Предмет и методы философии

Предметом именуется круг вопросов, каковые изучает философия. Неспециализированную структуру предмета философии, философского знания составляют четыре главных раздела:

1. онтология (учение о бытии).

2. гносеология (учение о познании)

3. человек

4. общество.

В рамках данных четырех главных разделов философии возможно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

  • сущность бытия;
  • происхождение бытия;
  • материя (субстанция), ее формы;
  • сознание, его природа и происхождение;
  • сознания и взаимоотношение материи;
  • бессознательное;
  • человек, его существование и сущность;
  • духовный мир человека;
  • общество;
  • человек и общество;
  • природа;
  • общество и природа;
  • духовная сфера судьбы общества;
  • материально-экономическая сфера судьбы общества;
  • социальная сфера общества;
  • публично-экономические формации, цивилизации;
  • возможности человека, общества;
  • экология, неприятности выживания;
  • особенности познания;
  • влияние познающего субъекта на его результаты и процесс познания;
  • безграничность и ограниченность познания;
  • перемещение;
  • философские категории;
  • ее законы и диалектика;
  • иные вопросы.

Главными способами философии (дорогами, средствами, благодаря которым осуществляется философское изучение) являются:

1. диалектика,

2. метафизика,

3. догматизм,

4. эклектика,

5. софистика,

6. герменевтика.

Диалектика — способ философского изучения, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, трансформаций, развития, следствий и причин, борьбы и единства противоположностей.

Метафизика — способ, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

  • обособленно, сами по себе, а не с позиций их взанмосвязанаости;
  • статично (игнорируется факт постоянных трансформаций, самодвижения, развития);
  • конкретно (ведется поиск полной истины, не уделяется внимания несоответствиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и окончательно принятых убеждений, недоказуемых, «данных более чем» и носящих полный темперамент. Этот способ был свойствен средневековой теологической философии.

Эклектика — способ, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в следствии, которого достигаются поверхностные, но снаружи похожие на правду, кажущиеся точными выводы. Довольно часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взоров, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих настоящей ни онтологической, ни достоверности и гносеологической ценности (в средние века — в религии, на данный момент — в рекламе).

Софистика — способ, основанный на выведении из фальшивых, но искусно и некорректно поданных, как подлинных, посылок (суждений). Или новой посылки, логически подлинной, но фальшивой по смыслу или любой другой удачной для человека, принимающего этот способ. Софистика была распространена в Старой Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и употреблялась как прием ораторского мастерства.

Герменевтика — способ истолкования смысла и правильного прочтения текстов. Обширно распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими способами являются:

1. материализм,

2. идеализм,

3. эмпиризм,

4. рационализм.

При материалистическом способе реальность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — имеется проявление материи. Материалистическо-диалектический способ господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной русском.

Сущность идеалистического философского способа — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический способ особенно обширно распространен в Соединенных Штатах и последовательности государств Западной Европы, к примеру, в Германии.

Эмпиризм — направление и метод в познании, в соответствии с которому в базе познавательного процесса, знания лежит опыт, приобретаемый в основном в следствии чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в чувственных ощущениях и опыте».)

Рационализм — направление и философский метод в философии в силу которого подлинное, полностью точное знание возможно достигнуто лишь посредством разума (то ость, выведено из самого разума) без ощущений и влияния опыта. (Все возможно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).

Структура философии

Структура философии

Уже на начальной стадии становления философии начала складываться своеобразная структура философского знания и определились главные функции философии. Исторически первыми, базовым элементами философии стали онтология, гносеологияи этика.Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

По мере развития философии не считая онтологии, этики и гносеологии в ней оформляются новые области, философские дисциплины:логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методика науки, история и аксиология философии. Сейчас философия является комплексом дисциплин, в котором, не считая указанных, имеется пограничные между другими областями и философией духовной судьбы общества концепции. К ним относят, к примеру, философию религии, философские вопросы естествознания, философию техники и т. д.

В функциях философии выражается ее назначение, ее роль в преобразовании и осмыслении действительности; ее функции показывают, какую роль играется философия в жизни людей, для чего человек может применять философское знание.

Структура философии

О структуре философии до сих пор ведутся споры. Самый распространенной точкой зрения есть ее трактовка как складывающейся из трех тесно между собой связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (общая теория сокровищ).

На онтологическом уровне решаются неприятности самые общих взаимоотношений между человеком и миром. Человек как особенная мыслящая структурная единица реального мира и бытия нужно вступает с ним во сотрудничество. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в базе мира (к примеру, материальная либо духовная субстанция). Человек пробует распознать главные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един либо множественен мир, в каком направлении он начинается и начинается ли по большому счету.

В чем специфика постановки для того чтобы рода вопросов, к примеру в отличие от частных наук?

Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о самые общих предпосылках бытия, о самые общих взаимоотношениях между человеком и миром, о общих закономерностях бытия как такового. Это порождает разнообразие философских совокупностей по их ответу онтологических неприятностей. К примеру, философы, по-различному отвечающие на вопрос о том, что лежит в базе мира: дух либо материя, дают нам идеалистическое либо материалистическое ответ данного вопроса. Мыслители, каковые кладут в базу мира одну либо пара субстанций (духовных либо материальных), подразделяются на дуалистов и монистов и т. д. Философов объединяет их неспециализированное проблемное поле, и разнообразие взоров осуществляется в единых предметных рамках.

Являясь частью бытия, человек одновременно с этим в некотором роде противостоит ему и поймёт это собственный противостояние. Одна из реализаций таковой ситуации разрешает разглядывать целый окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о обоснованности и познаваемости мира отечественных знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о закономерностях и знании познавательной деятельности человека. Тут на первый замысел выходит неприятность сотрудничества между познающим познаваемым объектом и субъектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает познания обоснования и проблемы знания как таковых. Представитель частных наук в рамках собственного предмета ни при каких обстоятельствах не ставит вопроса о познаваемости мира, потому что сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое разрешает его принципиально познавать, пускай и в предметно ограниченном смысле.

Человек есть существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально принимает и поймёт собственный существование, взаимоотношения с другими людьми, собственные права и обязанности. Эти неприятности решаются на аксиологическом уровне. Тут происходит обнаружение общих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его поведения и практической деятельности. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а в первую очередь человеческое отношение к бытию.

Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению настоящего бытия, предметного мира. В этом смысле практика есть как бы активным связующим моментом между человеком и миром, между мышлением и бытиём. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для развития человечества и своего развития в целом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Он способен деятельно влиять на окружающую его реальность, применяя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, фактически реализуя, к примеру, собственные представления о желаемом устройстве общества и мира. Но человек может создавать и такие преобразования, каковые становятся угрозой существованию самого человечества. В данной связи философия исследует мировоззренческие правила практической деятельности человека, производя на основании ее сочетания и познания истины с интересами и общечеловеческими ценностями некую неспециализированную совокупность норм данной деятельности, ее ограничения и параметры.

Для каждого уровня философии характерной есть определенная философская дисциплина. Но, потому, что философия представляет собой целостное знание, не все ее дисциплины конкретно возможно отнести к какому-то одному уровню, а помимо этого, имеются как бы «вспомогательные», но нужные для философии дисциплины. Не считая онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие главные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в следствии разделения философского знания. Назовем их.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения развития и формы мыслей знаний, методы и приёмы познания, и особенные законы мышления.

В каком-то смысле это дисциплина запасной, и ее предмет на современном этапе существенно отходит от фактически философских неприятностей. Но в один момент это дисциплина философская. Как мы не забываем, у Аристотеля она кроме того предшествует ответу метафизических неприятностей, формируя аналитическую культуру мышления, если не сводить ее лишь к формальной логике. Не обращая внимания на то что логика изучает формы мышления, она не свободна от онтологических предпосылок.

Хорошая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, умозаключении и суждении, и учение о способах логического изучения, опровержения и доказательства. Помимо этого, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические неприятности. Современная логистика пытается к математизации и предельной формализации. Она трудится с логическими исчислениями, осознаваемыми как совокупность знаков (знаков) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает кроме этого многозначные совокупности, при которых высказывания смогут принимать большее количество значений, чем истина либо неправда. Серьёзным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие необычные методы рассуждений, которые связаны с применением модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (к примеру, без применения некоторых фундаментальных законов логики либо с ограничением области их применения) и пр.

Философская антропология исследует неприятности природы, существования и сущности человека как особенной формы бытия. Эта дисциплина получает особенное значение в наши дни, в то время, когда развитие человечества в целом делается все более осмысленным и человек чувствует острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку хорошее существование.

В центре внимания этики находится неприятность хороша. Цель этики – распознать фундаментальные, предельные основания честных, разумных и осмысленных действий в совместной судьбе людей. Наряду с этим выдвигаемые этические правила должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты либо соглашения.

Эстетика исследует сущность красивого, формы его проявления в природе и искусстве, и его действие на принимающего. Эстетика строится или чисто функционально-описательно, в то время, когда эстетические объекты теоретическому осмыслению, или нормативно-дискурсивно, в то время, когда выдвигаются кое-какие критерии красивого. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, и форм переживания и эстетического восприятия. В современной эстетике широко применяются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия – дисциплина, которая связана с выяснением вопросов о том, что такое общество, что возможно отнести к публичным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии есть философия истории, которая исследует сущность, ход и смысл человека и истории общества как субъекта исторического процесса.

По собственному формальному статусу эта дисциплина должна быть отнесена к разряду запасных, о которых обращение отправится ниже. Но, потому, что человек реализует себя как личность в первую очередь в обществе, вопросы публичного развития, дорог его трансформации очень серьёзны для человека, что и разрешает сказать о социальной философии как одной из главных философских дисциплин.

Философия языка разглядывает происхождение, функции и развитие языка, и его значение в жизни общества и человека. Традиционно анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языковой анализ. Он осуществляется при помощи использования науки и критики языка логики, а его цель – создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям правильной науки. И второе направление – «философия естественного языка», в которой анализируются обыденные языки с целью обнаружения их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной религиозного сознания и веры, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Тут выясняются фундаментальные предпосылки для того чтобы феномена, как вера, анализируются религиозные представления, тексты, установления.

Философия права решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой возможно вывести все конкретные правовые нормы? Второе направление изучений – обнаружение соотношений права с моралью, религией, политикой, страной, властью, экономикой.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, разглядывает структуру, функции и суть страны, закономерности его особенности и развития управления, разбирает главные движущие силы (социальные группы, партии), каковые воздействуют на его существование.

Сказанным выше во многом определяются последовательность и структура изложения материала в настоящем издании, складывающемся из двух частей. В первой части дается систематическое изложение истории западной и отечественной философии от ее зарождения до наших дней. Во второй части представлено теоретическое содержание ядра философии, кое составляют онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, и дополняющих фактически философию довольно независимых отраслей философского знания – философии религии, философии права, философии науки, некоторых вторых отраслей.

Предмет, функции и структура философии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: