, но эту практику возможно делать кроме того в маленькой комнате, сосредоточившись на пространстве, отделяющем вас от стенки. Сохраняйте спокойствие и устойчивость. Тело остается расслабленным. Не требуется сосредоточиваться на какой-то мнимой точке — пускай ум, сохраняя бдительное присутствие, рассеется в пространстве. Это именуется “растворение ума в пространстве” либо “слияние ума с пространством”. Оно подводит к третьему и устойчивому состоянию покоя этапу практики шинэ.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ШИНЭ

В случае если на втором этапе слияние с объектом дается не весьма легко, на третьем этапе ум безмятежен и одновременно с этим легок, расслаблен и податлив. Мысли появляются и исчезают сами собой, без всяких упрочнений. Ум нераздельно слит с собственным перемещением.

В традиции Дзогчен именно на данной стадии преподаватель в большинстве случаев вводит ученика в естественное состояние ума. Ученик освоил состояние шинэ, исходя из этого преподаватель может напомнить ученику то состояние, которое он уже пережил, а не обрисовывать какое-то новое состояние, которого нужно достигнуть. Объяснение, которое именуют “указующим” наставлением, помогает, дабы подвести ученика к пониманию того, что уже имеется, к умению отличать движущийся, оперирующий понятиями, мыслящий ум от природы ума, другими словами чистого недвойственного осознавания. Это последний этап практики шинэ, нахождение в недвойственном присутствии, в состоянии ригпа как таковом.

ПРЕПЯТСТВИЯ

Продвижению в практике шинэ мешают три препятствия: возбужденность, вялость и сонливость.

Возбужденность

Возбужденность заставляет ум неустанно перескакивать с одной мысли на другую и тем самым затрудняет сосредоточение. Дабы этого не допустить, перед практикой направляться успокоиться, исходя из этого воздерживайтесь от избыточной физической либо умственной деятельности. Расслабить тело и успокоить ум оказывают помощь медленные потягивания. Сев в позу, сделайте пара медленных и выдохов и глубоких вдохов. Начиная практику, неизменно сходу сосредоточивайте ум, дабы не допустить развития привычки, в то время, когда вы сидите в позе медитации, а ум блуждает.

Сонливость

Второе препятствие — сонливость либо дремота. Оно попадает в ум как туман, оцепенение и тяжесть, притупляющие осознавание. В случае если это происходит, попытайтесь усилить сосредоточение ума на объекте, дабы развеять сонливость. Вы имеете возможность понять, что в действительности сонливость — это перемещение ума, которое возможно остановить, в случае если очень сильно сосредоточиться. В случае если это не окажет помощь, сделайте паузу, потянитесь и, возможно, сделайте какую-нибудь практику стоя.

Вялость

Третье препятствие — вялость. Столкнувшись с ним, вы имеете возможность ощутить, что ум ваш спокоен, но не сильный и пассивен, и это лишает сосредоточение силы. Принципиально важно обучиться выяснять это состояние. Ему может сопутствовать приятное расслабленное чувство, но, если вы примете его за верную медитацию, возможно израсходовать впустую годы, развивая его, и не взять никаких ощутимых трансформаций в качестве сознания. В случае если ваше сосредоточение потеряло силу и практика стала вялой, необходимо возвратиться к подтянутой позе и пробудить ум. Усильте внимание и смотрите за устойчивостью присутствия. Относитесь к практике как к сокровищу — так как так оно и имеется, — как к пути, что приведет вас к обретению высочайшей реализации, — так как так оно и будет. Укрепите собственный намерение, и бодрость ума окрепнет сама собой.

Практику шинэ направляться делать каждый день, пока ум не обретет покой и устойчивость. Это не только предварительная практика: она может принести пользу в любую секунду судьбы; кроме того весьма умелые йогины практикуют шинэ. Полученная благодаря шинэ устойчивость ума — база всех практик и йоги сновидений медитации. В то время, когда устойчивость в спокойном присутствии сильна и непоколебима, возможно развивать такую же устойчивость во всех жизненных обстановках. В случае если имеется устойчивость, неизменно возможно получить присутствие, и нас уже не унесут мысли и эмоции. Тогда, не обращая внимания на то, что во сне кармические следы порождают образы сновидений, мы сохраняем осознанность. Это открывает дорогу к предстоящим практикам йоги сновидений и йоги сна.

Тропа шаматхи ??? (Ключ к девяти стадиям нахождения в покое)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: