Предложение денег. банковский мультипликатор. денежный мультипликатор

В современной рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской совокупностью: центральным и коммерческими банками страны. Центробанк производит в обращение бумажные деньги монеты и разного достоинства. Коммерчена данный момент банки участвуют в финансовом обращении, предоставляя ссуды населению и бизнесу. Наличие всех денег в экономике именуется предложением денег. Предложение денег – количество денег, находящихся в обращении в экономике. Размер предложения денег выступает наиболее значимым причиной, определяющим масштабы затрат в народном хозяйстве. Для измерения количества финансового предложения употребляются следующие показатели (агрегаты):

Финансовые агрегаты находятся в порядке убывания степени ликвидности. состав и Количество применяемых финансовых агрегатов различаются по государствам мира. В Соединенных Штатах и России расчет финансового предложения ведется по четырем финансовым агрегав том месте, в Германии и японии – по трем, в Франции и Англии – по двум. Вопрос о том, какой агрегат есть деньгами, дискуссионный. Но большая часть экономистов уверен в том, что настоящими деньгами есть агрегат М1, так как его компоненты смогут быть без всяких отлагательств израсходованы. Агрегат M1 именуют суткигами в узком смысле слова. В развитых государствах на долю металлических денег приходится 2-3 %, а бумажных денег – 25 % деласковой массы М1. Безналичные деньги стали главной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты фирм, облигации и депозитные сертификаты национальных займов, являющиеся компонентами финансовых агрегатов М2 и M3, – высоколиквидные денежные активы. Не смотря на то, что они и не функционируют конкретно как средство обращения, но смогут легко переводиться в безналичные деньги и наличные. Исходя из этого стоимостейтральный банк рассчитывает финансовые агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании финансового предложения. Предложение денег осуществляет контроль центробанк методом регулирования выдачи и денежной эмиссии денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центробанка. В случае если в качестве собственной тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). В случае если же тактическая цель центробанка — стабилизация процентной ставки (как минимум в кратковременном временном промежутке) на некоем фиксированном уровне независимо от трансформации количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной (Sm2). В случае если же центробанк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).

Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой центробанком страны.

Банковский мультипликатор (от лат. multiplicare — множить, преумножать, увеличивать) – экономический коэффициент, равный отношению финансовой массы к финансовой базе и демонстрирующий, например, степень роста финансовой массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Банковский мультипликатор проявляет себя двояко – как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор. Сущностью кредитного мультипликатора есть то, что мультипликация может осуществляться лишь в следствии кредитования хозяйства, другими словами кредитный мультипликатор является двигателем мультипликации. Банки, выдавая кредиты, приобретают прибыль. Процесс получения прибыли за счет положенных клиентами средств именуется кредитным расширением либо кредитной мультипликацией. В случае если клиент снимает деньги со собственного счета и величина депозитов значительно уменьшается, то случится противоположный процесс – кредитное сжатие. Со своей стороны депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации – деньги на депозитах коммерческих банков. Механизм банковского мультипликатора конкретно связан со свободным резервом. Вольный резерв является совокупностью ресурсов коммерческих банков, каковые сейчас времени смогут быть использованы для активных банковских операций.

Финансовая база(деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне финансовой системы, и резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность есть яркой частью предложения денег, в то время как банковские резервы воздействуют на свойство банков создавать новые депозиты, увеличиваю предложение денег.

МВ = С + R,где

МВ – финансовая база;

С – наличность;

R – резервы.

Мs = С + D,где

D – депозиты до востребования.

Финансовый мультипликатор (m)– это отношение предложения денег к финансовой базе.

m = Ms / MB = Ms = m ´ MB

Финансовый мультипликатор возможно представить через отношение наличность-депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr(норму резервирования):

m = Ms / MB = C+D / C+R

Поделим почленно знаменатель и числитель правой части уравнения на депозиты D и возьмём:

M = cr + 1 / cr + rr ,

где cr = C/D,

rr = R / D

Величина сrопределяется поведением населения, решающего, в какой пропорции будут пребывать депозиты и наличность. Отношение rrзависит от нормы необходимых резервов, каковые коммерческие банки предполагают держать сверх нужной суммы. Сейчас предложение денег возможно представить как

Ms = ( cr + 1 / cr + rr ) x MB

Так, предложение денег прямо зависит от величины финансовой денежного мультипликатора и базы.Финансовый мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при повышении финансовой базы на единицу. Инструменты финансовой политики корректируют величину финансовой массы, влияя или на финансовую базу, или на мультипликатор. Выделяют три основных инструмента финансовой политики, благодаря которым ЦБ осуществляет косвенное регулирование финансово-кредитной сферы: изменение учетной ставки(либо ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки; изменение нормы необходимых резервов,т.е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ; операции на открытом рынке:купля либо продажа ЦБ национальных ценных бумаг (употребляется в государствах с развитым фондовым рынком).

ЦБ не имеет возможности всецело осуществлять контроль предложение денег, потому, что, к примеру:

1. Коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов(они входят в состав R), что воздействует на отношение rr и на мультипликатор.

2. ЦБ не имеет возможности совершенно верно предусмотреть количество кредитов, каковые будут выданы коммерческим банком.

3. Величина сr определяется поведением населения.

БАНКовский мультипликатор


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: