Предмет и метод естествознания

Введение

«Обучайся так, как будто бы правильных знаний тебе всегда не достаточно, и ты страшишься их растерять»

(Конфуций)

Рвение человека к познанию окружающего мира вечно. Одним из средств постижения тайн природы есть естествознание. Эта наука участвует в формировании мировоззрения каждого человека раздельно и общества в целом. Различные исследователи определяют понятие «естествознание» по различному: одни уверены в том, что естествознание – это сумма наук о природе, а другие что это единая наука. Разделяя вторую точку зрения, мы думаем, что структура естествознания иерархична. Будучи единой совокупностью знаний, оно складывается из определенного количества входящих в эту совокупность наук, каковые со своей стороны складываются из еще более дробных отраслей знания.

В целом, знания о природе человек приобретает из химии, физики, географии, биологии. Но они мозаичны, потому что любая наука изучает определенные «собственные» объекты. В это же время, природа едина. Целостную картину мироустройства разрешает создать особенная наука, воображающая совокупность знаний об неспециализированных особенностях природы. Таковой наукой возможно естествознание.

Во всех определения естествознания присутствуют два главных понятия — «наука» и «природа». В широком смысле слова «природа» — это все сути в нескончаемом многообразии собственных проявлений (Вселенная, материя, ткань, организмы и т.п.). Под наукой в большинстве случаев знают сферу людской деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности.

Цель естествознания — раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и растолковать на их базе новые явления, и указать вероятные дороги применения на практике познанные законы развития материального мира.

«Естествознание так человечно, так правдиво, что я хочу удачи каждому, кто отдается ему»

(Гете)

метод и Предмет естествознания

Естествознание — это независимая наука о картине окружающего мира и месте человека в совокупности природы, это интегрированная область знаний об объективных законах общества и существования природы. Она объединяет их в научную картину мира. В последней взаимодействуют два типа компонентов: естественнонаучный и гуманитарный. Их взаимоотношения достаточно сложны.

Европейская культура во многом была организована в эпоху ренесанса и имеет собственные корни в древней натурфилософии. Естественные науки не только снабжают научно-технический прогресс, но и формируют определенный тип мышления очень серьёзный для мировоззрения современного человека. Оно определяется умением и научными знаниями разбираться в окружающем мире. Одновременно с этим гуманитарная составляющая включает мастерство, литературу, науки об объективных законах внутреннего мира и развития общества человека. Все это образовывает культурный, мировоззренческий багаж современного человека.

Из глубины столетий в совокупность науки вошли две формы организации знаний: энциклопедическая и дисциплинарная.

Энциклопедизм — это свод знаний по всему кругу (энциклике) наук. К.А.Тимирязеву в собственности определение меры образованности личности: «Грамотный человек обязан знать что-то обо всем, и все о чем-то».

самая известная энциклопедия по естественной истории древнего мира, находящеяся в собствености перу Гая Плиния Старшего (23-73г) начинается с обзора древней картины мира: главные элементы мироздания, структура Вселенной, место Почвы в ней. После этого идут сведения по географии, ботанике, зоологии, сельскому хозяйству, медицине и т.д. Исторический взор на окружающий мир развивал Жорж Луи Леклерк де Бюффон (1707 — 1788) в собственном капитальном труде «Естественная история», где создатель разглядел Земли и историю Вселенной, развитие и происхождение судьбы по большому счету, растительного и животного мира, место человека в природе. В семидесятых годах двадцатого века вышла в свет книга германского натурфилософа Крауса Штарни «Werden and Vergehen», а в 1911 г. она была издана в Российской Федерации называющиеся «Эволюция мира». В десяти главах этого энциклопедического труда рассматривались последовательно неприятности макроструктуры Вселенной, состав звезд, туманности и т. п.; строение Нашей системы и Земли («ежедневник Почвы»), развитие и возникновение судьбы на Земле, описывается растительный и животный мир.

Так, энциклопедическая организация знаний дает гносеологическое отображение картины мира, основываясь на философских идеях о структуре мироздания, о месте Человека во Вселённой, о целостности и смысле его личности.

Дисциплинарная форма знаний появилась в римской Империи (подобно Римскому праву в юриспруденции). Оно связано с расчленением окружающего мир на предметы исследования и предметные области. Все это стало причиной более правильному и адекватному выделению небольших фрагментов мироздания.

На смену свойственной энциклопедии модели «Круга знаний» пришла «лестница» дисциплин. Наряду с этим окружающий мир расчленяется по предметам изучения, а единая картина мира исчезает, знания о природе покупают мозаичный темперамент.

В истории науки энциклопедизм либо интегрированность знаний вошла в базе философского осмысления довольно громадного количества фактов. В середине века, начиная с ренесанса, эмпирические знания быстро накапливались, что активизировало разделение науки на отдельные предметные области. Началась эра «разбегания» наук. Но, было бы неправильно вычислять, что разделение науки не сопровождается в один момент идущими в ней процессами интеграции. Это стало причиной упрочнению межпредметных связей. Прошедший, ХХ век, характеризовался столь бурным развитием дисциплин, изучающих неживую и живую природу, что выявилась их тесная сообщение.

В следствии обособились целые области знаний, где интегрировались кое-какие из разделов естественнонаучного цикла: астрофизика, биохимия, биофизика, экология и др. Обнаружение междисциплинарных связей положило начало современной интеграции научных отраслей. Благодаря этого появилась энциклопедическая форма организации знаний на новом уровне, но с той же задачей – познать самые общие законы мироздания и выяснить место человека в природе.

В случае если в отдельных отраслях науки происходит накопление фактического материала, то в интегрированном, энциклопедическом знании принципиально важно получение громаднейшей информации из мельчайшего числа фактов, дабы сделать вероятным выделение неспециализированных закономерностей, разрешающих осознать с единой точки зрения самые различные явления. В природе возможно найти достаточно большое количество, казалось бы, разнокачественных явлений, каковые, однако, разъясняются одним основным законом, одной теорией.

Разглядим кое-какие из них. Так молекулярно-клеточная теория утверждает идею о дискретности веществ и растолковывает протекание химических реакций, распространение запахов, процессы дыхания разных организмов, тургора, осмоса и т.д. Все перечисленные явления связаны с диффузией, обусловленной постоянным хаотичным перемещением молекул и атомов.

Еще пример. Приведем такие факты: по небу движутся звезды и планеты, воздушный шар поднимается и парит в небе, а камень падает на Землю; в океанах остатки организмов медлительно оседают на дно; у мыши узкие ноги, а у слона огромные конечности; наземные животные не достигают размеров кита.

Появляется вопрос, что неспециализированного между всеми этими фактами? Выясняется, что вес они – итог проявления закона глобального тяготения.

Так, естествознание формирует у человека научную картину мира, являясь наукой энциклопедического типа. Оно опирается на успехи разных естественных и гуманитарных наук.

В любой науке имеется собственный предмет изучения. К примеру, в ботанике – растения, в зоологии – животные, предмет генетики – наследование показателей в последовательности поколений, в астрономии – структура Вселенной и т.п.

Понятие, обозначающее предмет изучения естествознания, должно быть обобщающим. Оно должно включать и атом и человека, и Вселенную. Такое понятие введено В.И. Вернадским еще в тридцатые годы прошлого столетия. Это природное естественное тело: «Любой объект естествознания имеется естественное тело либо естественное явление, создаваемое природными процессами».

В.И. Вернадский выделил три типа природных (естественных) тел: косные, живые и биокосные.

В целом главные различия живых и косных тел касаются не материально – энергетических процессов. Биокосные тела – это итог закономерного сотрудничества косных и живых природных тел. Они свойственны для биосферы Почвы. Им свойственна биогенная миграция химических элементов. Биокосными есть большинство земных вод, земля и т.д.

Итак, предмет естествознания – природные тела и природные являения. Они достаточно сложны и многообразны; их развитие и существование происходит на базе множества более либо менее частных закономерностей (молекулярно-кинетические явления, тепловые особенности тел, проявление гравитации и т.п.)

самые общими законами развития и существования окружающего мира являются всего два закона: закон сохранения и закон эволюции вещества и энергии.

Таблица 1.

Концепции современного естествознания. Часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: